Вернуться на главную

вторник, 30 апреля 2024 г.

Митрополит Арсений Святогорский: «Без креста, без страданий не было бы и Воскресения».

 

Без креста, без страданий не было бы и Воскресения. Не было бы радости о Христе воскресшем, если бы не было скорби страстей Господних.

Так и в нашей жизни бывает, братья и сестры, мы претерпеваем скорби и лишения, но после них бывает такая радость и такое утешение от Бога, что перекрывает и заставляет забыть о тех скорбях и лишениях, которые были в нашей жизни. И, прежде чем испытать эту внутреннюю радость Пасхи духовной, необходимо, братья и сестры, сораспяться Христу Спасителю. Испытать и скорби, и болезни, и поношения, и клевету, и злословия, и осуждение.

Стоит претерпеть все это, братья и сестры, ведь ныне лежащий на аналое крест с распятым на нем Христом Спасителем напоминает нам о том, что все это терпел и Господь. Терпел не только безропотно, но еще и с любовью относясь ко своим гонителям, простирая к ним спасительные слова со креста: «Господи, прости им! Не ведают бо что творят».


Источник: https://www.youtube.com/watch?v=3jCpwyXCDZg

@Расшифровка и редакция «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.


 

«Что теперь с нами, то есть, с душою и совестью нашею?» (святитель Иннокентий Херсонский)

 


Слово второе в пяток недели 6-й Великого поста

«Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе»

День за днем, седмица за седмицею, — и вот прешла уже вся Святая Четыредесятница, хотя иным, по непривычке к воздержанию и посту, она казалась, может быть, безконечною. Пост еще продолжится одну седмицу: но дни эти не принадлежат уже Четыредесятнице, а имеют особенное название, будучи посвящены на воспоминание Страстей Господних. Это как глава и крест на храме. Поэтому сама Святая Церковь останавливает в настоящий день наше внимание, неоднократно возглашая: «душеполезную совершивше Четыредесятницу»! Так поступает она для того, чтобы мы, достигнув конца Четыредесятницы, собрались с мыслями и рассмотрели, достигнута ли в нас цель Святого поста? Ибо можно, и много сеяв, ничего не пожать; можно употребить разные лекарства, иждить даже, как говорит Евангелие о жене кровоточивой, все имение врачам, и не получить исцеления (Лк. 8, 43).

Итак, что теперь с нами, то есть, с душою и совестью нашею? Чувствуем ли в себе какую-либо перемену благотворную? Можем ли сказать с описанною в Песни Песней невестою: «се, зима прейде, дождь отыде... цвети явишася на земли... нашей»! (Песн. 2, 11-12). Ах, мы привыкли называть природу, нас окружающую, неразумною: но посмотрите, как все разумно исполняет она свой долг и делает свое дело! Едва только обратилось к ней лицо летнего солнца, она тотчас начала раздеваться, и теперь совершенно избавилась от своей тяжелой зимней одежды; освященная, согретая лучами весенними, она немедля омылась от нечистот зимних; отдала сполна всю дань вод морю; и теперь, что ни день, то более и более износит из недр своих все, что прошедшей осенью вверила полям и нивам рука земледельца. К светлому Празднику всюду явится у земли новая праздничная одежда из зелени и цветов; горы и холмы препояшутся радостью, и новый хор пернатых возгласит новую песнь радости и благодарения Творцу природы. И к нам, братие мои, с самого начала Святого поста, можно сказать, приблизилось духовное Солнце, Господь и Спаситель наш: ибо не напрасно возглашала тогда Церковь слова апостола: «ныне... ближайшее нам спасение»! (Рим.  13, 11). Что же произвело в нас это приближение к нам и это умножение вокруг нас света и теплоты духовной? Растаял ли внутри нас лед бесчувствия сердечного? Омылись ли мы от нечистот греховных слезами веры и покаяния? Готова ли душа наша, подобно земле, к несению плодов любви и правды? Встречая день Воскресения Господня, возможем ли сказать, что и мы уже не мертвы духом, что в нас, по благодати Божией, есть хотя малый начаток жизни вечной? Пост настоящий для этого именно был и предназначен. Ибо, чего хотела Святая Церковь, налагая его на нас? Конечно не того, чтобы сберечь от употребления несколько снедей, или лишить нас известных удовольствий. Нет, пост должен был обуздать нашу чувственность; укротить, а потом и умертвить наши страсти; очистить наши мысли и желания; дать большую свободу духу и совести; пробудить в нас печаль по Бозе и святую тоску по небесному отечеству; приблизить нас к небу; очистить, просветлить и освятить все существо наше.

воскресенье, 28 апреля 2024 г.

