Под сению орошенного кровию Креста Христова, вечного знамения
безграничной Любви Божией.
«Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею
кровию, на Кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси
человеком, Спасе наш, слава Тебе» (седален, гл. 4. Последование утрени во
Святый и Великий Пяток).
«Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на
пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано
о Нем. Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся, и
умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща
Его: не ктому в земный Иерусалим, за еже страдати, но восхожду ко Отцу Моему, и
Отцу вашему, и Богу Моему, и Богу вашему, и совозвышу вас в горний Иерусалим, в
Царство Небесное (стихира на хвалитех, во Святый и Великий Понедельник на
утрени).
Примечание: в Великую и
Страстную седмицу следует внимательно читать те главы из Священного Писания, которые
посвящены событиям каждого дня и стараться пережить соответствующие события в
сердце своем.
Эта брошюра была издана
по благословению приснопамятного архимандрита Афанасия Митилинеоса, игумена священного
монастыря Комнинио (г. Лариса, Греция).
Великий Понедельник: проклятие смоковницы. Да будем плодоносными
В Великий Понедельник мы
вспоминаем то чудо, которое совершил Господь с бесплодной смоковницей.
«И ничтоже обрете на
ней, токмо листвие едино» (Мф. 21, 19).
Однажды утром Христос
проголодался и, подойдя при дороге к одной смоковнице, стал искать на ней
смоквы. Но, не найдя ничего, кроме листьев, Он произнес осуждение этому бесплодному
дереву, и оно тотчас усохло.
Ты, родная душе моя,
похожа на дерево, насажденное в саду Божественного творения.
Много раз приходил к
тебе Небесный Садовник.
Он напоял тебя Своей
Божественной благодатью.
Он удобрял тебя Своей безграничной
любовью.
Он обрезал свои заросшие
ветви, с нежностью посылая тебе скорби и лишения как необходимое средство для
исцеления души. И вот теперь Он, желая твоего спасения как голодный алчет пищи,
приходит, чтобы найти «плод».
Он ищет под листьями твоего
поклонения форме (гр. τυπολατρεία) плоды
искреннего покаяния. Но твоим гордо поднятым ветвям нечего Ему предложить.
Он снова ищет, не
найдется ли хоть какая-то малость.
Ищет слезы умиления! Ищет
трепет сердечный!
Бедная душа! Какое бесплодие!
Неужели ты останешься бесплодной
и наследуешь вечное осуждение?
«Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшеся, братие,
плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость».
Великий Вторник: воспоминание притчи о десяти девах. Будем бодрствовать духовно
«Итак, бодрствуйте...» (Μф.
25, 1–13).
Пыль души. Так называли уныние,
это нерадение души о духовной жизни и спасении. Мало-помалу памятование о
спасении погружается в забвение, засыпается прахом земным, как это произошло со
всеми величественными постройками древнего мира. Нерадение приводит к тому, что
человек перестает изучать Священное Писание и перестает жить по Закону Божию,
полностью игнорирует его, забывая все то доброе, чему душа была научена прежде.
И душа моя, Господи, подобно
сломанной колонне, не выдерживающей веса божественного Строения Святой Твоей
Церкви, оказывается погребенной под толстым слоем уныния как под землей.
Дай мне, Великий Взыскателю
душ человеческих, мотыгу божественного пробуждения, чтобы я мог предложить Тебе
ценный клад своей души.
Убогая, жалкая моя душа!
Ты все еще, как прежде, желаешь жить беспечно и нерадиво, когда твой Господь переживает
борения в Гефсиманском саду?
Погружаешься в сон,
убаюканная тщетой мира сего, когда Он бодрствует тебя ради? Беззаботно смеешься,
а Он молится до кровавого пота?
Каким мраком покрыта моя
душа! Беспросветная ночь и не видно ни зги!
Скоро, скоро раздастся
трубный пробуждающий глас: «Вот, Жених идет, выходите навстречу ему».
Ты будешь искать
светильник добродетелей. Но он пуст, в нем не останется масла. Ты будешь
судорожно умолять дать тебе ещё время на покаяние. Чтобы ты могла совершить
дела милосердия и любви. Но дверь за Женихом закроется, и ты останешься вовне…
Посему: «День он
страшный помышляющи, душе моя побди, вжигающи свещу свою, и маслом просвещающи,
не веси бо когда приидет к тебе глас глаголющии: се Жених. Блюди убо, душе моя,
да не воздремлеши, и пребудеши вне толкущи, яко пять дев; но бодрено побди, яко
да усрящеши Христа милостива, и даст ти чертог божественыя славы Своея».
«Бдите
и молитеся, да не внидете в напасть» (Мк. 14, 38).
«Се, Жених
грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща: недостоин же паки, его
же обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти
предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят,
Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».
Великая Среда – память жены грешницы, помазавшей Господа миром. Любовь и предательство.
«Яко
возлюби много…» (Мф. 26, 6-16, Лк. 7, 36-48).
Любовь — предательство.
Два
полюса сердца.
Или ты
возлюбишь Христа, или предашь Его.
