четверг, 31 марта 2022 г.

Свобода человека по учению святителя Григория Паламы.

Автор: профессор догматического богословия Димитрий Целенгидис

Свобода является одним из важнейших вопросов, касающихся существования человека. Всякое действие человека, характеризующее его как личность, неразрывно связано со свободой. Можно говорить о множестве ее проявлений, как, например, свобода мысли, свобода слова, свобода совести, нравственная свобода, свобода вероисповедания и пр.

Мы не будем рассматривать вышеозначенные аспекты свободы, но попытаемся показать насколько возможно кратко, как святитель Григорий Палама видит свободу человека. Затем, упомянув об онтологическом порабощении и освобождении человека, мы покажем, как нам надлежит развивать и проявлять свою свободу, участвуя в духовной жизни Церкви, и каков специфический характер этой свободы.

С самого начала необходимо сказать, что абсолютно свободен и самовластен в истинном значении этого слова только один Бог, поскольку как подлинно Сущий Он не подчинен никакой физической или метафизической необходимости [1]. Следовательно, должно быть очевидно, что говорить об абсолютной и истинной свободе можно только там, где присутствует и Источник свободы, то есть Сам Бог. Непосредственное проявление этой подлинной свободы в тварном мире и истории происходит только благодаря нетварным энергиям Троичного Бога.

Но если абсолютная и подлинная свобода находится только в Самом Боге и Его нетварных энергиях, какова тогда свобода человека, сотворенного Им, и на чем основывается эта свобода?