Протопресвитер
Феодор Зисис
Почётный профессор богословского факультета
Фессалоникийского университета им. Аристотеля
ПРАЗДНИК
ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ И СВЯТОЙ ИОАНН ЗЛАТОУСТ.
Священное
дерзновение и нечестивое раболепие
1. Богатство святоотеческой проповеди
Чтобы обогатить свою проповедь на
литургии в честь праздника Воздвижения Честного Креста Господня, мы пересматривали
различные святоотеческие тексты. За более чем двадцать пять лет нашего
священнического служения мы рассмотрели большое количество самых разных тем,
стараясь не повторять одни и те же из года в год. В агиографической и святоотеческой
литературе, как и в гимнографии нашей Церкви, можно найти множество тем — исторических,
литургических, догматических, этических, аскетических и прочих сокровищ во
благо верующим, жаждущим услышать святоотеческую проповедь, а не социально-политический,
философский, психологический анализ и личные рассуждения и рассказы. Хорошая
проповедь требует труда, исследований и усилий.
О Честном Кресте Господнем и празднике Воздвижения
святыми Отцами написано множество замечательных текстов. Одному только святителю
Иоанну Златоусту приписывается более десяти речей, однако, согласно патрологическим
исследованиям, большинство из них не являются подлинными или их авторство
подвергается сомнению. Поэтому при подборе текстов необходимы внимательность и
знания, чтобы тот, кто говорит проповедь, цитировал подлинные произведения
Златоуста, а их авторство было бесспорным. Проповеди святителя Иоанна Златоуста
к празднику Воздвижения Честного Креста Господня не сохранились, а приводимые в
некоторых сборниках и житиях не являются подлинными. Но в других его речах есть
подлинные, замечательные и уникальные упоминания о Честном Кресте, настоящие жемчужины
духовности и ораторского искусства, которые мы представим в другой раз.
Как бы там ни было, с праздником Воздвижения Честного Креста
Господня, связано две вехи его многомятежной, крестной и мученической жизни,
поэтому мы вкратце расскажем о них. Одна из них — это мужественное противостояние
императрице Евдоксии, которая вместе с коварным патриархом Александрийским
Феофилом были его главными гонителями, с согласия большинства трусливых и
недостойных епископов той эпохи, как это бывало и часто бывает в церковной
истории и в наше время. Другой вехой является его мученическая кончина, которая
произошла в день Воздвижения Честного Креста Господня, 14 сентября 407 года,
после его трехлетнего изгнания в отдаленные и недоступные города Кукуз и
Арабисс в горных хребтах Тавра и Анти-Тавра, после трех месяцев изнурительного перехода
под палящим солнцем из Арабисса в далекий Пифиунт на Кавказе, с июня по
сентябрь 407 года. В какой-то момент его изнеможение и слабость стали столь
сильны, что он не мог больше продвигаться вперед и остановился примерно на трети
пути, после чего последовало его славное успение в Команах на берегу
Понтийского (Черного) моря, в день Воздвижения Честного Креста Господня — подходящий
день для его собственного крестного пути.
2. Закрывает двери храма и запрещает царице Евдоксии войти
внутрь
Отношения святителя Иоанна с императором Аркадием, сыном Феодосия Великого, и его супругой Евдоксией изначально были прекрасными. Императорская чета сначала очень ценила и восхищалась знаменитым клириком Антиохийской Церкви, чье ораторское мастерство, ученость и добродетель получили всеобщую известность и признание, в результате чего именно он был избран и взошел на Константинопольский патриарший престол после смерти патриарха Нектария в 397 году. Сам он был против и отказывался от этого почетной и многоответственной должности, подавая хороший пример большинству духовенства, стремящегося занимать епископские кафедры различными способами, многие из которых несправедливы и нечестны. Решительно воспротивились против его перевода [в Константинополь] и жители Антиохии, заявив, что ни за что не согласятся лишиться того драгоценного духовного сокровища, которое Бог даровал их городу. Однако, судя по всему, воля Божия была такова, чтобы добродетели Златоуста воссияли на самом выдающемся в то время престоле в новой столице империи, который благодаря Златоусту претендовал на такое же первенство и такую же честь, что и первый престол древнего Рима, а также вытеснил на третье место по первенству чести древний престол Александрии. Сговорившись с префектом Антиохии, император Аркадий тайно организовал похищение Златоуста, который был доставлен в Константинополь против своей воли, где был восторженно принят духовенством и населением новой столицы. Он был рукоположен во епископа 15 декабря 397 года своим впоследствии заклятым врагом патриархом Александрийским Феофилом, а его интронизация состоялась в феврале 398 года.