Третьего,
промежуточного состояния не бывает. Нет такого человека в истории, который
оставался бы равнодушным к Иисусу. Так или иначе, тебе придется
определиться, как ты относишься к Нему. Или ты омоешь Ему ноги благоуханным
миром своей любви, или предашь Его, идя на поводу у своего
эгоизма.
Грешная
женщина — Иуда
Первая,
грешная и далекая от Бога, достигает ног Иисуса, изливая на них алавастр сердца
своего. Второй, ученик и близкий соратник Христа, протягивает ладонь, чтобы
принять сребреники, полученные от предательства.
Родная
душа моя, на каком из этих двух полюсов находишься ты своими мыслями и
чувствованиями?
Божественное
Слово по Своей неизреченной любви облекается в человеческую природу, чтобы
научить тебя облекаться в одеяние Бога, любовь.
Бог
есть свет.
Бог
есть любовь.
Любовь
— это свет. Тот, кто любит, является Светом.
В
Царстве Божием будет только один закон: закон любви. Вернее, не будет никакого
другого закона. Потому что все, претворяющееся в жизнь,
перестает подчиняться Закону, превосходит его.
Тот,
кто очень любил Христа здесь, на земле, там непременно встретит и увидит своими
глазами вечный, непреходящий лик Воплотившейся Любви.
«Яко
возлюби много…». Эти слова Твои, Господи,
прикасаются к сердцу моему и воспламеняют его как огонь, возжигающий свечу.
До тех
пор, пока я буду жить в мире сем, я буду зажигать свечу перед Твоей святой
иконой, истаевая от слез горячей любви...
Ексапостиларий,
глас 1.
Чертог
Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети
одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.
Великий Четверг — празднуем Тайную Вечерю Господню. Христоносцы и богоносцы
«Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6,
56, Мф. 26, 17-29).
Манна
питала евреев в пустыне целых сорок лет, но это был не истинный Хлеб жизни, а
лишь прообраз его. Те, кто ели манну, все равно оставались смертными и умирали.
Истинному
Хлебу жизни еще предстояло прийти в будущем — тому Хлебу, который дарует
бессмертие и жизнь вечную вкушающим его. Толпа из пяти тысяч человек, которых
чудесным образом насытил Спаситель, требовала хлеба. Однако они не осознавали,
что перед ними стоит тот самый Хлеб Истинный, о котором сказано:
«Не хлебом единым будет жить человек», но «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь
имать живот вечный» (Мф. 4, 4-4, Ин. 6, 54).
Многие
имеют такой образ мыслей. Они полагают, что жизнь и счастье заключаются в
накоплении материальных благ. Они похожи на тех пять тысяч человек, которые,
подойдя к Господу, просили «пищи тленной» (Ин. 6, 27). И таких людей
большинство. Но лишь немногие, двенадцать апостолов, круг ближайших учеников,
понимали Иисуса. Они оставались с Ним, слушая Его.
Очень
трудно отличить, что является источником жизни непреходящей и вечной, а что не
является таковым. Где находится жизнь, могут понять только те, кого Отец
привлек к Своему Божественному Сыну (Ин. 6, 44).
«Ядый
Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин. 6, 56).
Мы,
грешные люди, причащаясь от одной Чаши Тела и Крови Христовых, становимся
христоносцами и богоносцами, единотелесными и единокровными Спасителю и друг
другу.
++++Как
безмерна Любовь Твоя, Господи!
Какой
великой чести Ты удостоил меня, сподобив меня стать членом Твоего Тела! Это
немощное смертное тело становится обителью Твоей! Пребываю в недоумении и
стыжусь сам себя. Куда деваться мне, грешному, и куда мне направить свои
стопы, которые являются и Твоими тоже? Вижу Свет благодати Твоей
и из глубины сердца желаю прославлять Тебя много…
Вечери
Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну
повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя,
Господи, во царствии твоем.
Великая Пятница — Святые, спасительные и страшные Страдания Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа совершаем
«И
распяша Его» (Мк. 15, 1-41, Кол. 3, 1-5).
Великая
Пятница!
Распятие!
Величайшее
преступление в истории. Человек распинает своего Бога, предварительно
подвергнув его жесточайшим издевательствам и насмешкам. «Се человек». До какого
падения дошел человек по причине греха!
Указывая
на Иисуса, Пилат, по сути, показывал падшее человечество в том нелицеприятном
виде, в каком восприняло его Слово Божие.
Бедный
человек! То, что произошло со Христом, являет твою бездонную нищету перед Его
бездонным богатством. И всё же, несмотря ни на что, Бог не отступает. Он хочет
воздвигнуть тебя из этой бездны. Он хочет показать тебе всю чудовищность твоего
преступления и Своим прощением явить тебе неизреченное богатство Своей доброты.
Прощение
было дано тебе именно из этих воспаленных уст Распятого на Кресте. А от Его
прободенного ребра произошла «новая тварь», то есть те, кто имеет «ум
Христов» и живет с Господом в сердце. Мы распяли Его на Кресте, но Он, по
Своему великому человеколюбию, соделал те мучения, что мы причинили Ему,
источником нашего спасения.