Митрополит Флоринский Августин: «Готовы ли вы приступить к Святому Причастию?»


«Се восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереом...» (Мк. 10, 33).


Я начинаю, дорогие мои, с вопроса ко всем. Мой вопрос таков: действительно ли мы с вами находимся в церкви? Помимо тела здесь должен быть и наш дух.

Отвлеклись на минуту? Значит мы согрешили. Вот почему я задаю вопрос: «Здесь ли мы с вами? Следим ли мы за Божественной Литургией?

Слышали ли мы божественные слова, которые рассекают бездушные камни и окаменевшие сердца? Прочувствовали ли мы событие, описанное в сегодняшнем Евангелии?».

В эти святые дни Церковь передает нам важнейшие послания свыше. И отголоском этих посланий является то, что мы слышали на службе сегодня: «Се восходим во Иерусалим...» (Мк. 10, 33).

Эти слова, которые сказал Христос ученикам незадолго до страданий, Церковь обращает также и к нам.

Когда начнутся службы Страстной седмицы, именно это мы услышим в одном тропаре: «Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим» (стихира Великого Страстного Понедельника).

Пойдемте, говорит Он, совершим восхождение в Горний Иерусалим; отправимся в него своим умом и духом.

Человек должен всегда находиться в готовности, ведь мы не знаем, в какой час Господь призовет нас к Себе. Но особенно мы должны готовиться в эти святые дни, еще больше чем обычно, потому что нам предстоит причаститься Святых Христовых Таин. «Се восходим во Иерусалим...»

Каждый раз, когда мы подходим к Причастию, мы слышим этот голос Господень, призывающий нас в горняя. Но многие ли достойны причащаться? Целый год мы согрешаем; и я боюсь, братья мои, что самый большой грех мы совершаем на Страстной седмице, когда с нечистым сердцем подходим ко Святая Святых.

суббота, 27 апреля 2024 г.

Почему произошло воскрешение Лазаря?

 

Почему произошло воскрешение Лазаря?

 -    Чтобы Христос показал смерти, что вскоре победит её окончательно

-    Чтобы Христос прославился как Бог

-    Чтобы Лазарь вернулся от тления к жизни

-    Чтобы Христос показал, что Он есть Жизнь

-    Чтобы Христос уверил нас в Своем Воскресении

-    Чтобы Лазарь стал предвестником всеобщего воскресения

-    Чтобы Христос, прослезившись, показал, что Он есть настоящий человек

-    Чтобы явилась сила Христова

-    Чтобы Христос показал, что Он есть Бог живых и мертвых

-    Чтобы Христос уверил нас в том, что все мы воскреснем

-    Чтобы Христос подтвердил, что Он имеет две природы

-    Чтобы Христос показал, что Ему возможно все.

Из книги Георгия Мавромати «Воскрешение Лазаря», изд-во «Терпос» // Γεωργ. Μαυρομάτη «Η ανάσταση του Λαζάρου», εκδόσεις «ΤΕΡΠΟΣ»

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

четверг, 25 апреля 2024 г.

Митрополит Морфский Неофит: О необходимости покаяния в грехах пандемии

 

Выдержки из интервью на кипрском телевидении от 14 декабря 2022 г.

 

Митрополит Неофит: Теперь вернемся к нашему вопросу. Что делать людям, которые вакцинировались? Я советовался об этом с некоторыми подвижниками благочестия, с некоторыми людьми Божиими. После многих молитв и прошений о помиловании, обращенных ко Христу и Божией Матери, они дали ответ:

«Очень важно, чтобы те, кто вакцинировался [здесь и далее идет речь о вакцинах, произведенных с применением клеток убиенных младенцев, прим. ред.], покаялись в том грехе, который они совершили, будь то в ведении или в неведении». Чтобы они перестали оправдываться: Это моя жена уговорила меня сделать прививку. На этом настояла моя мать. Это сказал мне начальник или, к примеру, мой духовник. Или как говорят некоторые молодые люди: Мне нужно было выходить в город, не сидеть же мне дома… потому-то я и сделал прививку

Так вот, мы должны взять на себя ответственность за принятые нами решения, как мы обычно поступаем со всеми остальными грехами. Мы в ответе за то, что нас вакцинировали…

А когда мы придем к осознанию своего греха, мы должны покаяться в нем.

Что означает «покаяться» в грехе?

среда, 24 апреля 2024 г.

