«Бых в дусе в день
недельный, и слышах за
собою глас велий яко трубы глаголющия: Аз есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Откр. 1, 10).
Имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы превыше всех остальных; это имя — «еже паче всякаго имене» (Флп. 2, 9). Учение о
Святой Троице есть центр всего догматического учения нашей Церкви, догмат из догматов.
Именно это мы исповедуем в Символе Веры: мы провозглашаем триипостасность Божества. Вот
почему наша вера отличается от других: мы веруем, что Бог един,
но имеет три ипостаси — Отец, Сын и
Святой Дух. Святая Троица,
помилуй мір Твой!
Божественная Литургия, которая служится в храме, тоже начинается с
призывания Святой Троицы:
«Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки
веков».
Что означают эти слова, если попытаться выразить их более простым языком? «Господи Боже мой, как прекрасен мир,
материальный и духовный, который создал Ты, Отец, через Сына в Духе Святом!
Троица Святая, слава Тебе!».
* * *
Давайте поговорим, дорогие мои, о Святой Троице. Прежде всего, мы должны с горечью
сказать, что современное поколение совершенно
не интересуется духовной жизнью и вопросами веры. Но не так было в прошлом. Например, в III–IV веках
вопрос о Святой Троице
вызывал у людей самый живой интерес.
Св. Афанасий Великий, выдающийся поборник Православной веры, не жалел своих сил для защиты
православного вероучения.
Арий отрицал божественность Христа. Его
последователи,
понимая, что это лжеучение не
пройдет, захотели внедрить его незаметно, путём компромисса. Но некоторые вещи несовместимы, например, несовместима правда и ложь…
И какой же они предложили компромисс? «Мы не просим ничего другого, — сказали они, — кроме изменения Символа веры всего на
одну букву. Там, где написано «Рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же
вся быша» (2-й член Символа веры), нужно добавить всего одну «йоту», наименьшую
букву греческого алфавита. Чтобы вместо «ομοούσιον» (единосущный) стало «ομο-ι-ούσιον» (подобосущный)».
Но таким образом полностью изменилось бы учение нашей Церкви. Одно дело — «единосущный», и совсем другое дело — «подобосущный». Православные не
согласились на это. И всего лишь из-за одной этой «йоты»
происходили величайшие столкновения, и многие верующие пожертвовали своим
здоровьем и жизнью, став исповедниками и мучениками, чтобы Символ веры
остался без
изменений.
Вы видите, какими были
тогда верующие? Сегодня, к сожалению, они равнодушны. Если заговоришь с ними на тему догматов, они будут скучать и зевать. Но стоит завести разговор о деньгах, о
женщинах и гулянках,
о соседях и свадьбах, о
политике и выборах… они будут слушать тебя до утра.
О Святой Троице, о догмате догматов? Им не интересно. Итальянский интеллектуал Джованни Папини был сначала неверующим, а затем уверовал в Бога и, изучая Евангелие, написал книгу «История Христа», которая была переведена на многие языки. Там он говорит, что люди сегодня не верят в Святую Троицу, они поклоняются «троице» міра сего.