вторник, 21 марта 2023 г.

На поклонение Честному Кресту (архимандрит Георгий Капсанис)

 

Сегодня, посреди Святой Четыредесятницы, мы празднуем поклонение Честному и Животворящему Кресту. Для всех благочестиво подвизающихся Святая и Великая Четыредесятница — это период поста, период подвига, труда, духовной брани. Если человек идет по длинной и трудной дороге, нужно где-то остановиться, чтобы передохнуть, попить немного воды и набраться сил, чтобы продолжить свой путь. Так и наша Святая Церковь, которая есть наша Мать, знает суровость борьбы, трудность духовной брани. Именно поэтому она и определила, чтобы сегодня мы поклонились Честному Кресту — чтобы получить силу, утешение, благодать, духовную передышку, дабы мы смогли снова продолжить борьбу.

Поклоняясь Святому Кресту, находящемуся в центре нашей Веры, мы вспоминаем слова великого апостола Павла: «Мы же проповедуем Христа Распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие» (1 Кор. 1, 23). Мы проповедуем Распятого Бога, который для эллинов, т. е. для философов каждой эпохи, является безумием. Что это за Бог, — вопрошают они, — если Он так слаб, что Его распяли и похоронили? По этой причине Крест Христов является для философов безумием. А для иудеев, т. е. для представителей монотеистических религий, таких как евреи, Крест Христов, Распятый Бог — это соблазн, потому что они никогда не желали принять того, чтобы величественный, всемогущий Бог мог смириться, стать человеком и быть предан на распятие. И по сей день рационалисты, философы века сего, а также последователи монотеистических и политеистических религий отрицают всякую вероятность того, что существует Бог-Троица и Распятый Бог.

Но то, — говорит апостол Павел, —что для неверующих любой эпохи, рационалистов, адептов разных религий является соблазном и безумием, для нас есть «Божия сила и Божия премудрость» (ср. 1 Кор. 1, 24). В Кресте Христовом видна бесконечная любовь Божия к Своим творениям, но также и мудрость и сила Того, Кто таким образом устроил наше спасение. Бог не хотел спасти нас неким внешним способом, чем-то вроде того, что древние греки называли «Богом из машины»[1]. Вот почему, как говорит Священное Писание, «Не ходатай, ниже Ангел, но Сам Господь спас нас» (ср. Ис. 63, 9). Чтобы спасти нас, Он не послал ни Ангела, ни пророка, но Сам стал человеком и претерпел крест и смерть. Таким образом, он стал и нашим «великим Архиереем» (ср. Евр. 4, 14), как мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Евреям. Ибо Послание к Евреям рассматривает именно этот вопрос — для тех, кто изучает Новый Завет (хотя в общем-то Новый Завет должны изучать все христиане) — что Христос есть единственный вечный и истинный Первосвященник.

Первосвященники Ветхого Завета приносили в жертву Богу животных за свои грехи и за грехи людей. Христос принес истинную жертву: Он принес не животных, а Себя Самого. Он был Жертвователем, то есть Тем, Кто приносил жертву, но также и Жертвой, то есть Тем, Кого приносили в жертву. Такого раньше никогда не бывало, чтобы кто-то пожертвовал собой и был в одно и то же время и Жертвователем, и Жертвой. И жертвенник, на котором совершилась эта великая Жертва великого и единственного Архиерея Христа, есть Его Крест. Это жертвенник, на котором Он пролил Свою пресвятую Кровь нашего ради спасения, вместо пролития крови животных. И Крест Христов с тех пор имеет всю благодать, и всю силу, и все благословение Распятого Господа. Потому-то и мы, православные христиане, поклоняемся ему и все, что мы делаем в нашей жизни, мы сопровождаем знамением Святого Креста. Вы это знаете — не буду распространяться подробно, ибо известно, что все, происходящее в Церкви, и все, происходящее в жизни благочестивых людей, совершается с начертанием, и благодатью, и благословением Креста Господня.

Но если Господь есть наш Распятый Бог и Распятый Началовождь нашего спасения, то и мы должны быть Его распятыми учениками. Быть такого не может, чтобы у нас был такой Бог, Который ради нас взошел на Крест, а мы отреклись бы от Креста в своей жизни. Мы тоже должны подвизаться, чтобы нести Крест. И мы несем Крест, когда боремся, чтобы избавиться от страстей: от эгоизма, от гордыни, от плотских похотей, от ненависти к людям. А еще мы несем Крест, когда претерпеваем жизненные испытания, болезни, бедность, смерть наших близких. Мы также несем Крест, когда подвизаемся, чтобы любить своего ближнего, прощать его и терпеть его немощи. В общем, когда мы подвизаемся добрым подвигом, мы участвуем в Кресте Господа нашего Иисуса Христа.

Так христианин следует по пути Христа. Потому что тот, кто идет в жизни своей крестным путем Христовым, тот и есть Его истинный ученик. А кто не идет крестным путем Христовым, тот не является Его подлинным и истинным учеником, даже если он называется христианином и в его паспорте написано, что он «православный», как это было принято раньше в Греции.

Неделя 3-я Великого Поста (2007)

Архимандрит Георгий Капсанис

Источник: Архимандрит Георгий Капсанис, Проповеди на праздники Постной Триоди (2006-2014). Изд-во монастыря Преподобного Григория, Святая Гора Афон, 2022. - с. 85-90.

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.


[1] Изначально, в античные времена, «машиной» называли театральный кран, с помощью которого в греческом театре изображали полёты актёров. А стандартной концовкой в античной драме была ситуация, когда какое-нибудь божество спускалось с небес, награждало героев и карало злодеев. Изображал этого бога актёр, подвешенный на «машине».