Пронзение сердца и слезы (архимандрит Афанасий Митилинеос)

 
5-е воскресенье Великого поста, память прп. Марии Египетской

Наша Церковь, дорогие мои, 5-е воскресенье Великого поста посвятила преподобной Марии Египетской. Ее память совершается не сегодня — она отмечается 1/14 апреля. Но Церковь постановила праздновать ее память в этот день, как и память других святых в предыдущие воскресенья — св. Григория Паламы, св. Иоанна Лествичника, также есть неделя Крестопоклонная и неделя Торжества Православия — именно потому, что она хочет сообщить нам кое-что важное. Жизнь преподобной Марии Египетской до ее обращения к Богу была достойна глубочайшего сожаления. Однако плоды ее покаяния и слезы привели ее в Царство Божие, и она стала святой. Этим наша Церковь хочет сказать: «Не теряйте надежду. Великий пост — это поприще для состязаний, это стадион, это поле борьбы. Подвизайтесь, кайтесь, плачьте и вы не только будете прощены, но и сподобитесь святости. Вы не только «освятитеся, но и оправдитеся» (ср. 1 Кор. 6, 11), то есть вы будете признаны возлюбленными чадами Бога, живущими в вечности вместе с Ним».

Если вы, дорогие мои, спросите, что именно заставило преподобную Марию покаяться, то ответ будет такой. Она жила в Египте во время правления Юстиниана Великого, в VI веке, и была падшей, распутной женщиной. Прожив много лет во грехе, однажды она со своими друзьями, а точнее — с теми, с кем она вступала в греховную связь, приехала для паломничества в Иерусалим. Точно так же сегодня мы видим, возлюбленные, как на поклонение, например, к Плащанице, молодые люди идут вместе со своими «подругами» — безнравственными и блудными, «подругами» в плохом смысле этого слова, — и они вместе прикладываются к Плащанице, ходят на праздники, в крестные ходы со святыми иконами и т. д. и т. п. Это явление становится типичным в наши дни и пусть оно вас не удивляет: это свидетельствует об упадке и непоследовательности христиан, об отсутствии связи между их убеждениями и жизнью. Потому что если бы они хоть немного подумали, то они должны были бы сказать: «Что я сейчас делаю? Разве я могу идти за Плащаницей Христа вместе с человеком, с которым мы бессовестно попираем Его святые заповеди?». Все это совершенно немыслимо.

вторник, 23 апреля 2024 г.

Преподобный Иоанн Лествичник о лукавстве



Лукавство есть уклонение от прямодушия,

обольщенный разум,

лживое оправдание себя благими намерениями,

клятвы, чтобы загладить плохое впечатление от скверных дел,

двусмысленные слова,

скрытность сердца,

бездна лести,

навык лгать,

глубоко укоренившееся самомнение,

противник смирения,

личина покаяния,

удаление плача,

вражда против исповеди,

упорство в своем мнении,

причина падений,

препятствие восстанию от падения,

коварная улыбка при обличениях,

безрассудное сетование,

притворное благоговение;

словом оно есть бесовское житие.

 

Отрывок из Слова 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве

Источник: Patrologiae Cursus Completus : Patrologia Graeca 088 / Eastern Orthodox St. Fathers and other notable Christian writers - 1864. - 2020 p.

воскресенье, 21 апреля 2024 г.

Явление Пресвятой Богородицы преподобному Иакову Эвбейскому

 

Преподобный Иаков Эвбейский рассказывал одному из своих духовных чад: «Несколько лет назад, когда я страдал от головокружений и обмороков, мне сообщили, что в город Лимни (остров Эвбея) прибыла чудотворная икона Панагия Ксения из монастыря в Альмирос. Хоть я и был болен, но подумал, что пойду поклонюсь этой иконе в знак благодарности, потому что я в долгу перед Пресвятой Богородицей, ведь Она исцелила мне ноги, когда я был ребенком. Я добрался до города, приложился к иконе и тут мне сообщили, что икону пронесут по острову крестным ходом. Другие священники попросили меня тоже принять участие в крестном ходе и, более того, возглавить его, поскольку я был иеромонах.

Я не желаю почестей для своей скромной персоны, но что поделать, я подчинился, и крестный ход начался. На одной из остановок, которые мы делали, чтобы помолиться, настала моя очередь произнести молитву «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли».


Икона Панагия Ксения. На этой старинной иконе лики Пресвятой Богородицы и Младенца Христа потемнели настолько, что черты их лиц практически неразличимы, - прим ред.

Я поднял глаза и потерял дар речи: я увидел на иконе живую Божию Матерь, которая повернула голову в мою сторону и смотрела на меня Своими большими глазами. Пресвятая Богородица подняла руку и благословила меня. Я не мог вымолвить ни слова, у меня подкашивались ноги, и я с трудом повторял «Услыши ны, Боже, услыши ны, Боже». Одному Богу известно, с какими усилиями я закончил молитву и продолжил шествие. Богородица, чадо мое, являет себя живой через Свои святые иконы, я видел это своими глазами».

