Из притчи
о злых виноградарях
«Злодеев
сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые
будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21, 41).
О виноградарях, дорогие мои, о виноградарях рассказывает нам
сегодня Святое Евангелие. Те работники, которым Бог доверил свой виноградник,
оказались плохими, они не принесли ожидаемых Им плодов. Вот почему в конце
притчи говорится о том, что Он накажет плохих работников по заслугам, а
виноградник отдаст другим виноградарям, хорошим, которые принесут плоды его Небесному
Хозяину.
В винограднике Божием, то есть в Церкви, одни виноградари —
плохие, другие — хорошие. Кто такие виноградари? Ими являются служители Церкви,
клирики. Вот почему мы сначала поговорим о плохих, а затем о хороших клириках.
* * *
Есть страшное пророчество, которое сказал святой Косма
Этолийский, и оно исполняется в наши дни. Его спросили: каковы признаки
приближающегося конца света?
Он ответил: «Было время, когда священники жили, как ангелы: не
любили денег, не стремились к славе, не имели страстей; за свою чистоту и горячую
любовь к Богу они были очень почитаемы в народе, потому и миряне, беря с них
пример, вели себя как настоящие христиане. Но наступят, — говорит он, — проклятые
годы, когда клирики падут и деградируют в высшей степени. И тогда, когда священники будут жить как миряне, а миряне будут
жить как скоты, наступит конец света».
Что он имеет в виду, когда говорит, что батюшки будут жить
как миряне?
Точно так же, как ходит в кафе мирянин, пойдет и священник.
Ходит в кино мирянин, пойдет и священник.
Стрижёт волосы мирянин, будет стричь и священник.
Играет в футбол мирянин, будет играть и он.
Играет в карты мирянин, будет играть и он.
Некоторые батюшки даже ходят на танцы. Снимают рясу и камилавку
и пускаются в пляс…
Таковы современные батюшки, которые хотят «вдохнуть новую
жизнь» в Церковь. Но православный народ чувствует к ним отвращение.
Все, о чем говорил святой Косма Этолийский, происходит в
наше время. К сожалению, осталось совсем немного тех, кто выступает против
этого. Я не знаю, что ждет нас завтра и изменится ли ситуация, но пока мы,
насколько сможем, будем хранить честь Православия; нам все равно, что говорят и
делают модернисты.
Святой Косма Этолийский говорит: «Когда священники будут
жить как миряне, а миряне будут жить как скоты, тогда наступит конец света». И
теперь уже слышно, как миряне говорят: «Батюшка тоже делает это… Батюшка идет в
театр, батюшка идет в кино, батюшка идет на стадион, батюшка идет то туда, то сюда.
Его матушка носит мини, его дочери гуляют направо-налево, его сыновья следуют
всем веяниям моды міра сего. Есть ли разница в поведении между батюшкой и мирянином? К служению у алтаря
начинают относиться как к ремеслу, а к храму — как к месту для бизнеса и продаж…
Оттого-то и наш народ все больше теряет человеческий облик и становится похож
на скотов.
Конечно, говоря такие вещи о духовенстве, мы не обвиняем всех
клириков. Мы прекрасно знаем, что есть и такие священники, которые являются добрыми
виноградарями и почитают достоинство священного сана. Может быть, большинство и
уклонилось с правого пути, но все равно есть небольшое количество благочестивых
иереев.
По учению нашей Церкви, священник
должен быть подобен ангелу в міре сем. Когда-то один английский
путешественник побывал на Кипре и, вернувшись в Англию, сказал: «На Кипре мне
довелось повидать ангела!». Когда его спросили, что это был за ангел, он отвечал:
это архиепископ Киприан — святой человек, не сребролюбивый, обыщи его — не
найдешь ни гроша, постник и молитвенник... Кто был этот Киприан? Когда в 1821
году вспыхнула революция, восстали и киприоты. Свобода! — кричали они. Тогда
турки взяли ножи, сели на корабли, поплыли на Кипр и разграбили остров.
