четверг, 25 мая 2023 г.

Панегирик на Вознесение Господне (архимандрит Иакинф Унчуляк)

Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.

(Пс. 56: 6, 12)

 

Возлюбленные верующие!

Двух вещей не могли понять ученики Господа нашего Иисуса Христа, а именно: что Ему надо было пострадать за спасение мира и что через сорок дней после Воскресения Он вознесется на небеса.

И если всё же, вопреки их ожиданиям, Иисус Христос был распят яростью иудеев, ученики считали, что после Воскресения их Благий Учитель и Наставник не оставит их сирыми, но снова пробудет с ними какое-то время, уча народ, исцеляя и творя чудеса. Они хотели, чтобы Он вместе со всеми пошел в Галилею, снова ловил рыбу в море Тивериадском, снова увидел Капернаум, Фавор, Назарет. Чтобы передохнул у колодца Иаковля в Самарии. Снова прошел на дорогам Иордана и улицам Иерихона. Остановился на отдых в Вифании. Творил, как и раньше, чудеса в храме Соломоновом.

Они думали так, потому что не знали ясно, зачем пришел Христос в мир, откуда пришел и куда Ему надо было снова пойти. Они не ведали ни тайны воплощения Господа, ни значимости Его страданий, ни важности Его Воскресения из мертвых, хотя Спаситель часто говорил им об этой тайне.

«Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня» (Ин. 16: 16).

В другой раз Он говорил им: «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ин. 16: 28).

А в час, когда Ему нужно было вознестись на небеса, Он говорил еще яснее: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20: 17).

Итак, дабы и мы не были побеждены сомнением, скажу вам прежде всего, для чего Христос пришел в мир.

Спаситель наш пришел в мир, будучи послан Отцом, чтобы спасти мир, впавший во всяческие грехи, как говорил Он Сам: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12: 47).

Он пришел в мир, чтобы искупить человека, сделавшегося рабом сатаны и геенны через грехопадение Адама. Пришел примирить человека с Богом, небом, смертное — с вечным. Сын Божий соделался Человеком, чтобы человека соделать Богом. Взял взаймы у человека то, чего у Него не было, чтобы дать ему то, чего он был лишен. Взял тело человеческое, чтобы дать человеку взамен тело Божественное. Смирился Бог, чтобы исцелить гордыню человека. Для этого воплотился Иисус Христос и пришел в мир.

Но когда Господь пришел к человеку, Он не нашел его там, где оставил: на возделывании поля, в кругу семьи, близ Эдема, а нашел ссорящимся с себе подобным, поклоняющимся идолам, погрязшим в самых тяжких грехах. Человек дошел до скотского состояния, как говорит сам Давид: «а человек, в чести сый, не разуме, приложися скотом несмысленным, уподобися им» (ср.: Пс. 48: 13).

Там нашел Бог человека, потому и родился Он в яслях скотских. Человек стал рабом диавола, заключенным в темницу всех грехов, как говорит снова пророк: «Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему» (Пс. 141: 8).

Он даже стал обитателем ада, ведь до пришествия Спасителя ни одна душа не спаслась, но все содержались во мраке адовом, от Адама до Иоанна Крестителя. И из этого места никто не мог изъять человека, кроме Сына Божия. Об этом напоминал Давид, говоря: «Возвел еси от ада душу мою» (Пс. 29: 4). А патриарх Иаков говорил: «Не сводите седину мою с печалью в ад» (ср.: Быт. 42: 38). Вот куда пал человек и откуда должен был вывести его Иисус Христос.

Однако недостаточно было одного смиренного боговоплощения для воздвижения человека из преисподних земли. Да, ни Божественных чудес, ни поучений Господа не было достаточно для спасения мира. Нужны были страдание, Крест, кровь, чтобы омыть грех Адама.

Потому, поскольку Иисус Христос «до конца возлюбил нас»[1], Он пожелал и пострадать за нас. Отдал Себя человеку даром, чтобы спасти его даром. Продан был ценою Бесценный. Били Его по лицу, водрузили на плечи Крест, повесили между разбойников земли, и страдал Он, умер, воскрес. Всё претерпел, всё, что у Него было дорогого, отдал: и жизнь, и Тело, и Кровь Свою, даже одежды Свои бедные, — чтобы получить всё, что есть самого дорогого на земле: душу человека. Сделал всё, чтобы получить всех и всё.

