Слово второе в пяток недели 6-й Великого поста
«Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе»
День за днем, седмица
за седмицею, — и вот прешла уже вся Святая Четыредесятница, хотя иным, по непривычке
к воздержанию и посту, она казалась, может быть, безконечною. Пост еще продолжится
одну седмицу: но дни эти не принадлежат уже Четыредесятнице, а имеют особенное название,
будучи посвящены на воспоминание Страстей Господних. Это как глава и крест на храме.
Поэтому сама Святая Церковь останавливает в настоящий день наше внимание, неоднократно
возглашая: «душеполезную совершивше Четыредесятницу»! Так поступает она для того,
чтобы мы, достигнув конца Четыредесятницы, собрались с мыслями и рассмотрели, достигнута
ли в нас цель Святого поста? Ибо можно, и много сеяв, ничего не пожать; можно употребить
разные лекарства, иждить даже, как говорит Евангелие о жене кровоточивой, все имение
врачам, и не получить исцеления (Лк. 8, 43).
Итак, что теперь с
нами, то есть, с душою и совестью нашею? Чувствуем ли в себе какую-либо перемену
благотворную? Можем ли сказать с описанною в Песни Песней невестою: «се, зима прейде,
дождь отыде... цвети явишася на земли... нашей»! (Песн. 2, 11-12). Ах, мы привыкли называть природу, нас окружающую, неразумною:
но посмотрите, как все разумно исполняет она свой долг и делает свое дело! Едва
только обратилось к ней лицо летнего солнца, она тотчас начала раздеваться, и теперь
совершенно избавилась от своей тяжелой зимней одежды; освященная, согретая лучами
весенними, она немедля омылась от нечистот зимних; отдала сполна всю дань вод морю;
и теперь, что ни день, то более и более износит из недр своих все, что прошедшей
осенью вверила полям и нивам рука земледельца. К светлому Празднику всюду явится
у земли новая праздничная одежда из зелени и цветов; горы и холмы препояшутся радостью,
и новый хор пернатых возгласит новую песнь радости и благодарения Творцу природы.
И к нам, братие мои, с самого начала Святого поста, можно сказать, приблизилось
духовное Солнце, Господь и Спаситель наш: ибо не напрасно возглашала тогда Церковь
слова апостола: «ныне... ближайшее нам спасение»! (Рим. 13, 11). Что же произвело в нас это приближение к нам и это умножение
вокруг нас света и теплоты духовной? Растаял ли внутри нас лед бесчувствия сердечного?
Омылись ли мы от нечистот греховных слезами веры и покаяния? Готова ли душа наша,
подобно земле, к несению плодов любви и правды? —
Встречая день Воскресения Господня, возможем ли сказать, что и мы уже не мертвы
духом, что в нас, по благодати Божией, есть хотя малый начаток жизни вечной? — Пост настоящий для этого именно был и предназначен.
Ибо, чего хотела Святая Церковь, налагая его на нас? Конечно не того, чтобы сберечь
от употребления несколько снедей, или лишить нас известных удовольствий. Нет, пост
должен был обуздать нашу чувственность; укротить, а потом и умертвить наши страсти;
очистить наши мысли и желания; дать большую свободу духу и совести; пробудить в
нас печаль по Бозе и святую тоску по небесному отечеству; приблизить нас к небу;
очистить, просветлить и освятить все существо наше.