Введение Пресвятой Богородицы во Храм
«Введение Богоматери во Храм принесло благочестивым людям
торжество, дивное и всеобщее, имея поводом следующее событие. Всечестная Анна, прожив долгие
годы без детей, вместе с благоразумным Иоакимом в постах и молитвах испрашивала
у Господа, Который является и Господином всей природы, пожалеть их и даровать
им ребенка, обещая, что если ее просьба будет исполнена, то она без промедления
вручит Ему рожденное ею дитя. И действительно, родив Ту, Которая
принесла миру спасение, примирила Бога с людьми и стала причиной воссоздания,
воскресения и обожения падшего Адама, а именно Пресвятую Богородицу Марию, праведная
Анна на третий год после Ее преславного рождества, по обету, который они с
Иоакимом дали Богу, принесла Ее в Храм и препоручила священникам. Священники
приняли Ее в Храме и, поступив таким образом, послужили воле Бога — Того, Кто
должен был родиться от Нее некоторое время спустя для исправления и спасения
всего сущего. Они поместили Ее во внутреннем святилище Храма, где Она прожила
одна целых двенадцать лет, то есть туда, куда было предписано входить только первосвященнику,
да и то один раз в году. Мария, непрестанно пребывая в этом святилище,
предивно питаемая небесной пищей от Ангела, оставалась в нем до божественного благовествования:
до тех пор, пока не прозвучали божественные послания, учившие, что Бог, по
Своему великому человеколюбию, благоволил явиться во плоти и спасти мир, погибающий
от греха. Так вот, здесь Она обитала и жила, после чего удостоилась явления
Божия; непрестанно получала небесную пищу от Ангела, который служил этому Ее
назначению, как мы уже сказали, во славу Бога, Ему же подобает слава во веки
веков. Аминь».
Многие песнопевцы воспели этот богородичный праздник, в
основе которого лежит событие, не зафиксированное в Новом Завете. Как и в
случае с другими богородичными праздниками, повествование о Ее введении во Храм
содержится в так называемых апокрифических Евангелиях, то есть в текстах,
которые наша Церковь не считает полностью достоверными из-за находящихся в них ересей
или вымыслов. Однако среди них есть и подлинные события, которые наша Церковь
без колебаний воспроизводит и празднует, различая не только их истинность, но и
их великую пользу. В этом совершенно замечательным образом проявляется
самосознание Церкви — «столпа и утверждения истины» (1 Тим. 3,
15). Самосознание, которое дает ей право свободно выбирать то, что она считает
истинным и хорошим, даже если это исходит из текстов, не имеющих статуса канонических.
Первый элемент, который подчеркивают составители песнопений
праздника, заключается в том, что само Введение Богородицы, а также
предшествующие ему события, такие как Ее Рождество, и в конечном итоге все, что
связано с Девой Марией, имеет характер неизъяснимый и непостижимый по
человеческим меркам. «О паче ума чудес Твоих, Всечистая; странное Твое Рождество есть, странен образ возращения Твоего, странна и преславна Твоя, Богоневесто, вся и человеки несказанна»[1].
Причина этого в
том, что Дева Мария была уникальным вместилищем Божественной благодати, сосудом
Святого Духа, поэтому во всех проявлениях Своей жизни Она находилась под пристальным
надзором Божиим. Не случайно о Ней уже предвозвестило Слово Божие в так
называемом «Первоевангелии» — первом обетовании Бога о пришествии в мир некоей Жены,
после грехопадения первозданных. О Ней многократно пророчествовали
ветхозаветные пророки, подтверждая тем самым Первоевангелие. Ее прославляли
святые апостолы, Она была похвалой всех мучеников Христовых, Она — Та, к Которой
мы обращаемся как к родоначальнице нашего спасения. «...От всех родов
предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога»[2].
«Ты — пророков проповедание, апостолов слава и мучеников похвала, и
всех земнородных обновление, Дево Мати Божия»[3].
Вся праздничная служба, естественно, подчеркивает
святость Девы Марии, превышающую святость Херувимов и Серафимов, поскольку Она есть
«избранная… паче всея твари видимыя и разумеваемыя»[4],
но особенное внимание уделяется самому событию Ее введения во Храм. По общему
мнению, Дева Мария входит в Святая Святых трех лет от роду и Сама является Святою
Святых. «Святая Святых сущи, Честная, во Храм святый возлюбила Еси вселитися»[5].
Вдохновенные стихи песнопевца воспевают небывалую духовную зрелость маленькой Богородицы:
«Трилетствующая телом, и многолетствующая духом»[6];
«Младенствующи плотию, и совершена душею»[7].
И это не должно нас удивлять, поскольку «Бог идеже хощет, побеждается
естества чин»[8].
Да ведь иначе и быть не могло: Та, Которая была избрана для самого важного дела
в истории — стать Матерью вочеловечившегося Бога, непременно должна была быть
великой по благодати еще с младенческого возраста. Иное мог бы утверждать
только тот, кто подходит к вопросам веры на основе сухой формальной логики. Но
такой подход находится в одном шаге от ереси, а точнее — это уже есть ересь. Наше
отношение к Богородице свидетельствует и о нашем отношении ко Христу. Например,
учение о том, что Пресвятая Дева является Богоматерью, является следствием нашей
веры в Иисуса Христа как в совершенного Бога и совершенного человека. То же самое
касается и обратного утверждения.
