«Отношение Церкви и каждого
в отдельности верующего к Богородице подобно тому, что испытывал Архангел
Гавриил в момент Благовещения: глубочайшее удивление и восхищение» (митрополит
Морфский Неофит).
+++
Благоговение нашей Церкви по отношению к Пресвятой
Богородице проявляется в огромном количестве песнопений, молитв и других
выражений любви, которые похожи на реку, текущую сквозь человеческое время вот уже
два тысячелетия. И эта река продолжает непрестанно пополняться водой и расширяться. Богородица
присутствует в Церкви повсюду: прежде всего, на каждой Литургии, где воззвание
ко Спасителю происходит с упоминанием Ее имени: «Молитвами Богородицы, Спасе,
спаси нас!». Но даже если отложить в сторону Литургии и другие службы,
специально обращенные к Ней, как, например, Акафист или молебные каноны ко
Пресвятой Богородице, нет такой церковной службы, которая не содержала бы посвященных
Ей песнопений или молитв. Ее икона всегда находится слева от Царских врат, с
горящими перед нею свечами, как и перед иконой Христа, а также во всех
христианских домах; в честь Нее освящены бесчисленные храмы и монастыри — в
одном только в Константинополе, городе, посвященном Богородице, их когда-то было
двести. Многие святые паломничества совершаются в местах, связанных с чудесами Пресвятой
Богородицы; в традициях, верованиях и народных пословицах имя Богородицы
упоминается с необыкновенным почетом, благодарностью и доверием.
Неослабевающая сила этого благоговения перед Пресвятой
Богородицей заставляет некоторых видеть у нас, православных, некую «странность»:
хотя с одной стороны, на уровне Литургии и других богослужений почитание Девы
Марии знаменуется невероятным богатством словесного выражения, с другой
стороны, догматические формулировки относительно Богородицы довольно лаконичны.
Помимо упоминания в Символе Веры о Воплощении Христа, «от Духа Свята и Марии
Девы» и наименования «Богородица», данного Ей Третьим Вселенским Собором,
состоявшимся в Эфесе в 431 году от Р. Х., Православная Церковь не составляла
иных, более глубоких догматических формулировок в отношении Богородицы.
Тем не менее, это не является странным. Если Церковь
предпочла не формулировать более подробные догматы о Богородице, то это потому,
что она всегда рассматривает Богородицу в христологической перспективе — по
отношению ко Христу. Тот же догмат Эфесского собора о Богородице был
сформулирован для противодействия христологической ереси Нестория, утверждавшего,
что Мария была Матерью Христа как человеческой личности, а не как Богочеловека,
— подразумевая таким образом, что Христос имел две ипостаси, а не одну, — и следовательно
не могла называться Богородицей. Поэтому Православная Церковь мирно настаивала
на традиционном славословии Пресвятой Девы Марии и именовании Ее Богородицей,
глубоко укоренившемся в христологии и использующем в качестве средства для
выражения литургическую поэзию и богослужебное искусство.
Церковь не видит Деву Марию вне христологической
перспективы. В лице Марии мы чтим не просто некую деву из Назарета, но Приснодеву
Богородицу. На православных иконах Богородица редко изображается без своего
Божественного Сына. И честь, воздаваемая Ей, сосредоточена, прежде всего, на том
месте, которое Она занимала и продолжает занимать как Богородица в Божественном
плане спасения людей.
Дева Мария, представляющая весь человеческий род, всего
человека, но также и всё творение, была той, которая смогла достичь наивысшего
благоволения, наивысшей чести от Бога, чтобы сказать великое «да», добровольно
согласиться на предложение, спасительное для всего человеческого рода, и стать
«Колесницей Слова», стать Богородицей, Матерью Божьей. Благодаря Богородице
человечество поднимается от своего падения, и в конце концов, ему удается ухватить
протянутую ему Богом руку. И когда пришла полнота времен, благодаря Ее согласию
стало возможным для Безначального и Безтелесного Бога вочеловечиться, «нашего ради
спасения».
Итак, мы видим, что дело спасения является результатом
синергии двух свободных воль — Бога и Богородицы, то есть человека. Божественное
изволение о спасении всех людей существовало всегда, было некоей данностью.
Однако для осуществления плана Божественного Домостроительства необходимо было
и свободное согласие человека. Потому что спасение, которое было бы навязано
Богом в одностороннем порядке, которое нарушило бы свободу человека, данную ему
«по образу Божию», было бы не настоящим спасением, но насилием над человеком. Изволение
Божие о нашем спасении не могло бы воплотиться в действительность, если бы Дева
Мария не уверовала в него и не согласилась бы ему послужить. Таким образом, Богородица
является соучастником, добровольным помощником в деле спасения, а не просто
инструментом: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).
Дева Мария — это священный и непорочный жертвенный дар человеческого рода Богу,
о чем очень точно говорится в рождественской стихире: «Что Тебе принесем,
Христе, яко явился ecи на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших
тварей благодарение Тебе приносит: Ангели пение; небеса звезду; волсви дары;
пастырие чудо; земля вертеп; пустыня ясли; мы же Матерь Деву…». Богородица по Своей чистоте превышает всех ветхозаветных праведников; это самый благоуханный
цветок всего человечества.