А когда наполнилась чаша искупления, Христос воскликнул на Кресте: «Совершилось!» [2]. Так искуплен был сын человеческий Сыном Божиим.

А после славного Своего Воскресения Он более не явил Себя миру, но только Своим ученикам, самым близким. Он являлся им несколько раз в течение сорока дней в теле Своем обоженном, утешая их, затем уча и объясняя им тайну искупления. И когда ученики были собраны в Иерусалиме, явился им в последний раз Господь, говоря: «Мир вам». Успокоив их, ибо они были взволнованы, и вкусив перед ними «печеной рыбы и сотового меда» (Лк. 24: 42), Он вывел их вон на гору Масличную, что близ Вифании, научил их оставаться в Иерусалиме, «доколе не облекутся силою свыше», затем, «подняв руки Свои, благословил их»[3] — и в этот миг вознесся на небеса, охваченный светлым облаком (см.: Деян. 1: 9).

На горе родился, на горе преобразился, на горе распялся, с горы вознесся на небо. Почему же Христос так любил гору? Потому что гора — это символ Неба, Церкви, Рая, а долина — символ мира, болезни, жизни сей столь мятежной. Потому Господь и молился часто на горе, а на равнинном месте проповедовал.

И облако, восхитившее Его, имеет таинственный смысл. Облако — это граница между духом и материей, между небом и землей, между конечным и бесконечным, между человеком и Богом. Оно разделяет тверди небесные. Облако — это граница между видением и верой. Поэтому оно присутствует во всех великих тайнах и символизирует глубину тайн, не могущих вместиться в уме человеческом.

Так вознесся Господь на небо. А внизу, на земле, остались, с жалостью глядя на Него, одиннадцать галилейских рыбаков. Как тяжки расставания! Может, для того и были созданы слезы, чтобы они одни в молчании выражали печаль сердец разлучающихся! Разве мог не слезить Петр ревностный? А Зилот? А Иоанн, возлюбленный Христов, как он мог победить теперь свою печаль?

В то время как облако скрывало от глаз их бесценное сокровище, одиннадцать учеников в раздумье глядели на небо. Молчали и они, и столетние маслины, и скалы, и вокруг Иерусалима и древнего храма всё было поглощено молчанием, недоумением и печалью.

В эту тяжелую минуту разлуки пришли два светлых ангела, чтобы ободрить учеников Господа, говоря: «Мужи Галилейские, что вы смотрите с болью на небо? Ободритесь, укрепите сердца ваши. Вы ловцы человеков. В ваших сердцах записаны Евангелия Христовы. На ваших плечах висит Крест Его. Вашими руками созиждется Церковь Его. Вашими языками проповедан будет закон новый. Не стойте же более, глядя так на небо. Идите в Иерусалим. Сила свыше укрепит вас спустя немного дней. Тогда обходите ногами вашими все страны земли, возвещая всем, что видели своими глазами и слышали своими ушами. Ведь “Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо” (Деян. 1:11)».

Возлюбленные верующие!

Считаю уместным сказать вам, для чего вознесся Иисус Христос на небо. Вознесся, потому что завершил миссию, полученную от Отца. Вознесся, чтобы снова войти в славу Свою. Вознесся, чтобы приготовить там место отдохновения для тех, кто уверует в Него (см.: Ин. 14: 3). Вознесся, чтобы вознести на небеса и нас, как Сам говорит: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32).

Но Священное Писание иногда говорит нам о небе, а в другой раз — о Небесах, в третий же — о Небесах небес. Итак, куда же взошел Господь? На которое из этих небес?

Псалмопевец говорит ясно: «Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим» (Пс. 113: 24). А Святые Отцы учат нас, что есть три названия, отличающиеся одно от другого, а именно: небо — это пространство всей вселенной, где находятся все небесные звезды; затем повыше находятся Небеса, в количестве девяти, по числу девяти чинов ангельских, составляющих их, начиная с Неба Ангелов и заканчивая Небом Серафимов; а над этими Небесами находятся Небеса небес, святилище наисвятейшее, где стоит Престол Пресвятой Троицы. Значит, не на небе и не на Небесах остановился Иисус Христос, а на Небесах небес, где воссел одесную Отца.

