понедельник, 8 декабря 2025 г.

Слезное моление в понедельник вечером

 

Из сборника молитв, составленных преподобным Ефремом Сирином на основании Священного Писания, для тех, кто ведет духовную брань против своего произволения, привязанного к удовольствиям и страстям

+++ 

СЛЕЗНОЕ МОЛЕНИЕ В ПОНЕДЕЛЬНИК ВЕЧЕРОМ

«Взыщи меня, как погибшую овцу, потому что вовсе нет во мне ни усердия, ни помышления об исправлении себя»

 

Приими прошение оскверненных и нечистых уст, Владыка всяческих, человеколюбивый Иисусе Христе; не погнушайся мною, как недостойным и несмысленным, и не признай недостойной утешения Твоего душу мою, приближающуюся ко аду.

Взыщи меня, как погибшую овцу, потому что вовсе нет во мне ни усердия, ни помышления об исправлении себя. Поскольку я ослеплен сластолюбием, омрачена душа моя, и от упоения страстями сердце мое стало безчувственным. Исповедую Тебе, Господи, Спаситель міра, всю греховную горечь, все лукавство, все неразумие мое. Скажу также всю приятность, всю сладость того, что, по благости Своей, соделал Ты со мною, Человеколюбче.

С малых лет я преогорчал Тебя, был не расположен к добру, замышлял всякое зло, с легкостью совершал всякий грех. Но Ты, Владыка, Сын Божий, по великим щедротам Твоим, не воззрел на все лукавство мое. Глава моя вознесена благодатью Твоею, Владыка, но снова смиряется, по причине грехов моих. Благодать Твоя снова влечет меня к жизни, а я со всем усердием устремляюсь скорее к смерти, потому что пагубный навык мой к слабостям, даже против воли моей, увлекает меня к себе.

Ужасен страстный сей навык; неразрешимыми узами связывает он ум мой; и узы сии всегда кажутся мне вожделенными. По навыку опутываюсь сетями, и радуюсь, бедный, что опутан. Погружаюсь на самую несносную глубину, и это веселит меня. Враг ежедневно обновляет узы мои, а я восхищаюсь. О, хитрость врага! Он не сковывает меня цепями, которых я не желаю, но постоянно предлагает мне такие цепи и ловушки, которые я принимаю с большим удовольствием; ибо знает, что сильнее всего подействует на меня, и поэтому в данный момент предлагает мне цепь, которой желаю я сам.

Сие рыдания и плача достойно; в том позор и стыд, что связан я своими хотениями. В одно мгновение могу сокрушить узы и освободиться от всех сетей, но, одолеваемый слабостями и произвольно раболепствуя страстным навыкам, не хочу сделать этого. Еще ужаснее, еще больше заставляет меня обливаться слезами стыда то, что я соглашаюсь с хотениями врага своего. Он связывает меня, и я умерщвляю себя страстями, которые радуют его. Могу сокрушить узы, но не хочу; могу избежать сетей, но не желаю.

Что горестнее этого плача и рыдания? Какой стыд тягостнее этого? Увы, нет стыда более горького, как выполнять человеку хотения врага! В таком положении нахожусь я, окаянный, знаю узы свои и на всякий час скрываю их от видящих меня. Совесть меня обличает: «Почему ты не трезвишься, несчастный! Не знаешь разве, что Страшный день Суда при дверях? Восстань, как сильный, разорви узы свои! У тебя есть сила разрешать и вязать».

Так обличает меня всегда святая совесть, но я не хочу освободиться от уз и сетей. Каждый день сетую и воздыхаю об этом; оказывается же, что связан я теми же страстями. Окаянен я и убог, не имею духовного преуспеяния во благо жизни своей, не боюсь оказаться в ловушке у смерти. Тело напоказ видящим облечено благоговейной наружностью, а душа опутана неподобными помыслами. Стараюсь быть благоговейным наружно, а внутренне я — мерзость пред Богом. Услаждаю речь свою, говоря с людьми, а сам горек и лукав в произволении. Что же мне делать в день испытания, когда Бог откроет все пред Судом? Великий страх непрестанно сокрушает сердце мое, потому что я связан цепями несметных беззаконий моих. Сам знаю, что буду там наказан, если Судию не умилостивлю слезами здесь. Потому Ты, Владыка, не лишаешь меня во гневе щедрот Своих, ибо Сам ожидаешь моего обращения; Ты не хочешь видеть, чтобы кто-либо горел в огне, но всем человекам желаешь спастися в жизнь вечную.

