В нашей Церкви есть два молебных канона Божией Матери — великий и малый. Великий написал император Феодор ΙΙ (Ласкарис), а малый — благочестивый монах Феостирикт или известный песнотворец Феофан Начертанный.
Малый молебный
канон читается прежде всего в период Успенского поста, но также и в других
случаях: при опасности или какой-то нужде. Сегодня мы немного расскажем о нем и
дадим толкование одного из его тропарей, который гласит: «Избави нас от бед,
Богородице чистая, вечное рождши избавление, и мир, всяк ум преимущий». В
этом тропаре сокрыта жемчужина — великая истина, которую я попытаюсь вам
объяснить.
* * *
О чем здесь идет речь? Мы благодарим Пресвятую Богородицу,
Пречистую Владычицу нашу, за рождение Христа, избавление мира. В тропаре это избавление
называется «вечным». Слово «избавление» имеет широкое употребление и может
относиться и к малым вещам, и к великим. Сейчас мы объясним нашу мысль подробнее.
Здесь, на земле, где мы временно проживаем, мы постоянно пребываем
в опасности. Мы подвергаемся опасности во время различных бедствий: пожара,
землетрясения, наводнения, болезней и эпидемий, голода, междоусобиц, войны, несчастных
случаев и многого другого. Жизнь полна опасностей. И в этих опасностях даже
самый сильный и могучий человек в какой-то момент чувствует себя слабым.
Когда в опасности человек, семья или мир, мы должны найти
прибежище в Боге. Об этом напоминается в тропаре: «Избави нас от бед,
Богородице чистая», т. е. «Боже наш, через Богородицу избавь нас от опасностей,
от зол и бедствий, существующих в мире».
Но кроме этих опасностей для тела, которые мы ощущаем, есть
и другая опасность, которую мы, к сожалению, не чувствуем. Если у нас заболит
голова, если заболеет наш ребенок, если машина попадет в аварию, если мы летим в
самолете и в нем происходит поломка, если случается землетрясение или другая
беда, мы кричим: «Пресвятая Богородица, я согрешил (согрешила). Пресвятая
Богородица, спаси мя!». Тогда мы вспоминаем о Боге. А в другие разы? Разве в
другое время мы не подвергаемся опасности? Подвергаемся. Есть еще одна
опасность, и она очень велика. К сожалению, никто ее не осознает — ни миряне,
ни даже священники и епископы. Давайте сегодня вечером попросим Бога открыть нам
глаза, чтобы понять эту великую опасность.
Что это за опасность? Если я отвечу вам прямо сейчас, вы начнете
зевать. Потому что все мы — неверующие. Мы — лжехристиане. От того, что я перечислил
вам выше, в опасности тело. Но опасности подвергается и нечто другое,
бесконечно превосходящее все остальное по своей великой значимости и ценности. Это
душа. В опасности пребывает наша душа. Но кто сегодня думает о душе и заботится
о ней?
Наша душа пребывает в опасности. И от опасности, грозящей душе, мы должны избавиться, освободиться. Представьте себе такую картину. В старину горы были полны разбойников. Что они делали? Они спускались в города и приходили в дома. Не к беднякам, а в дома богачей. Они хватали самого богатого ребенка, увозили его в горы, а потом присылали отцу сообщение: ты должен дать нам тысячу лир; не пришлешь лиры — мы зарежем ребенка!.. И бедный отец бежал как сумасшедший, чтобы собрать деньги; чтобы отправить их грабителю и спасти ребенка. Разве это было только тогда? Разве сегодня в Чикаго и Нью-Йорке можно увидеть не то же самое? Такие вещи происходят каждый день. Требуют миллионы долларов. У этих денег есть имя. Они называются «выкуп». Это то, что дают люди, чтобы освободить своих родных. Освобождение называется избавлением и спасением.
Обычно выкуп требует
похититель, например разбойники. Но опасность приходит не только от них. Есть и
некий невидимый главарь, предводитель разбойников, который страшнее всех других.
