«Тогда сядет
на престоле славы Своея…» (Мф. 25, 31)
Евангельское
зачало нынешнего дня, которое звучит словно гром, говорит нам о Втором
Пришествии Христовом, которое совершится со всякой славой и величием. Его будут
сопровождать ангелы святые. Как цари во время своих мирских выходов являются с
войсками и во всей земной славе, так и Царь ангелов и архангелов явится во всей
Своей славе и величии. Труба архангела вострубит, и её услышат в каждом уголке
земли, а могилы умерших откроются.
Миллионы и
миллиарды людей предстанут перед Его страшным Престолом, чтобы над ними был
совершен Суд. Это вам не какие-то сказки. Если вы не верите во Второе
Пришествие Христа, когда Он будет судить весь мир, вы не можете считать себя христианином.
Неужели все это правда? Это утверждение истинно, да!
Страшный Суд настолько
реален, насколько реальным является то, что существуют солнце и звезды; что
существуешь ты сам; что после воскресенья настанет понедельник; что мы сейчас находимся
здесь, а не в каком-то другом городе. В сердце христианина должна пребывать нерушимая
вера в то, что снова приидет Христос. Он уже приходил однажды. И Он придет
вновь. Чтобы судить меня — того, кто говорит вам проповедь, и вас — слушающих
меня, и все население земли.
Придет Спаситель
Христос. И что же Он сделает? Он разделит мир. Господь достаточно простым
языком рассказывает об этом в притче. Как пастух вечером входит в овчарню,
отделяя овец от козлов, как земледелец во время жатвы отделяет зерна от плевел (и
при этом последние он бросает в печь, а пшеницу собирает в житницы); и, как
рыбак, вынимающий сеть, выбирает хорошую рыбу и отбрасывает бесполезное и
ненужное, подобным же образом и Христос — Великий Рыбак, Великий Земледелец и
Великий Пастырь человеческого рода — разделит человечество, произведет
разделение.
- Почему Он
произведет разделение?
Потому что
здесь нет никакой ясности: всюду смешение. Невозможно узнать, кто святой, а кто
грешный. Бывает, что тот, кто выглядит святым, имеет
растленную, скверную душу, а тот, кто внешне кажется грешным, может и оказаться
святым. В мире сем многое покрыто мраком. Злодеи остаются на свободе, а невиновные
попадают в тюрьму. Человеческое правосудие похоже на паутину, которая ловит
только маленьких мух, в то время как большие осы пробивают паутину насквозь и улетают.
Часто какие-то бедняки оказываются в тюрьмах, а влиятельные и сильные люди остаются
непойманными. Сегодня на земле нет справедливости, мы имеем лишь некую тень от
нее. Не потому, что не существует хороших судей, а потому, что нет честных свидетелей.
Из ста свидетелей девяносто девять говорят ложь. Они лжесвидетельствуют, положив
руку на Евангелие, и тем самым выпускают на свободу Варавву, и опять распинают Христа.
Справедливости нет.
«Правде
научистеся, живущие на земли» (Ис. 26, 9). Именно потому, что справедливости
нет, злодеи свободно расхаживают повсюду, живут в своих шикарных особняках, имеют
огромные капиталы и предаются разврату. Именно поэтому существует необходимость
в том, чтобы Бог назначил тот день, когда виновные будут наказаны, а невиновные
вознаграждены. Господь и Спаситель наш Иисус Христос придет для того чтобы
произвести разделение. Потому что, как я уже сказал, весь мир перевернут вверх
дном.
В одном и том
же доме прославляется и хулится Христос. В одном и том же доме муж неверующий и
безбожник, а жена благочестивая и преданная Богу; отец верующий, а дети не
верят. В одном и том же доме святость и развращение, свет и тьма. Весь мир
перемешан. Как мы можем противостоять этому положению дел? Посредством разводов?
Нет. Следует ли нам уйти в горы и ущелья? Нет. Пусть мы сейчас перемешаны: праведные
и грешные, верующие и неверующие, богохульники и благочестивые. Но когда-то нам
придется пройти сквозь огромное сито, через которое будет просеян весь мир. Этим
ситом является будущий суд и воздаяние. Приведу вам ещё один пример.