Посему, уповая на щедроты Твои, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, припадаю к Тебе и умоляю: воззри на меня и помилуй меня; изведи душу мою из темницы беззаконий, и да воссияет луч света в моем разуме, пока не пришел я в будущую страшную для меня жизнь, где совершенно будет невозможно покаяться в худых делах. Великий страх объемлет меня, бедного и блудного; как пойду совершенно неготовым и обнаженным от покрова добродетелей? Страх и боязнь объемлют меня, ибо вижу, что неревностен я к добру, но обуреваюсь противными помыслами, потому что слушаюсь бесов, которые сластолюбием уловляют меня в погибель. Если не провожу испытание совести, то во многом кажусь себе хорошим. Уподобляюсь нерадивому и ленивому купцу, который в один день теряет свой достаток и прибыль. Так я, бедный, теряю небесные блага среди множества развлечений, вовлекающих меня в худые дела.

Сам в себе ощущаю, как ежечасно окрадывают меня и, не хотя, занимаюсь тем, что ненавижу. Удивляет меня злое произволение мое во время скорбей, в которых всегда наиболее погрешает оно. Удивляет меня покаяние мое, — почему не дает оно твердого основания зданию воздержания? Потому что не допускает сего враг души моей. Каждый день полагаю основание зданию и собственными своими руками опять разоряю мой труд. Это происходит потому, что я еще не положил и начала доброму покаянию, злому же нерадению нет и конца. Порабощен я нерадением, по воле врага моего, усердно выполняя все им любимое.

«Кто даст главе моей воду» в неистощимом обилии «и очесем моим источники слез» (Иер.9:1), которые бы непрестанно проливались, дабы я непрестанно плакал перед милосердым Богом, чтобы Он, послав благодать Свою грешнику, ежечасно обуреваемую душу мою извлек из свирепого моря, мятущегося греховными волнами. Ибо усилились хотения мои, стали подобны ранам, которые вовсе не терпят врачебных повязок. Жена блудница, придя в ужас, вдруг оказалась целомудренной и усердной, потому что возненавидела дела срамного греха, приведя себе на память будущий вечный стыд и нестерпимое мучение в наказании. А я, ежедневно обещая отстать от греховных страстей, не отстаю от них, но всегда, неразумный, держусь худого своего навыка. Есть у меня надежда грядущего покаяния; обманутый суетным обещанием, всегда говорю я: «Покаюсь», — и доныне не каюсь. На словах только прилежно каюсь, а делами очень далек от покаяния. При всяком возможном случае, забываю я даже о том, что свойственно человеку по природе, потому что осознанно делаю зло и грешу по упорству.

Исав не нашел места покаянию, потому что совершил грех из своей личной выгоды; согрешил не потому, что был увлечен или обманут диаволом, но сознательно, зная свой грех. Несмотря на вразумления, и родителей огорчил, и не устыдился Бога. И Иуда предатель не нашел места покаянию, потому что грешил, пребывая вместе с Господом, и знал, что делал, после того как вкусил действие благодати.

И что теперь ждать мне, убогому, за грехи, соделанные мною сознательно, в ведении? Известно, что даже только помысливший злое равен содеявшему. Чем оправдаюсь в бесчисленном множестве беззаконий моих? Хам, замысливший только посмеяться над отцом, был отвержен. Соумышленники Кореевы поглощены землей, хотя вовсе ничего не сказали и не сделали. Подобным образом пострадали и бывшие при Илие. И Саул, внявший помыслам идолослужения, был отвержен. И Ахитофел, подавший только совет, умер во грехе. И сыны Аароновы, погрешив, наказаны смертью. И Сапфира с мужем за пренебрежение свое не имели времени на покаяние.

