воскресенье, 6 сентября 2020 г.

Протопресвитер Анастасий Гоцопулос: «Совместная молитва с еретиками». Часть 2.


 Часть 2

«НЕ ПОДОБАЕТ МОЛИТЬСЯ 

С ЕРЕТИКАМИ ИЛИ РАСКОЛЬНИКАМИ»[1]


Изучение опыта применения принципа акривии в Церкви



Что означает «совместно молиться»? 
Почему нельзя совершать совместную молитву с еретиками и раскольниками?

Протопресвитер Анастасий Гоцопулос
Настоятель храма св. Николая (г. Патры)


Данная статья является 2-й частью исследования о совместной молитве.
В предыдущей части мы показали, что, в соответствии с практикой применения принципа акривии в вопросе совместной молитвы с еретиками или раскольниками, такая молитва считается абсолютно недопустимой, и прещения, которые определяют священные каноны для нарушителей, очень суровы: извержение из сана для клириков и отлучение от Церкви для мирян.
Однако, как особенно подчеркивает Патриарх Иерусалимский Досифейi, обобщая многовековое пастырское предание нашей Церкви, «церковные дела рассматриваются двумя способами: с позиции акривии и с позиции икономии; и когда их невозможно решить, следуя акривии, применяется принцип икономии».
В таком случае возникает вопрос: может быть, при каких-то обстоятельствах «по икономии»ii позволительна совместная молитва и это не будет нарушением священных канонов и не повлечет за собой никаких канонических последствий?

Протопресвитер Анастасий Гоцопулос: «Совместная молитва с еретиками». Часть 1.


Часть 1

«Не подобает молиться 
с еретиками или раскольниками»[1]
Изучение опыта применения принципа акривии в Церкви

Что означает «совместно молиться»?
 
Почему нельзя совершать совместную молитву с еретиками и раскольниками?


Протопресвитер Анастасий Гоцопулос

Настоятель храма св. Николая (г. Патры)


Правильны ли аргументы современных экуменистов, которые они приводят в пользу совместной молитвы?

Данная статья является 1-й частью нашего исследования.

(См. 2-ю часть)


Согласно учению нашей Церкви, которое начало формироваться еще с апостольских времен, ересь оказывает разрушительное воздействие на человека. А именно, ересь отдаляет человека от Бога и ведет его к погибели. Именно по этой причине Господь и Апостолы особенно строго относились к «губительным ересям» (гр. αιρέσεις απωλείας)[1].

Отцы Церкви отмечают величайшую опасность впадения в ересь и, следуя наставлениям Апостолов[2], призывают христиан, а особенно всех несведущих в вере, чтобы они не имели никаких отношений с еретиками, потому что это представляет несомненную опасность для их спасения[3].

Однако, к сожалению, многие из тех, кому чужды дух Святых Отцов и жизнь нашей Церкви, считают причиной этих запретов ненависть и враждебность Церкви к еретикам. Но св. Нектарий, обобщая Православное учение, говорит нам следующее: «Отвращайся неверия, ереси и раскола, но не самого человека: неверующего, еретика или раскольника. Уклоняйся от заблуждений, но не от природы. По причине заблуждений человек отличается от нас, он может быть отвратительным и достойным ненависти. А по природе он родной нам и близкий, он достоин милости и сочувствия, многой заботы и внимания»[4]. «Запреты по поводу любого рода общения с еретиками, главным образом, были продиктованы любовью Церкви. Иными словами, Церковь пыталась, с одной стороны, защитить своих здоровых членов от душепагубного недуга еретиков, а с другой стороны — заинтересовать последних изучением Её позиции и дать им понять, что они находятся на ошибочном пути. Таким образом, их отстранение от общения имело одновременно и воспитательный характер»[5].

Рассматривая святоотеческое учение о наших взаимоотношениях с еретиками, мы замечаем, что Святые Отцы с особенной строгостью запрещают общение с еретиками и раскольниками[6], когда это касается богослужения и совместной молитвы. Существует множество высказываний Святых Отцов по этому вопросу[7], но невозможно будет охватить их в достаточной мере в рамках одного небольшого исследования. В данной статье мы сосредоточим внимание только на том, как предписывает поступать каноническая традиция нашей Церкви, когда речь заходит о совместной молитве с еретиками, и, конечно, на точном и неукоснительном применении священных канонов по принципу акривии.