Киприана поймали ночью и повесили — тело святого Киприана висело целых три дня!
Вместе с ним убили триста священников и других выдающихся жителей острова.
Вот пример хорошего виноградаря! Как ангел стоит он над этим островом и благословляет его.
И таким был не только Архиепископ Киприан в ту историческую эпоху на Кипре, но по всей Православной Церкви во все времена было достаточно добрых виноградарей, пекущихся о сохранении вверенного им виноградника. Равноангельским житием и добрым попечением о пастве отличались многие пастыри-мученики Православной Церкви: каждый хороший епископ и каждый хороший священник.
Возможно, батюшки тогда были неграмотными, но зато в сердце
у них был Христос и родная страна. Куда же пропали все эти отцы? Теперь все кругом
образованные, закончили семинарии и богословские факультеты, говорят по-французски
и по-английски, подстригают волосы и щеголяют модно подбритой бородой, носят
новенькие отглаженные рясы «с иголочки»... Но вопрос: что у них осталось от
святости? Они не стоят и мизинца отцов, живших в прошлом, которые ради паствы жертвовали
собой.
Во времена турецкого владычества в селе Акритас (Флорина)
жил один батюшка-герой, добрый виноградарь, настоящий Ангел Хранитель своих духовных
чад. Была у них в деревне красивая девушка. Ночью турки, словно хищные ястребы,
схватили эту девушку и отправили к султану в гарем. Кто осмелится сказать хоть
слово против? Сначала батюшка плакал два дня. А потом этот отец, которого некоторые
считали безумцем (а все потому, что он юродствовал и действовал не так, как было
привычно другим), ночью перелазит через забор, входит в гарем, хватает девушку-христианку
и уводит ее, а потом убегает в Россию спасаться от гнева султана... Такие были раньше
священники. Защитники вдов и сирот, человеколюбивые и милосердные, с безграничной
отцовской любовью в сердце…
Ангелы Хранители и добрые виноградари для нашего
истерзанного народа — это священнослужители, которые удерживают наш народ словом
Божиим. Как Кипр просуществовал три тысячи лет? Завоеватели приходили один за
другим. Но им не удалось потушить пламя веры. Кто поддерживал его горение?
Обычный батюшка. Он подливает масло, и лампада нашей страны не угасает. Такова наша
Церковь с ее добрыми виноградарями.
Однако греческое государство проявило позорное отношение к
Церкви. Хотите, я расскажу вам историю? Когда это место было освобождено, во
Флоринской митрополии произошло следующее. Прибыли служители ада, губернаторы и чиновники
(в большинстве своем масоны). И что они сделали? Ах, — говорят они, — нам
теперь не нужны церкви и священники. И однажды они пришли, чтобы конфисковать здание
митрополии, выгнать оттуда митрополита и сделать это здание школой!.. Смотрите,
в каком презрении находится священный сан.
Хорошо зная ситуацию в нашей стране, я вам скажу: Греция — это
прекрасный виноградник, имеющий хорошую почву. Но если ты оставишь его без ухода,
он зарастет сорняками и пропадет. Возделывает этот сад духовенство, добрые
виноградари. Если мы его тщательно вскопаем, если польем его своими слезами,
если возделаем его, то этот сад даст обильный плод и станет прекрасен.
* * *
Дорогие мои! Давайте мы все будем бороться за то, чтобы наша страна стала державой Господней. Если произойдет разворот в сторону нравственности и веры, наша страна возродится и станет уделом Божьим, яркой звездой, и мы все прославим Христа, Которого, чада, воспойте и превозносите во вся веки. Аминь.
† Митрополит Флоринский Августин (Кантиотис)
Аудиозапись проповеди, которая прозвучала в храме святого Пантелеимона во Флорине, 7 ноября 1973 года.
Источник: https://katanixi.gr/yparchei-mia-tromeri-profiteia-poy-eipe-o-agios-kosmas-o-aitolos/
@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.