Святые Отцы учат нас, что Господь наш Иисус Христос не восшел на Небеса просто так, без славы, но еще на земле был окружен множеством Ангелов, славивших Его неизреченными победными песнопениями. И после того как прошли твердь небесную, эти Ангелы света подошли к вратам первого из девяти Небес и, преисполненные великой радости, воскликнули вместе с Давидом:

– Откройте, о Ангелы, врата ваши вечные — и внидет Царь славы!

– А кто этот Царь славы? — отвечали Ангелы.

– Великого Совета Ангел — Сей есть Царь славы.

И, открыв врата небесные, Ангелы дивились, говоря:

– Но почему одежды Его красны?

– Потому что Он идет из Восора — то есть с земли, — потому одежды Его красны. Ибо Он претерпел смерть на Кресте, чтобы спасти мир.

Тогда все Ангелы, поклонившись Ему, воспевали Ему Божественные песни победы в течение одного дня. Затем все Ангелы, проведя Его до ворот второго Неба, снова восклицали к ним:

– Откройте, о начала, светлые врата ваши, и внидет Царь славы.

– Кто есть Сей Царь славы? — восклицали те.

– Господь крепкий и сильный, Господь сильный в бранях, победивший мир, связавший сатану, претерпевший раны человека ради. Сей есть Царь славы небесной.

И снова открылись ворота, и бесчисленные сонмы Начал и Ангелов встречали Его немолчными песнями прославления.

После еще одного дня ангельского празднования Спаситель взошел еще выше, на Небо Архангелов, провожаемый всеми дольними Ангелами, которые снова восклицали:

– Откройте, вы, Архангелы, врата небесные, да внидет Творец и Военачальник Ангелов, Сын Девы из Назарета, Сияние Отчее.

И снова провел Он здесь один день. Затем взошел выше, на Небо Сил, Господств, Престолов, Херувимов, Серафимов, пред которыми восклицали Ангелы дольние:

– Откройте врата небесные, да внидет Господь сил, Господь светов, Господь небес, Господь Саваоф.

А силы ангельские окружали Его песнями сими:

– Осанна в вышних…

И так все девять Небес преисполнились славы неизреченной и радости от Вознесения Господа, Который по дню провел с каждым чином ангельским, а на десятый день поклонился Отцу и воссел одесную Силы. Вместо Сына Отец послал на землю, на десятый день по Вознесении, силу Духа Святого, чтобы просветить всю землю.

Никто из носящих тело человеческое не поднимался выше Небес, кроме Христа. Был восхищен Павел «до третьего Неба — в Рай — и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12: 2, 4). Поднимался Моисей, говорят, до седьмого Неба, где принял закон «при сослужении ангелов» (Деян. 7: 53). Вознеслись на Небо как были, с телом и Енох с Илией, но ни одно тело живого человека не смогло увидеть славу Божественную, кроме Тела Христа, Который вознесся на Небеса с тем же самым Телом, которое страдало, неся на себе следы от гвоздей, и копья, и терний.

Итак, подобает и нам ныне, братия, вместе со всеми Ангелами небесными праздновать, радоваться и славить Господа Человеколюбца.

Сегодня завершился акт примирения между человеком и Богом. Сегодня человек обожился, небо возвеселилось, Небеса пустились в пляс, Ангелы от радости взыграли, а демоны, преисполнившись стыда, связались цепями. Сегодня вся земля оделась праздничной одеждой, ибо соединилась с небом. Сегодня тело Адамово одесную Бога воссело.

О неизреченное чудо Вознесения Христова! Сколь велика милость Божия! Потерял человек Рай, а обрел Царство Небесное. Потерял сад, охраняемый херувимами, а взамен обрел славу горнего Иерусалима. Там были древа плодовитые, цветы и источники, а здесь Престол Пресвятой Троицы, ангельское пение и неизреченная слава. Там было пение птиц, здесь пение херувимов. Там ветер освежающий, здесь веяния Духа Утешающего. Там место труда, здесь — вечного отдохновения. Там свет солнечный, здесь слава Пресвятой Троицы.

О преславное чудо Вознесения Христова! Тело человека увидено было Ангелами, вознеслось выше Серафимов, воссело одесную Отца. Какая глубина под ногами человека и какая высота над ним! Из ада — прямо на Небо. Из мрака — превыше солнца. Из ужасной темницы — в место вечного отдохновения!

