Образ явления Пресвятой Богородицы прп. Сергию Радонежскому в Серапионовой палате Троицкого Собора Лавры, приблизительное место нахождения келии прп. Сергия и явления Богоматери (в сенях)
«…Праведно было память сего благодатнаго события почтить освященным храмом, хотя впрочем и вся обитель сия есть памятник сего чуднаго посещения; потому что вся судьба ея в продолжении веков есть исполнение обетования небесной Посетительницы: «неотступна буду от места сего…».
Свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слово по освящении храма явления Божией Матери Преподобному Сергию, устроеннаго над мощами Преподобнаго Михея в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре [1]
(Публикуется с незначительными сокращениями)
...В жизни прп. Сергия Радонежского и созданной им
обители Живоначальной Троицы огромное, если не центральное значение и место
занимает особое событие — явление прп. Сергию Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы. Несомненно, что именно благодаря явлению Матери Божией прп. Сергию
и данном Ей важном обетовании о Ее непрестанном попечении о монастыре находится
главный ключ к пониманию того, почему эта бедная пустынь, в которой во времена
прп. Сергия наблюдалось постоянная скудость и нужда во всем, откуда уходило много
желавших вести строгую иноческую жизнь с таким святым как прп. Сергий, все
же продолжала существовать, расцвела и поныне является духовным центром Русской
Православной Церкви. Об этом столь ярко и красноречиво говорит свт. Филарет,
митрополит Московский и Коломенский, выдающийся ритор, ученый муж, выдающийся
иерарх и монах-святитель Российской Православной Церкви: «Благодатию всесвятаго и всеосвящающаго
Духа совершилось ныне священное обновление сего храма, созданнаго прежде нас в
честь и память явления Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Преподобному и
Богоносному Отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и Преподобный
Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память сего
благодатнаго события почтить освященным храмом, хотя впрочем и вся обитель сия
есть памятник сего чуднаго посещения; потому что вся судьба ея в продолжении
веков есть исполнение обетования небесной Посетительницы: «неотступна буду от
места сего». [2]
История свидетельствует о многочисленных случаях и попытках
уничтожить монастырь. Еще при жизни прп. Сергия монастырь был спасен
чудесным образом от разорения Тохтамышем (1382), в то время как Москва и
Переяславль Залесский и другие окрестные города были разорены.[3]
Но буквально вскоре после кончины прп. Сергия (1392 г.), а именно в 1408 г.,
полчища татар хана Едигея сожгли убогие деревянные постройки Троицкого
монастыря.[4] Непростая ситуация сложилась вокруг монастыря
в так называемое Смутное время в начале 17-го столетия, когда подошедшие
полки польских воевод Лисовского и Сапеги в течение полутора лет вели
непрерывную осаду монастыря.[5] Удивительно было спасение Троицкой Лавры
от нашествия войск Наполеона в 1812 г.[6]
Нельзя не забыть последний погром Троицкой Лавры в 1922 г., ее закрытие и
превращение в часть города Загорска. Но все же монастырю суждено было
возродиться в 1946 г. и постепенно обрести свое величие и невероятную
красоту.
Но обратимся к самому событию явления Пресвятой Богородицы, которое зафиксировано в разных списках Жития прп. Сергия, а также — в литургической жизни сегодняшней Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры. Ибо каждую пятницу вечером в Лавре совершается пение Умилительного канона (Параклисиса) с акафистом Богоматери.