Наша Церковь известным гимном преподобного Космы епископа
Маиумского осмеливается назвать Богородицу «Честнейшей Херувим и славнейшей без
сравнения Серафим». Это не фигура речи и не лирический образ. Как правило, наши
богослужебные тексты говорят о фактах, о том, что имеет место в
действительности. Место Богородицы в Божественном плане всеобщего спасения превышает
даже место Ангелов, потому что Ангелы, как бестелесные существа, не могли
предложить тело, материальность для реализации таинства Воплощения. А
Богородица, принося Себя Богу, была удостоена чести носить во чреве самого
Творца, Того, Кто сотворил и Серафимов, и Херувимов.
Таким образом, эта Дева, родившаяся посреди падшего мира и
жившая в определенную историческую эпоху, Своей волей, неуклонно обращенной к
добру, и Своей чистой, святой, непорочной жизнью привлекает Божественную
благодать, становится соработницей Божией в плане спасения. Она становится
новой Евой, благодаря которой «проклятие» первой Евы прекращается. И благодаря
ей рождается Новый Адам, воплощенный Бог Слово, чтобы исправить ошибку праотца
Адама и ради спасения человека победить смерть.
Став Божией Матерью, Дева Мария свидетельствует обо всех деяниях
Бога Отца, совершаемых Им через Сына в Духе Святом. Благодаря сверхъестественному,
от Святаго Духа, воплощению Христа, от Девы Марии рождается новое человечество,
новый человек, «новое творение» во Христе. И всему творению придается новый
смысл, который суть цель и причина существования человеческого рода: его
грядущее преображение о Господе.
Таким образом, можно сказать, что Дева Мария ведет Церковь
к пониманию и разъяснению Таинства Сына Божия, Который становится Человеком, не
переставая быть Богом. Своим Божественным материнством Богородица также
свидетельствует о том, какова природа нашей Церкви по своему существу, и о жизни
тех, кто унаследовал спасение. Церковь — это Тело Христово и Храм Святого Духа,
как и Она Сама. Подобно Деве Марии, Церковь — это «невместимаго вместилище», это
«палата всех Царя» и «пространное селение Слова». Церковью «обновляется тварь»
и нам вручается «ключ Царствия Христова». Нам дается «мост, преводяй сущих от
земли на Небо». Богородица олицетворяет обращенный к каждому из нас призыв к
святости, призыв о рождении Духом Святым нового человека во Христе — в нас и в
мире. В житии Пресвятой Богородицы повторились все события, что были и в жизни
Господа нашего Иисуса Христа — Благовещение, Рождество, Страдания на Кресте, а
также — при Ее Успении и переходе к вечной жизни — Сошествие во ад, Воскресение
и Вознесение на Небеса.
Все это мы видим из жития Пресвятой Богородицы и из Ее незаметного,
скромного присутствия на месте описываемых в Евангелии событий. Ее
свидетельство — молчаливо. Ее появления и упоминания о ней в Евангелиях очень
малы. Ее сообщение миру о Боге относится к категории знамений. Уже пророк Исаия
употребляет слово «знамение», пророчествуя о Вочеловечении: «Итак Сам Господь
даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»
(Ис. 7, 14). То же и в Откровении: «И явилось на небе великое
знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из
двенадцати звезд» (Откр. 12, 1). Знамение, которое противоречит
логике мира, поскольку сочетает в себе девственность и материнство: «Чужде
матерем девство, и странно девам деторождение:», — говорит в псалме святой
Андрей Критский и в завершение отмечает: «На Тебе, Богородице, обоя устроишася».
Это знак, данный самим Богом. Он не навязан, но дан. Поэтому его необходимо найти.
Живя Христом и Церковью, мы открываем для себя Матерь Божию
и тайну Ее Материнства. И, как показал Эфесский Вселенский Собор, открывая для
себя «сущую Богородицу», мы открываем для себя самого Христа и Церковь. Деву
Марию совсем не сложно понять. Она умеет молчать, но Она также умеет
присутствовать там, где Ее ищут. Ее молчаливое свидетельство становится
безмерной милостью для тех, кто взывает к Ее благодати, Она становится «любовью,
всякое желание побеждающей».
После Своего божественного перехода (на Небо) Богородица соцарствует
на Небесах со Своим Сыном. Занимая это высокое положение и имея великое дерзновение
к Богу, как «Матерь Живота», с Ее «непостыдным предстательством», Она очень
сильно поддерживает человеческий род, является неиссякаемым источником благодатной
помощи, действует как Матерь всех верующих, Надежда и Защитница христиан. Ее
чудотворная благодать, особая и более сильная, чем у других святых, проявляется
перед людьми многообразными способами, даруя им исцеление и помощь во всякой
нужде.
Таинство Богородицы нельзя проанализировать, определить словами. Поэтому отношение Церкви и каждого в отдельности верующего к Богородице подобно тому, что испытывал Архангел Гавриил в момент Благовещения: глубочайшее удивление и восхищение. Предстоя перед Богородицей, мы не можем сказать ничего иного, кроме: Радуйся, Невесто Неневестная!
Митрополит Морфский Неофит, 2010 г.
Источник: https://aktines.blogspot.com/2010/08/blog-post_1315.html
@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.