Вглядываясь в поступки свои, замечаю, как я сам соглашаюсь на грех, и предвижу Божественный суд, признавая его неоспоримую справедливость. Для чего вводит меня в заблуждение принятый мною на себя образ, когда чужд я добродетелей, и пред Богом, видящим все, делаю противное? Справедливо фарисеи потерпели обличение от Христа Спасителя, Который наружность их назвал лицемерною. И со мною часто происходит такая досада, что, когда меня обличает совесть моя, то я негодую, и ее обличение кажется мне жестоким. Истина горька для стремящихся скрыть свою суть от других. Сниму внешний покров — и окажутся во мне черви; собью побелку с наружной стены — и окружающие меня увидят, что лежит во гробе, рассмотрят содержание моих дел и заметят во мне подобие фарисею. А если не сделается это явным здесь, то «огнь искусит» меня на Суде, по слову апостола (1Кор.3:13).

Протяни, Господи, руку помощи мне, пресмыкающемуся по земле. Ибо хочу встать, — и не могу, бремя греха подавило меня, и лукавый навык удерживает меня. Смотрю глазами, а хожу как во мраке и в глубокой тьме. Протягиваю руку, но сам как расслабленный. Благодушествую и недоволен собой. Молюсь, чтобы перемениться, но томлюсь от поста. Имею доброе расположение, но всегда встречаю препятствия; ревностен к славословию, а не позабочусь угождать Богу.

Как осмелюсь просить об оставлении прежних грехов своих, нимало не забывая прежнего своего поведения? Или как совлекусь ветхого растленного человека, не отложив вожделений прежнего своего обольщения? Увы мне! Как перенесу обличения в беззаконных делах моих и помыслах? «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих» (Пс.50:3). Недостойные уста, и сердце нечистое, и душа, очерненная грехами, вопиют к Тебе, Владыка. Услыши меня, по благости Твоей, и не отринь прошения моего, потому что не отвергаешь прошения истинно кающихся. Мое же покаяние не чисто, но растленно. Один час каюсь и два огорчаю Тебя.

Утверди сердце мое в страхе Твоем, Господи; утверди душу мою на камне покаяния. Пусть Твоя благость победит пребывающую во мне злобу. Свет благодати Твоей пусть победит тьму, которая во мне. Снизойди на моление мое, благий Господи, не ради праведности моей, потому что не имею у себя ничего доброго, но по милосердию Твоему, по великой и несказанной благости Твоей воздвигни члены мои, сокрушенные грехом, и просвети сердце мое, омраченное лукавым вожделением. Спаси меня от всякого лукавого дела, да не до конца низложит меня супротивник. Не отврати лица Твоего от меня и не скажи мне: «Аминь глаголю» тебе, «не вем» тя (Мф.25:12). Спаси скорбную душу от смерти, Господи, имеющий власть над жизнью и смертью. Ибо Ты сказал, Владыка: «Просите, и дастся вам» (Мф.7:7).

Очисти меня, Господи, от всякого греха прежде кончины и даруй мне, Человеколюбец, во всю эту краткую жизнь мою источать из сердца слезы к очищению душевных скверн моих, чтобы я мог еще здесь искупить хотя бы некоторые из многочисленных моих грехов, и там спастись под покровом всесильной руки Твоей, когда всякая душа вострепещет пред Твоею страшною славой.

Ей, Владыка, Единородный Сыне Божий, услыши и приими прошение грешного и недостойного раба Твоего, спаси меня туне, по благодати Твоей, потому что Ты милосердый и человеколюбивый Бог, и Тебе воздаем славу и благодарение и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь. 

Источник: https://www.entaksis.gr/αγιου-εφραιμ-του-συρουενθοσ-στον-εσπ/

https://greekdownloads.wordpress.com/wp-content/uploads/2013/06/precationes-e-sacris-scripturis-collectae.pdf

@Перевод «Трость Скорописца», 2025.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.