Некий
известный живописец на одной из своих картин под названием «Снятие с Креста»
поместил своё лицо среди тех, кто снимал с Креста мёртвое тело Господне. А
когда его спросили, для чего он это сделал, живописец ответил, что и он своим
образом жизни вбил немало гвоздей в многострадальное Тело Христово.
Бедная
душа! И ты тоже присутствовала там, когда распинали Христа.
А
теперь твои глаза наполнены слезами. Ты смиренно просишь прощения. Так приди и
умри для греха, чтобы быть со Христом.
«Умертвите
убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание,
еже есть идолослужение» (Кол. 3, 5).
Чтобы я
был мертв для греха — вот чего так сильно жаждало, Господи, Твое
Божественное Сердце!
Тропарь.
Глас 5.
Искупил
ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на кресте пригвоздися, и копием
прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе!
Великая Суббота — Боготелесное погребение и сошествие во ад Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа празднуем. Будем смелы!
«Осмелился
войти к Пилату, и просил тела Иисусова» (Мк. 15, 43).
Великий
Учитель испустил последнее дыхание и умер.
Тот,
Кого так боялись иудеи, находится в запечатанном гробе. Но Его слова настолько
всколыхнули греховную пучину совести многих людей, что они продолжают бояться
Его, несмотря на то, что Он мертв. Его имя вызывает глубокую ненависть и
неприязнь. Обстановка настолько накалена, что одно только упоминание Его имени
может быть опасно для жизни.
Есть
две категории почитателей Иисуса.
Те, кто
открыто следовали за Ним, и те, кто из страха перед иудеями были Его учениками
тайно.
Никто
не должен хвастаться смелостью, чтобы не впасть в искушение. Даже если ты готов
поклясться, что любишь Христа и готов умереть за Него, вспомни апостола Петра и
остальных десять апостолов, и не будь самоуверен. Но бывает и так, что человек,
который не уверен в себе и боится открыто заявить о своей вере и любви ко
Господу, может оказаться на высоте в минуту чрезвычайных обстоятельств. Мы это
видим на примере Никодима, Иосифа и жен-мироносиц.
Чтобы
приблизиться к Богу сердцем и умом требуется немалое мужество. Ум может
колебаться и выдвигать логические аргументы, но у сердца могут быть свои
собственные доводы...
Смелость
— это божественный дар, который дается смиренным.
«Не
потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но
способность наша от Бога» (2 Кор. 3, 5).
Проповедь Христа требует смелости.
Требует смелости и
сама жизнь христианина. Мир не готов и не хочет
принять Евангелие, потому он восстает и противится ему. Христианин
постоянно пребывает в опасности, это его «естественное» состояние. Но нас
никогда не должно останавливать это.
Всякому
христианину приходится сталкиваться с тремя видами опасностей: от людей,
от міра и от диавола. Но мужество, которое дарует Христос, дает
ему славную победу над всеми.
Тропарь,
глас 2.
Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.
Светоносное Воскресение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Возрадуемся радостию великою!
«Радуйтесь…»
(Мф. 25, 1-10).
«Впрочем,
братия мои, радуйтесь о Господе… и ещё говорю: радуйтесь» (Фил. 3, 1;
4, 4).
Радость
можно по праву назвать гимном христианства.
Первое
слово, которое прозвучало из уст воскресшего Иисуса, было: «Радуйтесь!».
Эту
радость воскресения распространял по всей Вселенной великий Победитель,
одержавший победу над диаволом, зачинщиком греха и смерти.
Царь и
псалмопевец Давид своим духовным взором провидел Его пришествие сквозь века и
пророчески сообщил о нем в одном из своих псалмов, где описывается
собеседование Ангелов, встречающих на Небесах Победоносца Христа. «Возмите
врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей
Царь Славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Кто есть сей Царь
Славы? Господь сил, той есть Царь Славы» (Пс. 23, 9-10).
Апостол
Павел тоже воспевает это великое событие: «Поглощена смерть победою.
«Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?» … Благодарение Богу, даровавшему
нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15, 54-57).
Христианин,
еще не прочувствовавший ту великую радость, которую дарует Христос, должен
задуматься, действительно ли он знаком с христианством...
Как не
радоваться, когда знаешь, что мы освободились от неоплатного, вечного
греховного долга; что побеждена смерть; что воскреснут наши тела и что людям
уготовано могучее, вечное и божественное Царство?
«Никтоже
да рыдает убожества, — громогласно взывает св. Иоанн Златоуст, — явися бо
общее Царство. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия.
Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть… Воскресе
Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо, востав от мертвых, Начаток
усопших бысть».
Прославляет
это великое событие и известный поэт, который с невыразимым облегчением
воспевает: «Неподъемные плиты, на могилах и на сердцах лежавшие, разрушил
Господь и Спаситель мой навек». Христос Воскресе! «Радуйтесь».
Стихира
Пасхи.
Воскресения
день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем братие, и ненавидящим
нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Смерти
празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще
поем виновнаго, единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго (канон
Пасхи, песнь 7).
+Архимандрит Афанасий Митилинеос
@Перевод «Трость
Скорописца», 2023 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.