Это диавол. Он захватил души людей и держит их в плену. Пленники злобы и
страстей, люди стенают. Души их ищут освобождения. «Бедный я человек!», —
говорит апостол Павел (Рим. 7, 24). Кто спасет, кто освободит меня, кто выведет
меня из греха?
Откройте в Новом Завете Первое послание Петра, главу 1,
стих 18: там говорится о том, что мы спасены от суетной жизни, к которой привыкли,
драгоценной Кровию Христа. «Вы искуплены», — говорит он (1 Пет. 1, 18). Мы были
в плену у диавола, главаря разбойников, а Христос заплатил за нас выкуп — Боже,
вразуми нас, неблагодарных, чтобы мы поняли, что это такое! Какой выкуп Он дал?
Деньги, серебро, золото? Нет. Он отдал Свою честную Кровь на кресте. Таким
образом были освобождены наши души. Это и есть «вечное избавление», о котором
мы слышим в малом молебном каноне.
Итак, есть два избавления: одно малое, временное, а другое — великое, вечное, о котором и говорится в рассматриваемом нами тропаре.
Повторю еще раз: «Избави нас от бед, Богородице чистая, вечное рождши избавление, и мир, всяк ум преимущий». Обратите внимание на слова «И мир, всяк ум преимущий». Дева Мария родила Того, Кто принес не только избавление, спасение, но также и мир. Какой это мир и какими он обозначается словами? «Мир, всяк ум преимущий» означает, что Христос принес такой мир, который превосходит всякий другой мир сего міра. Подумайте только, что это значит…
Помню, как я был маленьким ребенком лет семи, звонили колокола. Началась
война, первая мировая. Она продолжалась четыре года: с 1914 по 1917. Затем снова зазвонили колокола. Мир! И мы слышали от наших отцов и
учителей, что войны уже больше не будет. Всё прошло, люди успокоились. Появилась
Организация Объединенных Наций, Лига Наций... Но двадцать лет спустя заревели
сирены. Оказалось, что мир был ложным и временным! Началась вторая мировая…
Проблемы не решаются языком дипломатии. Дипломатия — дело
диавола: это ложь, хитрость, злоба, корысть. Поэтому мы просим: дай нам, Господи,
не мир, установленный какой-то организацией типа ООН, а Твой собственный мир. Тот
мир, о котором мы слышим во время Божественной Литургии: «Мир всем». Твой мир, подай
нам, Христе Боже.
Видите, какие великие смыслы содержит молебный канон ко Пресвятой Богородице? Избавление
и мир!
* * *
Закончу сегодняшнюю проповедь одной историей. Однажды
ночью в конюшне собралось с десяток человек. Среди них был один старый пастух. Чтобы
скоротать время у костра, он задал вопрос молодым: «Скажите-ка мне, ребята, какое
зло — самое большое в мире?». Говорили разное: когда ночью приходят волки и
съедают овец, когда на стадо нападает болезнь, когда происходит землетрясение
или пожар, когда вода в реке поднимется и случается наводнение, когда болезнь
обрушивается на людей и никого не остается в живых, когда сталкиваются машины
или поезда и погибают люди, когда гром и молния обрушиваются на нас и сжигают все
кругом, когда начинается война и т. д. Наконец, высказал свое мнение старый
пастух: ничто из этого не является величайшим злом. Самое большое зло — это грех.
Нет ничего страшнее греха! Только его одного следует избегать и опасаться, — сказал
седовласый старец.
Если бы ангел спустился, чтобы забрать грех из наших
сердец и искоренить его, о, тогда звоните в колокола! Мир навсегда. Потому что
войны и все другие бедствия являются результатом греха. Где грех, там и
погибель.
Это, дорогие мои, то, что я обязан был довести до вашего сведения, что и было сделано простым и доступным языком. Молите Бога, чтобы Он даровал избавление и мир на
Балканах, мир в Европе, мир во всем міре.
† Епископ Августин
(Проповедь митрополита Флоринского, Пресского и Эордейского
Августина (Кантиотиса) в храме Святого Пантелеимона во Флорине, 24.07.1974. В
период мобилизации).
Источник: https://www.augoustinos-kantiotis.gr/?p=104759
@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.