Сейчас, во
время зимы, все покрывается снегом. Он покрывает луга и долины, цветы и шипы,
горы и ущелья — все кажется белым. Всё кругом белым-бело. Но когда восходит
солнце и его лучи низводят тепло, и растапливают снег, появляются цветы и открывается
грязь, ранее сокрытая снегом. Точно так же, когда придет Христос, «Солнце праведное»,
его тёплыми лучами растопится снег, и каждый из нас явится таким, каков он есть
на самом деле: или куском смрадной грязи или одним из прекрасных цветов. Тогда
воссияет истина. Явится Христос!
Я, дорогие
мои, трепещу при мысли об аде. Вы, должно быть, все праведные, и вам совершенно не
страшно. Но в отличие от вас я — человек грешный, и потому я бы очень хотел, чтобы
ада не было. Однако ад существует. И его существование так же несомненно, как и то,
что есть темнота. О, братья мои, разве вы не ужасаетесь?
- А когда совершится будущий Суд?
Когда это
произойдет? Вы меня спрашиваете? Только последователи хилиазма все время
назначают новые даты. Они уже целых пять раз пытались определить месяц и час,
когда явится Христос. И пять раз ошибались. Время Второго Пришествия Христа
неизвестно, как неизвестен тот час, когда нам предстоит умереть. Вор всегда
прокрадывается в чужой дом незаметно, в тот день и тот час, когда его там не
ждут. Так же неожиданно, «как тать в нощи»» (1 Фес. 5, 2), придет и Господь, и Он
будет судить всю Вселенную.
Мои
возлюбленные! Если мы предположим, что вас вызовут в суд, от которого будут
зависеть ваша судьба, ваша жизнь или смерть, что вы будете делать? Неужели
останетесь равнодушными?
Конечно же,
нет. Вы постараетесь подготовиться к суду. Позаботитесь о том, чтобы найти
лучшего адвоката, заплатите ему большой гонорар за защиту вашего дела и найдете
свидетелей, подтверждающих вашу невиновность. Так вот, сегодня нам посылает
повестку на суд Сам Христос. Он посылал нам эту повестку уже не один раз. И будет
посылать нам её каждый год нашей жизни. Он обращается к нам: «Наступит тот
день, в который вы будете судимы, а судить вас будет Распятый…». Однако мы
проявляем безразличие. Так давайте же позаботимся об адвокате уже теперь. А ещё
мы должны найти свидетеля, который защитит нас в сей страшный день Божественного
Суда. Не будем искать защитника земного. Дорогие мои, непостыдным свидетелем и
защитником нашим являются совершённые нами добрые дела. Каковы же эти дела? О
них сказал нам Господь. В тот день Господь будет вести суд на основании одной-единственной
заповеди, высочайшей заповеди о любви, которая заключает в себе все остальные
заповеди, малые и большие. Он скажет: «Я был голоден, и вы дали Мне есть;
жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы
одели Меня; был болен, и вы посетили Меня» (Мф. 25, 35–36).
Это скажет
Господь. Так давайте же и мы прямо сегодня скажем решительное «нет» злу и греху!
Нет блуду, нет прелюбодеянию, нет богохульству, нет злу всякого рода! Вооружившись
верой и молитвой, приложим все наши старания к тому, что бы мы отныне совершали
только добро. Потому что лишь добрые дела станут для нас надежными и
непостыдными свидетелями во время оного Дня Судного.
Дай Бог,
дорогие братья и сестры, чтобы ни малое дитя, ни убеленный сединами старик, ни
неграмотный, ни ученый — чтобы ни один из вас не услышал грозный глас
праведного Судии: «Отойдите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу
и ангелам его» (Мф. 25, 41). Но чтобы каждый из нас, по молитвам Пресвятой
Богородицы и всех святых, услышал сладчайший глас Господа, призывающий нас:
«Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте Царствие, уготованное вам от
сложения мира» (Мф. 25, 34). Аминь.
(†) Митрополит
Флоринский Августин (Кантиотис)
Проповедь
была произнесена в храме св. Параскевы города Флорина (Греция), 13.02.1977.
Источник: http://aktines.blogspot.com/2013/03/blog-post_1171.html
@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.