«Боже, прости нас, грешных: мы не имеем ни праведности фарисея, ни покаяния мытаря, но являемся смесью всего наихудшего, что есть в них обоих» (К. Хиотели «Восточные дороги»).
Эти строки из
произведения Кэти Хиотели очень точно описывают нас, сегодняшних людей. Не
христиане и не язычники. Не праведники и не грешники. «Не имеем ни праведности фарисея,
ни покаяния мытаря». Мы — дети нашего времени: готовы пуститься во все тяжкие и
не желаем работать над собой. Мы хотим не отвечать ни за что, но иметь право на
все. Получать только удовольствие и не прилагать никакого труда.
Христос рассказал притчу
о мытаре и фарисее, обращаясь к «некоторым, которые уверены были о себе, что
они праведны, и уничижали других» (Лк. 18, 9), объясняет во вступительном слове
евангелист Лука. Ныне дела обстоят еще хуже: благочестие не только не является поводом
для похвальбы и разграничения людей, но большинству людей будет даже обидно,
если их «обвинят» в том, что они связаны с Церковью, а значит являются… «набожными»
(последнее звучит почти как ругательство).
Идеалом общества того
времени был фарисей. Сегодня — это мытарь. Тогда человек хвастался тем, что
соблюдает заповеди Божии. Сегодня человек хвалится тем, что их нарушает. В ту
пору жизнь людей была подчинена установлениям Божиим. Сегодня каждый становится
«божком» своей жизни и кричит, что ему не нужен Бог.
Сознательно это
происходит или нет, но людям сегодня угрожает не эгоизм фарисея, а… фарисейство
мытаря! Сегодня человек хвалится своим грехом. Грех стал мерилом свободы
человека, и, вступая в мысленное соперничество с Богом, он воображает,
несчастный, что обрящет счастье на этом пути!
Каждое человеческое сердце ищет счастья. Некоторые ищут его с Богом. Другие — без Него и вдалеке от Него. Христос в этой притче (Лк. 8, 9–15) описывает те опасности, которые встречаются и на пути к Богу, и вдали от Него: