среда, 28 августа 2024 г.

Честь, ответственность и боль Пресвятой Богородицы (митрополит Флоринский Августин Кантиотис)

 

«Она взошла на Елеонскую гору помолиться, и деревья чудесным образом опустили ветви и склонились перед Ней»


Сегодня, дорогие мои, великое торжество и ликование — праздник в честь Успения Пресвятой Богородицы. Мы скажем несколько слов о Ее всечестном Успении, которое является венцом всех богородичных праздников года.

Богородица по двум своим великим добродетелям девству и смирению заслужила быть «престолом» «Царя»[1], «сосудом», принявшим «миро неистощимое»[2], Господа нашего Иисуса Христа, облагоухавшего вся.

Однако насколько велика была честь, которой Она удостоилась, настолько же велика была и ответственность, которую Она приняла на себя, и боль, которую Она испытала. С момента рождения Божественного Младенца Она не знала покоя: если любая жена, достойная высокого звания матери, лишает себя удобств и развлечений и идет на жертвы, движимая любовью к своему чаду, то насколько же больше это касается Пресвятой Богородицы!

Ни одна мать не страдала столько со своим ребенком, сколько Она. Она родила Его в пещере, в стойле для скота. Прошло не так много дней, и Ирод наточил свой нож, чтобы убить Ее Сына. Ночью она была вынуждена взять Новорожденного на руки и вместе с праведным Иосифом бежать в Египет (все матери, что приехали беженцами из Малой Азии с младенцами на руках, спасаясь от Кемаля, нового Ирода нашего племени, могут в какой-то степени прочувствовать боль Богородицы). Когда они вернулись из Египта, маленький Иисус не пошел в школу; Он работал плотником, и, наблюдая за тем, как Он рос, Богородица видела в Нем восходящую звезду: для матери нет ничего прекраснее, чем видеть свое дитя, цветущее весной жизни.

Иисус рос, и Богородица заботилась о Нем. Но как не все дни в году наполнены солнцем, так и в жизнь Божией Матери вновь пришли тучи и бури. Иисус вырос, занялся общественной деятельностью и начал проповедовать; но в то время как малые и смиренные слушали Его, великие мира сего — политическое и религиозное руководство — возвели на Него брань.

Что последовало за этим, общеизвестно. Иисус Христос был арестован как последний преступник; связан, отведен на синедрион первосвященников, в преторию к Пилату и во дворец к Ироду и приговорен к смертной казни. Когда Богородица увидела неблагодарную толпу, кричащую о Ее Сыне: «Распни, распни Его» (Лк. 23, 21; Ин. 19, 6), и услышала вынесенный Ему приговор, то исполнилось пророчество Симеона, говорившего, что «оружие» пройдет (пронзит) Ее душу (Лк. 2, 35). Потому что, когда больно ребенку, матери больнее вдвойне и втройне; и только те матери, которые видели, как в страшные годы преступники убивали детей у них на глазах, могут прочувствовать боль Богородицы, узревшей на кресте Своего Единородного Сына — на Голгофе, в Великую Пятницу. Она не оставила Его: Она оставалась там, у креста, и видела кровь, текущую из Его непорочного Тела.

И Христос не забыл Ту, что дала ему плоть и вскормила его своим молоком. Пребывая на кресте в страшных муках, будучи не в состоянии пошевелить рукой или ногой, Он глазами указал своей Матери на Иоанна и сказал: «Се, сын Твой», а Иоанну показал на Свою Мать и сказал: «Се, Матерь твоя» (Ин. 19, 26-27). С этого момента ученик взял Богородицу в свой дом и заботился о Ней как о своей матери.

На этом заканчиваются свидетельства о житии Пресвятой Богородицы в Священном Писании; других агиографических сведений у нас нет. Об успении Богородицы мы узнаем из Священного Предания. Православные, в отличие от хилиастов и протестантов, признают Священное Предание наравне со Священным Писанием, согласно увещеванию апостола Павла «Держите предания» (2 Фес. 2, 15). Стало быть, из древнейших преданий сохранились следующие сведения о последних днях Богородицы.

