Боязливость есть
младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от
веры, в ожидании нечаянных бед.
Страх есть предвоображаемая
беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от
представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды.
Гордая душа есть раба
страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней.
Плачущие и болезнующие о
грехах своих не имеют страхований; а страшливые часто лишаются ума; и по
справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить
не возноситься.
Все боязливые тщеславны, но
не все небоящиеся смиренномудры; ибо случается, что и разбойники, и
гробокопатели не боятся.
Не ленись в самую полночь
приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей
младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но
когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки,
и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни
на земле. А избавившись от сего недуга, восхваляй Избавившего; ибо когда ты
будешь Его благодарить, то и Он во век будет покрывать тебя.
Нельзя в одну минуту
насытить чрево; так нельзя и боязливость победить скоро. По мере усиления в нас
плача, она от нас отходит; а с уменьшением оного увеличивается в нас.
«Устрашишася ми власи и
плоти» (Иов.4:15), говорил
Елифаз, возвещая о коварстве сего беса. Иногда душа, а иногда плоть прежде
поражается страхом, и потом страсть сию одна другой передают. Если плоть
устрашилась, а в душу не вошел сей безвременный страх, то близко избавление от
этого недуга. Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностию Богу, усердно
ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, то мы воистину освободились от
боязливости.
Не пустыня и мрачность
места укрепляет бесов против нас, но бесплодие нашей души; иногда же это бывает
промыслительно к вразумлению нашему.
Кто сделался рабом Господа,
тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени
своей боится.
Когда злой дух приступает
невидимо, тогда боится тело; а когда приступает Ангел, тогда радуется душа
смиренного. Итак, когда мы по этому действию узнаем пришествие Ангела Божия, то
скорее восстанем на молитву: ибо добрый хранитель наш пришел помолиться вместе
с нами.
Источник: Лествица, возводящая на небо / преп. Иоанн Лествичник. - 8-е изд. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2013. - 592 с. (Духовная сокровищница).