 

Источник: https://immorfou.org.cy/αγ-ιακωβος-τσαλικης-η-χαρη-των-αγιων-ει/


@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

среда, 17 апреля 2024 г.

Имел ли право Константинопольский Патриарх восстановить в сане Кураева?

 


В т.н. «грамоте» от Патриарха Варфоломею к бывш. диакону Андрею Кураеву говорится следующее:

«В результате обращения вашего возлюбленного Священнословия к нашей Мерности и прошения рассмотреть вопрос о вашем статусе священнослужителя, мы, по милости Божией, архиепископ Константинополя-Нового Рима и Вселенский Патриарх, которому попечением Церкви (см. правила 9 и 17 Четвертого Вселенского Собора в Халкидоне) вверена исключительная и неоспоримая ответственность рассматривать апелляционные прошения по всем церковным делам, которые были завершены, и выносить по ним окончательное решение, приняли ваше обращение […] и освобождаем вас от наказания в виде извержения из священного сана, и восстанавливаем вас в статусе священнослужителя и в том сане, что был у вас ранее…»

Как мы видим, Константинопольский Патриарх обосновывает свое вмешательство в судьбу изверженного из сана клирика РПЦ 9-м и 17-м правилами Четвертого Вселенского Собора. Действительно ли эти правила наделяют его такой «исключительной» и «неоспоримой» властью, как указано выше? Ответ на этот вопрос дает иеромонах Лука Григориатский в своей работе «Права Церквей и единство Церкви», глава 1, раздел 1.8.

***

В каком смысле в 9-м и 17-м правилах IV Вселенского Собора говорится об обращении к Константинопольскому престолу с целью обжалования судебного решения?

Обращение епископов и клириков в церковные суды и, конечно же, в обращение с целью обжалования судебного решения — это вопрос, о котором идет речь во многих священных канонах, прямо или косвенно. В частности, о праве на обращение с апелляцией к Константинопольскому престолу говорят 9 и 17 правила IV Вселенского Собора, которые устанавливают границы судебной юрисдикции Константинопольского престола.

Как свидетельствовал прп. Никодим Святогорец, толкование этих правил вызвало много шума в середине и конце византийского периода из-за неверной интерпретации и ошибочных утверждений со стороны латинян и латиномудрствующих.[*]

вторник, 16 апреля 2024 г.

Ты спас Адама

 

В четвертую неделю Великого поста, в воскресенье вечером, есть стихира (на стиховне):

Самогласен, глас 6

В разбойническия помыслы впад Адам, прельстися умом, и уязвився душею, лежаше наг заступления: ни священник же прежде закона внят ему, ниже левит по законе воззрев нань: токмо Ты пришедый Боже, не от Самарии, но от Богородицы: Господи слава Тебе.

Это славянский перевод с греческого текста.

====

Вот сам греческий текст:

διμελον Ποημα Στεφνου, χος πλ. β'

Самоподобен (=прототипная мелодия), творение Стефана, глас 6.

Λστας λογισμος, περιπεσν δμ, κλπη τν νον, τραυματισθες τν ψυχν, κα κειτο γυμνς ντιλψεως, οτε ερες πρ το νμου προσσχεν ατ, οτε Λευτης μετ νμον πεδεν ατν, εμ σ παραγενμενος Θες, οκ κ Σαμαρεας, λλ' κ τς Θεοτκου, Κριε δξα σοι.

 ====

Здесь следует заметить следующее.

В греческом языке словом «иеревс» (ερες) именуется как христианский священник, так и языческий «священник» — жрец. Собственно, само слово «иеревс» изначально было заимствовано из языческого употребления. Его употребляли сначала еврейские переводчики Ветхого Завета с иврита на древнегреческий язык (Септуагинта или перевод Семидесяти). Затем в Христианской Церкви это слово закрепилось за христианскими священниками и епископами, как это видно из Посланий Святых Апостолов.

В славянском языке возможный путь превращения «иеревс» в «жрецъ» было следующим: ερες  иерец  жрецъ. Вполне вероятно, что буква "ж" изначально читалась в этом слове как "ie". По крайней мере, в одной из рунических азбук восточной Германии (еще до принятия болгарами Православия) есть знак "ж" с произношением "ie".

В начале стихиры (οτε ερες πρ το νμου προσσχεν ατ, οτε Λευτης μετ νμον πεδεν ατν) сперва говорится о языческих жрецах, а уже затем об иудейских священниках. Это подтверждает и общий контекст всей стихиры.

Эту фразу из стихиры можно пересказать следующим образом: