Автор: профессор догматического богословия Димитрий Целенгидис
Свобода является одним из важнейших вопросов, касающихся существования человека. Всякое действие человека, характеризующее его как личность, неразрывно связано со свободой. Можно говорить о множестве ее проявлений, как, например, свобода мысли, свобода слова, свобода совести, нравственная свобода, свобода вероисповедания и пр.
Мы
не будем рассматривать вышеозначенные аспекты свободы, но попытаемся показать
насколько возможно кратко, как святитель Григорий Палама видит свободу
человека. Затем, упомянув об онтологическом порабощении и освобождении
человека, мы покажем, как нам надлежит развивать и проявлять свою свободу,
участвуя в духовной жизни Церкви, и каков специфический характер этой свободы.
С
самого начала необходимо сказать, что абсолютно свободен и самовластен в
истинном значении этого слова только один Бог, поскольку как подлинно Сущий Он
не подчинен никакой физической или метафизической необходимости [1].
Следовательно, должно быть очевидно, что говорить об абсолютной и истинной
свободе можно только там, где присутствует и Источник свободы, то есть Сам Бог.
Непосредственное проявление этой подлинной свободы в тварном мире и истории
происходит только благодаря нетварным энергиям Троичного Бога.
Но если абсолютная и подлинная свобода находится только в Самом Боге и Его нетварных энергиях, какова тогда свобода человека, сотворенного Им, и на чем основывается эта свобода?