После Вознесения и Пятидесятницы Она жила с горячим желанием покинуть сей мир. Итак, время пришло. И как прежде «Ангел предстатель с небесе послан бысть, рещи Богородице: радуйся!»[3], так и теперь тот же Архангел Гавриил сошел и сообщил Ей, что через три дня Она отойдет. Люди Божии часто предчувствуют свой конец, тем более Богородица! Она не расстроилась: Она была рада, как радуется мать, когда ее сын из Австралии или Канады шлет телеграмму: «Мама, приезжай ко мне». Синаксарь на этот день, помещенный в Минее, вкратце сообщает нам примерно следующее.

Она взошла на Елеонскую гору помолиться, и деревья чудесным образом опустили ветви и склонились перед Ней. Вернувшись, Она зажгла свет, возблагодарила Бога и позвала близких и соседей. Она убрала весь свой дом, приготовила Себе погребальное ложе и все необходимое для похорон. Она объявила всем присутствующим о полученном извещении и показала им пальмовую ветвь, которую дал Ей ангел. Все начали плакать и скорбеть, но Она утешила их. Двум бедным вдовам, с которыми Она была хорошо знакома, Она оставила два Свои платья.

В то время, как Она делала необходимые приготовления, раздался звук грома и появились облака, которые принесли святых апостолов со всех концов земли. С ними прибыли и святые иерархи Дионисий Ареопагит и Иерофей и, наконец, апостолы Тимофей и Павел. На скорбь и причитания всех собравшихся Богородица сказала: «О ученики и друзья Моего Сына и Бога! Не превращайте Мою радость в грусть, но похороните Мое тело в том же положении, в каком оно будет на смертном одре». Затем она легла на свою постель, помолилась о сохранении и умиротворении всего мира, благословила всех и предала Свою душу в руки Своего Сына и Бога.

С факелами и пением гимнов апостолы подняли Ее ложе и понесли Ее богоприимное тело к гробнице, а воздух наполнился ангельским пением. Тогда начальники иудеев стали подстрекать толпу опрокинуть гроб. Но Божественное правосудие ослепило их и отсекло руки тому, кто осмелился протянуть их и дерзко схватиться за священное ложе; они так и висели на нем. Но все те, кто уверовал и принес покаяние, получили исцеление. Так процессия прибыла в Гефсиманию, апостолы положили тело в гробницу и оставались там три дня, при этом непрестанно были слышны ангельские голоса.

По Божественному Промыслу один из апостолов (Фома) не успел на погребение. Когда настал третий день, все решили открыть ради него могилу. Однако, открыв ее, они с удивлением увидели, что гробница пуста: тела там не было, оно было перенесено на Небо; там осталась только плащаница, которую они сохранили как неоспоримое доказательство взятия Пресвятой Богородицы на небеса.

* * *

Такова, мои возлюбленные, история сегодняшнего праздника. Я хотел бы подчеркнуть два момента.

Во-первых, в этом мире страдают все, и Богородица — не исключение. Бедные матери, вдовы, страдающие и брошенные, утешьтесь! Посмотрите в зеркало, а зеркало для каждой женщины — это Богородица. Посмотрите на Богоматерь! Как жила Она, так должны жить и вы — со стойкостью, верой и терпением.

Второе. Вы видели, что случилось с евреем, который совершил нечестивое действие? Братья мои, когда я думаю о наших грехах, мне хочется заплакать, снять облачения, пойти в пещеру, в свой монастырь, куда я ходил еще будучи маленьким ребенком, и молиться по четкам в затворе. Есть много страшных грехов, но один из самых ужасных — это так называемая «матерная брань»: и мы в этом бьем все рекорды, тогда как турки до сих пор почитают Богородицу (говорят, что в 60-е годы, когда заболел президент Турции, его жена пошла босиком в Балыклы, в церковь Пресвятой Богородицы, чтобы помолиться за мужа).

Виноваты мы все, а не только те, кто сквернословят, потому что мы не возмущаемся и не противостоим этому. Я припадаю к вашим ногам и прошу вас не говорить матерных слов, если вы хотите, чтобы у нас было благословение Христово. Если продолжится матерщина, произойдет великое землетрясение. Да устрашимся мы гнева Божия! много несчастий приходит в нашу страну. Прошу вас, давайте мы все станем хранителями чести Пресвятой Богородицы. Пусть ни один язык не посмеет хулить Ее святое имя; пусть все языки станут единой кифарой, которая будет восхвалять Ее во веки веков.

