Часть 1
«Не подобает молиться
с еретиками или раскольниками»[1]
Изучение опыта применения принципа акривии в
Церкви
Что означает «совместно молиться»?
Почему нельзя совершать совместную молитву
с еретиками и раскольниками?
Протопресвитер Анастасий Гоцопулос
Настоятель храма св. Николая (г. Патры)
Правильны ли аргументы современных экуменистов, которые они приводят в пользу
совместной молитвы?
Данная статья является 1-й частью нашего исследования.
Согласно учению нашей Церкви, которое начало
формироваться еще с апостольских времен, ересь оказывает разрушительное
воздействие на человека. А именно, ересь отдаляет человека от Бога и ведет
его к погибели. Именно по этой причине Господь и Апостолы особенно строго
относились к «губительным ересям» (гр. αιρέσεις απωλείας)[1].
Отцы Церкви отмечают величайшую опасность впадения в
ересь и, следуя наставлениям Апостолов[2], призывают христиан, а
особенно всех несведущих в вере, чтобы они не имели никаких отношений с
еретиками, потому что это представляет несомненную опасность для их спасения[3].
Однако, к сожалению, многие из тех, кому чужды дух
Святых Отцов и жизнь нашей Церкви, считают причиной этих запретов ненависть и
враждебность Церкви к еретикам. Но св. Нектарий, обобщая Православное
учение, говорит нам следующее: «Отвращайся неверия, ереси и раскола, но не
самого человека: неверующего, еретика или раскольника. Уклоняйся от
заблуждений, но не от природы. По причине заблуждений человек отличается от
нас, он может быть отвратительным и достойным ненависти. А по природе он
родной нам и близкий, он достоин милости и сочувствия, многой заботы и
внимания»[4]. «Запреты по поводу любого
рода общения с еретиками, главным образом, были продиктованы любовью
Церкви. Иными словами, Церковь пыталась, с одной стороны, защитить своих
здоровых членов от душепагубного недуга еретиков, а с другой стороны —
заинтересовать последних изучением Её позиции и дать им понять, что они
находятся на ошибочном пути. Таким образом, их отстранение от общения
имело одновременно и воспитательный характер»[5].
Рассматривая святоотеческое учение о наших
взаимоотношениях с еретиками, мы замечаем, что Святые Отцы с особенной
строгостью запрещают общение с еретиками и раскольниками[6], когда это касается богослужения и совместной
молитвы. Существует
множество высказываний Святых Отцов по этому вопросу[7], но невозможно будет охватить их в достаточной
мере в рамках одного небольшого исследования. В данной статье мы сосредоточим
внимание только на том, как предписывает поступать каноническая традиция
нашей Церкви, когда речь заходит о совместной молитве с еретиками, и,
конечно, на точном и неукоснительном применении священных канонов по
принципу акривии.
|