четверг, 22 сентября 2022 г.

К празднованию 600-летия со дня обретения мощей прп. Сергия Радонежского. Явление прп. Сергию Радонежскому Богородицы. О составе молебного пения Пресвятой Богородице, которое совершал прп. Сергий.

 

Образ явления Пресвятой Богородицы прп. Сергию Радонежскому в Серапионовой палате Троицкого Собора Лавры, приблизительное место нахождения келии прп. Сергия и явления Богоматери (в сенях)


«…Праведно было память сего благодатнаго события почтить освященным храмом, хотя впрочем и вся обитель сия есть памятник сего чуднаго посещения; потому что вся судьба ея в продолжении веков есть исполнение обетования небесной Посетительницы: «неотступна буду от места сего…».  

Свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слово по освящении храма явления Божией Матери Преподобному Сергию, устроеннаго над мощами Преподобнаго Михея в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре [1]

 

 (Публикуется с незначительными сокращениями)


...В жизни прп. Сергия Радонежского и созданной им обители Живоначальной Троицы огромное, если не центральное значение и место занимает особое событие — явление прп. Сергию Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Несомненно, что именно благодаря явлению Матери Божией прп. Сергию и данном Ей важном обетовании о Ее непрестанном попечении о монастыре находится главный ключ к пониманию того, почему эта бедная пустынь, в которой во времена прп. Сергия наблюдалось постоянная скудость и нужда во всем, откуда уходило много желавших вести строгую иноческую жизнь с таким святым как прп. Сергий, все же продолжала существовать, расцвела и поныне является духовным центром Русской Православной Церкви. Об этом столь ярко и красноречиво говорит свт.  Филарет, митрополит Московский и Коломенский, выдающийся ритор, ученый муж, выдающийся иерарх и монах-святитель Российской Православной Церкви: «Благодатию всесвятаго и всеосвящающаго Духа совершилось ныне священное обновление сего храма, созданнаго прежде нас в честь и память явления Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Преподобному и Богоносному Отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и Преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память сего благодатнаго события почтить освященным храмом, хотя впрочем и вся обитель сия есть памятник сего чуднаго посещения; потому что вся судьба ея в продолжении веков есть исполнение обетования небесной Посетительницы: «неотступна буду от места сего». [2]

История свидетельствует о многочисленных случаях и попытках уничтожить монастырь. Еще при жизни прп. Сергия монастырь был спасен чудесным образом от разорения Тохтамышем (1382), в то время как Москва и Переяславль Залесский и другие окрестные города были разорены.[3] Но буквально вскоре после кончины прп. Сергия (1392 г.), а именно в 1408 г., полчища татар хана Едигея сожгли убогие деревянные постройки Троицкого монастыря.[4] Непростая ситуация сложилась вокруг монастыря в так называемое Смутное время в начале 17-го столетия, когда подошедшие полки польских воевод Лисовского и Сапеги в течение полутора лет вели непрерывную осаду монастыря.[5] Удивительно было спасение Троицкой Лавры от нашествия войск Наполеона в 1812 г.[6] Нельзя не забыть последний погром Троицкой Лавры в 1922 г., ее закрытие и превращение в часть города Загорска. Но все же монастырю суждено было возродиться в 1946 г. и постепенно обрести свое величие и невероятную красоту.

Но обратимся к самому событию явления Пресвятой Богородицы, которое зафиксировано в разных списках Жития прп. Сергия, а также — в литургической жизни сегодняшней Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры. Ибо каждую пятницу вечером в Лавре совершается пение Умилительного канона (Параклисиса) с акафистом Богоматери.