С введением Богородицы во Храм, цель которого — подготовить
Ее к тому, чтобы Она стала Богоматерью («и уготовися быти Иисусово
вместилище»[9]),
становится понятным и то, на что указывают составители гимнов как на следствие
великого события, совершающегося ныне: упраздняется тень Моисеева закона,
потому что через Деву Марию приходит Истина, воплотившийся Бог: «Писание
мимотече и оскуде закон, якоже сень»[10].
Очень красив тот тропарь, где говорится о том, что Дочь
Бога, как описывает Ее Давид, по Его воле становится Его Матерью: «Давид,
праотец Твой, воспе Тя древле, Дево Богоневесто, Дщерь глаголя Тя Царя Христа, Егоже
и, родивши, матерски Младенца доила еси»[11].
(Праотец Давид в древности воспевал Тебя, Дева Богоневеста, называя Тебя
дочерью Царя Христа, Которого родив Ты питала, как мать младенца[12]).
И столь же прекрасен стих синаксаря, который удостоверяет служение в этом
таинстве Архангела Гавриила: тот, кто питал Ее в Храме, сам вскоре будет приветствовать
Ее, принеся Ей благую весть, что Она станет Матерью Бога: «Се ныне во Храме питает
Тя, Дщерь, Гавриил Архангел, вскоре же придет, «Радуйся!» Тебе говоря»[13].
Ее кормление Архангелом Гавриилом во Святая Святых, по
словам песнопевца, очень символично. Оно относится к Тому, Кто явится в мир недолгое
время спустя и Кто есть истинный Хлеб, «иже сшедый с небесе»[14].
«Небесным воспитана, Дево, хлебом верно в Храме Господни, родила eси миру
Жизни Хлеб, Слово»[15].
И, конечно, не лишено символизма и так называемого «архетипического» измерения
не только это событие, но и все Ее пребывание в Храме: непрестанная молитва, собеседование
с Ангелами, изучение Закона и пророков, храмовые послушания. Иными словами,
Дева Мария по праву считается образцом для всех великих исихастов и истинных
богословов нашей Церкви.
О богатстве гимнологии[16]
этого богородичного праздника можно говорить очень долго. В этой службе мы
встречаем исключительные песнопения не только о жизни Девы Марии во Святая
святых, но и о Ее шествии в Храм со свечами, шествии «с девами и матерями»,
поскольку Ей было свойственно и то, и другое, а также о том, что говорили у
ворот Храма Ее родители и священник Захария. Оставив все это в стороне, мы
приведем один только стих, который, как нам кажется, даже сам по себе
показывает неоценимую значимость той духовной величины, которая содержится в имени
«Богородица». Эту оценку дает Ей священник Захария, видя, как маленькую Марию приводят
во Храм. «И радуется Захария старец, родитель Предтечев, и вопиет весело: приближися,
Предстательница скорбящих»[17].
Богородица — это Та, Кто избавляет нас от печали. В самом деле, поскольку на
земле нет человека, который не испытывал бы печали еще с момента грехопадения
первозданных, Богородица — это самое драгоценное благо, которое у нас только есть;
Та, о Ком можно сказать, что это «сокровище неиссякаемое». Она есть наша Надежда,
потому что через Нее в мир пришла Радость — Христос. Одного этого нам достаточно
для того, чтобы возрадоваться душой. В каких бы трудностях и печалях мы ни
находились, мысленно созерцая Ее введение во Храм, мы должны знать, что уже
началось разрешение любой человеческой скорби: впереди пришествие радости — Господа нашего Иисуса Христа. Так что «радуйтеся,
людие, и веселитеся».
Источник: https://pgdorbas.blogspot.com/2011/11/21.html
[1] Утреня, 1-й канон Пресвятыя Богородицы в честь Введения Ея во Храм, песнь
5 (далее цитируются песнопения из той же службы).
[2] Служба Введению во Храм Пресвятой Богородицы, 6-я стихира на «Господи,
воззвах» и 4-я стихира на стиховне великой вечерни.
[3] 6-я стихира на «Господи, воззвах».
[4] Икос по 6-й песни канона.
[5] Утреня, 2-й канон Пресвятыя Богородицы в честь Введения Ея во Храм, песнь 4.
[6] Утреня, 2-й канон, песнь 3.
[7] Утреня, 2-й канон, песнь 6.
[8] Великий канон Андрея Критского, песнь 4.
[9] 2-я стихира на стиховне великой вечерни.
[10] Утреня, 1-й канон, песнь 7.
[11] Утреня, 2-й канон, песнь 1.
[12] Пс. 44, 15.
[13] Греческая Минея за 21 ноября: «Ένδον τρέφει σε Γαβριήλ ναού, Κόρη, ήξει δε μικρόν και το Χαίρε σοι λέξων».
[14] Ин. 6, 51.
[15] 3-я стихира на хвалитех.
[16] Гимнология (от греч. ὁ ὕμνος — «[торжественная] песнь», «гимн» и греч. λέγω — «излагаю», а также греч. ὁ λόγος — «слово», «учение»): 1. богослужебное песнопение хвалебного, гимнического характера,
отличающееся особой торжественностью и величием; 2. вокальное исполнение хвалебного
песнопения, пение гимна; 3. научная дисциплина, изучающая произведения
гимнографии — церковные (богослужебные или литургические) песнопения.
[17] Стихиры на литии, славник, глас 5.
@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.