Автор: Василий И. Тулумцис,
магистр богословия Афинского национального университета им. Каподистрии по
специальности «Догматика».
Созыв Седьмого Вселенского Собора в 787 году в Никее Вифинской стал главным событием в истории противостояния Церкви ереси иконоборчества. В его деяниях подводится итог всему имевшемуся в то время церковному преданию, поскольку благодаря предыдущим шести Вселенским Соборам догматическое учение Церкви уже было четко сформулировано. Помимо богословского обоснования православной иконографии, Собор на своих первых заседаниях занимался вопросом возвращения в Церковь покаявшихся, бывших епископов-иконоборцев, который рассматривался на основании всего святоотеческого и соборного предания. Епископы-иконоборцы, публично принесшие покаяние, были восстановлены на своих епископских престолах без перерукоположения после прочтения ими заранее приготовленного рукописания (греч. λίβελλος), которое содержало анафематствование ереси иконоборчества и исповедание веры и мышления Кафолической Церкви. Ясно, что отказ от повторного рукоположения не был безусловным и не носил характера неписаного правила, а был основан на конкретном экклезиологическом материале, который мы рассмотрим ниже. Этот факт сделал Седьмой Вселенский Собор ориентиром в вопросах способа и условий принятия возвращающихся еретиков, что отражено во всех последующих богословских исследованиях по этой теме.