Сегодня бесы плачут, сегодня ад опустошенный стенает. Сегодня ловцы человеков плача веселятся. Сегодня христиане празднуют. Сегодня Ангелы беспрерывно поют. Сегодня Господь навеки воцарился. Воцарился, ибо человека искупил. Воцарился, ибо в прежнюю лепоту облекся. Воцарился, ибо одесную Отца воссел. Оставил льняную ризу человеческую и облекся в огнезрачное облачение. Оставил хламиду поругания долу и получил светозарную порфиру горе. Оставил убогие пределы Галилеи и соделался Царем Небес. Сегодня Христос на небо вознесся.

Теперь Пилат остался с хламидой, архиереи — со сребрениками в руках, книжники — со скрижалями закона, фарисеи — с ненавистью, а народы — с неверием. Скажи, Пилат, что есть Истина? Говорите, архиереи, кто хулил: Христос или вы? Скажите, вы, народы: где Варавва, которого вы просили? Сегодня вы обманулись. Сегодня «истина от земли возсия, и правда с небесе приниче» (Пс. 84: 12). Сегодня «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася» (Пс. 84: 11). Небо и земля примирились.

Радуйся сегодня, смертный. Веселись, человек, празднуй от сердца, христианин. Не плачься, Адам. Веселитесь, апостолы. Радуйся, Матерь Приснодево, ведь Сын Твой в лепоту облекся и светом славы Своей наготу Адама прикрыл!

Возлюбленные верующие!

Господь вознесся на Небо, но не оставил нас сирыми, как обещал ученикам Своим (см.: Ин. 14: 18). Он вознесся, но вместо Себя оставил нам святых апостолов. Взял тело наше и оставил нам Тело Свое. Взял раны и грехи наши, и оставил нам Свои дары. Взял дольнее и дал нам Вышнее. Взял постыдное и дал нам честное. Взял, что Ему не нужно было, и дал нам то, в чем мы нуждаемся. Так что Он не оставил нас сирыми. Ведь Он оставил нам Крест Свой, Святое Евангелие, Церковь, Пречистые Тайны.

И если мы всё же чувствуем себя обездоленными и странниками на земле, то будем прибегать как можно чаще в Святую Церковь. Здесь мы увидим Фавор и Иерихон, Вифлеем и Иерусалим, Голгофу и гору Елеонскую. Здесь снова встретимся с Иисусом. Здесь соединяется небо с землей. Здесь всегда примиряется человек с Богом. Никто из приходящих в храм не чувствует себя обездоленным на земле.

Если же нас окружают болезни и беды, скорби и боль, — это признак того, что мы оставили Бога, отдалились от Иерусалима. Вернемся же снова в Иерусалим, как Он повелел нам[4]. Примиримся снова с Господом, придем в храм. Мы ведь не можем жить без Него. Мы ведь Господни, и только Ему одному жаль нас.

В храме мы можем соединиться со Христом двумя путями: или свести Господа в сердца наши молитвой, любовью и милостыней; или подняться самим ко Господу глубоким смирением, ибо «смиряющий себя возвысится»[5]. Каждый да течет как может. Попробуем или один путь, или другой, или же оба сразу, но не будем лениться, покуда не соединимся со Спасителем душ наших.

Если же вы хотите совершеннее соединиться с Ним — горé имеим сердца. Горé, то есть наверху, где обретаются наши отцы, наши герои, наши святые. Там, где ангелы, мученики, преподобные, там, где слава Христова, там да будет сердце наше.

Если мы будем делать так, то достигнем душами того, чего сподобилось сегодня тело наше, — вечного отдохновения. Тогда и только тогда мы насытимся, когда явится нам свет славы Христовой (см.: Пс. 16: 15)[6].

Аминь[7].

Архимандрит Иакинф (Унчуляк)

 

[1] Ср.: Ин. 13: 1.

[2] Ин. 19: 30.

[3] Ср.: Лк. 24: 49–50.

[4] См.: Лк. 24: 49.

[5] Ср.: Мф. 23: 12.

[6] Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (Пс. 16: 15).

[7] Из книги: «Părintele Iachint al Putnei» [«Отец Иакинф Путненский»]. Bucureşti: Edituta Bizantina, 2000.

 

Источник: https://pravoslavie.ru/79424.html