Митрополит Августин (Кантиотис)

Запись проповеди, произнесенной в Свято-Успенском монастыре в селении Кладоррахи (Флорина) на праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1967 году.

Источник:

https://katanixi.gr/mitropoliti-florinis-p-aygoystinoy-k/



[1] Акаф. 1, 4.

[2] См. кан. 1,1; 9,3.

[3] Акаф., икос 1.

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

четверг, 22 августа 2024 г.

«Ухо Божие внимает устам священника»

 

На фото: Старец Ефрем Катунакский с духовными чадами


***

Когда ты служишь, то помни, что ты — молитвенник, ходатай о людях.

Ты принимаешь от людей боль, слезы, болезни, прошения и возносишь их к престолу Божества.

А затем приносишь людям утешение, исцеление и то, в чем нуждается каждый.

Бог дал тебе великий дар, дитя мое, и ты должен всячески приумножать и взращивать его. Ухо Божие внимает устам священника.

Епитрахиль обладает великой силой. Епитрахиль примиряет падшего человека с его Отцом, с Создателем его.

Вот почему старайся поминать как можно больше имен. Столько, сколько будет возможно.

Преподобный Ефрем Катунакский

(1912-1998)


Источник: http://www.inagiounikolaoutouneou.gr/apps/gr/spag/3_1637653746.html

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

среда, 21 августа 2024 г.

Архиепископ Севастийский Феодосий: «Мы требуем прекращения гонений против Украинской Православной Церкви»

 

Иерарх Иерусалимской Православной Церкви архиепископ Севастийский Феодосий 16 августа 2024 года выступил с заявлением, в котором говорится:

«Начиная пост перед праздником Успения Пресвятой Богородицы, мы возносим горячие молитвы о прекращении войны в Газе и о воцарении истинного мира во всем мире.

Мы также молимся об Украине, о мире и благоденствие ее народа. Мы очень огорчены тем, что беспрецедентные гонения против канонической Православной Церкви в Украине, возглавляемой Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием, не ослабевают.

Киевские власти преследуют Церковь настолько, словно их целью является полное уничтожение этой древней, богатой своей историей Церкви, основание которой относится к началу зарождения христианства на Украине.

Соучастниками и заговорщиками этих страшных деяний против канонической Православной Церкви на Украине являются западные политические силы, которые прилагают всевозможные усилия для того, чтобы разрушить, положить конец ее существованию и найти ей замену.

К огромному сожалению, все это происходит при тесном взаимодействии с хорошо известными церковными организациями.

Прискорбно и печально то, что при нынешних гонениях имеют место разрушения и разграбления храмов, хищение пожертвований, аресты епископов и священников, преследования их и тех верующих, кто не желает менять своей церковной принадлежности.

К сожалению, сегодня все это происходит на наших глазах, и весь мир наблюдает, но никто ничего не делает.

Где во времена этих тяжелейших гонений все христианские Церкви, и почему мы наблюдаем состояние молчаливого равнодушия перед лицом этих несправедливых действий?

Где все правозащитные организации и учреждения нашего мира?

Те, которые заявляют, что заботятся о демократии, соблюдении свобод и защиты прав человека и даже прав животных, но игнорируют и закрывают глаза на эти несправедливые действиях и жестокие преследования против древней Православной Церкви, которой является каноническая Украинская Православная Церковь.

Мы хотели бы напомнить всем христианским Церквам мира, а особенно Православным, об их духовном, религиозном, церковном и моральном долге отвергать и противостоять этим гонениям и требовать их незамедлительного прекращения.

Мы требуем скорейших и конкретных действий, направленных на прекращение гонений против Украинской Православной Церкви.

Как говорит святой апостол Павел, если страдает один член, страдает все тело (1 Кор. 12, 26).

И сегодня, когда Украинская Православная Церковь является распинаемой и страждущей, преследуемой и гонимой Церковью, долг каждого из нас — поддерживать и защищать ее до тех пор, пока эти систематические и несправедливые по отношению к ней деяния не прекратятся.

В период Успенского поста мы усердно молимся в Гефсиманском храме перед пустой гробницей Царицы Небесной, прося заступничества, благословения и молитв Пресвятой Владычицы Богородицы о сохранении гонимой Церкви-мученицы на Украине, дабы Господь Бог просветил совесть всех причастных лиц, и были приняты меры по прекращению этих несправедливых и ужасных гонений против Украинской Православной Церкви».

 

Источник:

https://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/64834-sevasteias-theodosios-apaitoyme-tin-paysi-ton-diokseon-kata-tis-oukranikis-ekklisias

понедельник, 19 августа 2024 г.

Чудо на Преображение Господне

Рассказывает протопресвитер Стефан (Анагностопулос):

В конце Божественной Литургии после проповеди я раздавал людям антидор.

Одна женщина обратилась ко мне с вопросом:

- Отче, я хотела бы вам что-то рассказать, вы могли бы уделить мне немного времени?

Она дождалась, чтобы я отпустил всех людей, и рассказала мне удивительную историю из своей жизни.

четверг, 15 августа 2024 г.

Окружное послание митрополита Китирского Серафима в связи с началом Успенского поста

Китира, 29 июля 2024 г.

Исх. номер: 302

ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ В СВЯЗИ С НАЧАЛОМ УСПЕНСКОГО ПОСТА

(No 238/2024)

Священному клиру и

христоименитому народу

священной митрополии

Китирской и Антикитирской

«Честнаго Креста происхождению приидите, вернии, поклонимся с сердцем чистым и трудами добродетельными богатеюще ... подает всем, освящение туне, и исцеление душ же и телес, в вере и истине поклоняющимся ему, и единогласно вопиющим, Господи, слава Тебе» (из службы происхождения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня) 

Дорогие братья и сослужители,

братья и сестры мои христиане,

чада мои о Господе возлюбленные!

Желаю вам благословенного, мирного о Господе и плодоносного

священного периода Успенского поста.

По промышлению Божию, этот святой двухнедельный период начинается с праздника Происхождения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня. В этот праздник наша Святая Церковь соблюдает древний священный обычай, когда в святых церквях Царственного града Константинополя выносили для поклонения Честное Древо для борьбы с болезнями и недугами, которые часто случаются в это время, а также для духовного укрепления христиан. И мы, православные верующие, сегодня, по этой древней традиции, молимся Честному и Животворящему Кресту Спасителя нашего Иисуса Христа, дабы получить благодать и силу свыше в нашей духовной борьбе в эти дни поста и в нашей жизни в целом.

Святитель Иоанн Златоуст, говоря о Честном и Животворящем Кресте, сказал: «Крест соделался источником великого благословения. Стеною от всякой опасности. Смертоносным отражением диавола, уздою демонов, грозою супротивным силам. Он попрал смерть, сокрушил медные врата ада, сломил его железные вереи, разрушил твердыню диавола. Крест рассек путы греха» (H.P.E. 34, 58).

«Крест предал грех смерти. Крест стал средством очищения всего мира. Крест уничтожил древнего врага, открыл врата небес, соделал друзьями тех, кто раньше были врагами. Крест вернул человека на небо и вознес его одесную от Бога. Крест совершил и много других добрых дел. Посему мы не должны скорбеть и унывать. Напротив, мы должны радоваться и веселиться обо всем этом» (H.P.E. 34, 178).

«Всюду крест, — пишет святитель Златоуст. На царских коронах крест. И на Священной Трапезе крест. И во всей вселенной крест. Крест сияет светлее солнца» (H.P.E. 34, 52).

Святые, чья память празднуется сегодня, также подъяли свой жизненный крест и Божественной силой совершили великие подвиги. Еще до Рождества Христова и до Святого Креста святые семь мучеников Маккавеев, направляемые своим мудрым по Бозе и святым учителем Елеазаром и своей святой матерью Соломонией, сохранили воздержание от запрещенных мясных блюд и пожертвовали жизнью ради Закона Божия, переданного им от отцов.

Подобным образом и святая мученица Елеса, защитница и покровительница нашего острова, будучи еще очень юной, лишилась своей любимой матери-христианки Евгении и осталась беззащитной перед лицом отца-язычника. Подъяв крест сиротства, она с верой, терпением и христианской надеждой до конца противостояла своему отцу-язычнику, мужественно и стойко исповедуя веру и любовь ко Христу, за Которого она приняла мученическую смерть, «отвратившись от нечестия отца» и имея в качестве опоры «материнское благочестие».

