СВЯТАЯ ГОРА АФОН
Октябрь 2019 г.
Часть I
«ПЕРВЕНСТВО» И «ПРАВО НА АПЕЛЛЯЦИЮ»
СОГЛАСНО СВЯЩЕННЫМ КАНОНАМ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Наша Святая Православная Церковь, которая является Единой, Святой, Соборной и Апостольской, имеет всю полноту освящающей божественной благодати и божественного опыта. Её единственным Главой был, есть и будет во веки Господь и Бог наш, Иисус Христос. Наша Церковь совершает свой путь сквозь века среди мирских треволнений и ловушек добротоненавистника диавола, подобно кораблю или ковчегу спасения, но поскольку его Кормчий — это Сам Господь Иисус Христос, то корабль «колеблется силою волн, но не погружается в пучину морскую». Есть у нашего корабля и надежный «компас» — Священные Каноны, которые выравнивают его курс, если иногда ему случается сбиться с пути. Величайшим сокровищем Церкви является Её светоносное единство, которое часто нарушается из-за человеческой греховности.
В наши дни Церковь переживает потрясения, а Её
единство подвергается испытанию из-за так называемого «украинского церковного
вопроса». Величайшую тревогу и беспокойство у многих верующих вызывает,
во-первых, одностороннее дарование автокефалии раскольническим группировкам
(которые состоят из изверженных из сана и саморукоположенных), а во-вторых —
прекращение евхаристического общения с целью противодействия этой автокефалии,
предоставленной без предварительного согласия всех Поместных Церквей. Главная
же проблема — это глубокое разделение православных и угроза всеправославного
раскола. Серьезные пастырские проблемы возникают повсюду: в приходах
православной диаспоры и даже в отдельных семьях (из-за разного происхождения и
взглядов супругов), на Святой Горе Афон и среди верующих всех Православных
Поместных Церквей.
Мы страдаем от разногласий и молимся «о благостоянии
святых Божиих Церквей». Мы любим и чтим все Православные Поместные Церкви,
потому что все они орошены кровию мучеников и породили сонмы святых, а тем
более — Великую Константинопольскую Церковь Христову, которая
взращивает нас во Христе.
Однако в виду
опасности раскола интересы всей Церкви, а именно единство, предпочтительнее
любых других интересов отдельных Церквей.
Текст, который вы сейчас читаете, был написан с
любовью и болью за Церковь. Мы, монахи, не являемся в Церкви учителями: наша
стезя — покаяние, и только когда Церковь нуждается в помощи, мы можем помочь Ей
в меру своих сил, чтобы Она продолжала Свой путь, с единством во Христе и в
Истине. Наша речь бедна и невыразительна, но она преисполнена любовью и
глубоким уважением к единству Церкви. Это «глас вопиющего о единстве», которое
теперь, из-за так называемого украинского вопроса, находится в опасности.