Поклонение Честному и Животворящему Кресту, а также празднование памяти святых семи мучеников Маккавеев, их учителя Елеазара и их матери Соломонии, и святой мученицы Элесы, духовно нас пробуждают и укрепляют в этот короткий и благословенный период поста и святых молитв в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Возлюбленные мои братья и сестры!

«Многими содержимь напастьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о Мати Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси», — поем мы от всего сердца Пресвятой Деве и просим молитв и предстательства Богородицы как в этом посту, так и вообще в те трудные времена, которые мы переживаем.

Благодаря Божественной силе Святого и Животворящего Креста, заступничеству Богородицы, а также молитвам и ходатайствам наших святых перед Господом, мы надеемся обрести милость и благодать от нашего Всемилосердного Бога.

Все мы знаем об особенно тяжелой духовной атмосфере наших дней и нашего времени. Повсеместные нарушения и посягательства на Божественный закон, которые с каждым днем все более усиливаются; отдаление и отступничество от Божественной воли; официальное упразднение нравственных и духовных заветов и ценностей Святого Евангелия и замена их законами антиевангельскими и антихристианскими, которые отвергают законы физиологии и христианской антропологии и ведут к извращениям нравственности.

Кроме того, политическая нестабильность, наблюдаемая во всем мире; продолжающееся кровопролитие в Украине и на Ближнем Востоке, а также увеличивающаяся с каждым часом угроза начала и распространения новых войн вызывают тревогу и беспокойство в современном мире.

«Удаляющие себя от Тебя, Господи, погибнут»,уверяет нас пророк Давид (ср. Пс. 72, 27). Отступление от священно-канонического порядка и вероучения нашей Святой Церкви. Смешение с еретиками, еретичествующими и раскольниками. Беспрецедентное и сравнимое с гонениями на Церковь Христову в эпоху раннего христианства преследование православного населения Украины посредством вмешательства политических деятелей этой страны в жизнь и дела Православной Церкви, в дополнение к затянувшейся там войне.

С нашей православной верой яростно борются и в наши дни. В Париже в связи с провозглашением Олимпийских игр атеисты стали глумиться над священным изображением Тайной вечери, Божественным ликом Спасителя нашего Иисуса Христа и святыми ликами богопроповедных апостолов, причем нечестивейшие организаторы этого беззакония попытались связать изображаемых ими священных участников Тайной Вечери с постыдной страстью гомосексуализма и с содомитскими устремлениями и настроениями современного общества. Весь православный мир совершенно справедливо подверг это безобразие осуждению.

Разрабатываемые и продвигаемые планы празднования общей Пасхи и одновременно объединения и «общей чаши» с иноверцами усугубляют тревожное и волнительное состояние православных верующих, которые, тем не менее, искренне и от всей души веруют во Христа Спасителя, воссылая из глубины души молитву «сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим» и поклоняясь Ему «в преподобии и правде» (ср. Еф. 4 ,24).

Все эти и другие ожидаемые бедствия могут быть прекращены, если мы покаемся и обратимся ко Господу Богу нашему со слезами и воздыханиями, участвуя в Божественных службах, благодатных Святых Таинствах Православной Церкви и исполняя Божественные заповеди. Нам крайне необходимо воплотить их в жизнь и претворить в горячую и пламенную молитву, чтобы обрести Божественную благодать и бесконечное милосердие Божие. Если слово святого пророка Ионы, что «через три дня Ниневия будет разрушена», имело силу для спасения целого города и привело к покаянию ниневитян, то тем более должно иметь силу сегодня евангельское Божественное Слово нашего Богочеловека Христа: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15).

Посему, желая от всего сердца Божественного просвещения и Божественной благодати «всем нам и всем благочестивым и православным христианам», а также Божественного укрепления на нашем духовном пути и «доброго подвига поста» в это священное время перед Успением Пресвятой Богородицы, пребываю

В отеческих молитвах и любви
Митрополит
† Китирский и Антикитирский Серафим

Источник:

https://aktines.blogspot.com/2024/08/2024.html

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.