среда, 18 июня 2025 г.

Гонения на Православие в Молдове, 2025 год

 

Молдавские власти запретили крестный ход с иконами, чтобы православные не помешали параду содомитов.

Тем не менее, крестный ход состоялся. Взрослые и дети шли с иконами в руках, пели церковные песнопения и молитвы.

Но полиция набросилась на них и начала избивать, не обращая внимания ни на женщин, ни на детей.

Молдавская полиция распыляла слезоточивый газ на участников крестного хода.

Священники, монахини, бабушки, дети. Они не выкрикивали никаких политических лозунгов. Не требовали отставки правительства.

Они просто пели церковные песнопения. Шли и молились.

При виде подобного беззакония вспоминаются пророческие слова преподобного Варсонофия Оптинского:

«Заметьте, Колизей разрушен, но не уничтожен. Колизей, вы помните, это театр, где язычники любовались на мучения христиан, где лилась рекой кровь христиан мучеников… Ад тоже разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать. Так и Колизей, быть может, скоро опять загремит, его возобновят, поправят».

@«Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

вторник, 17 июня 2025 г.

О молитве Иисусовой

 

Схиархимандрит Эмилиан (Вафидис)

Кто не слышал о молитве Иисусовой? Это всего лишь несколько слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Криком души «Господи» мы славим Бога в Его величии, Царя Израиля, Создателя видимого и невидимого мира, перед Которым трепещут серафимы и херувимы.

Сладчайшим воззванием «Иисусе» мы свидетельствуем о том, что Христос, Спаситель наш, здесь. Мы благодарим Его за то, что Он даровал нам жизнь вечную. Третьим словом «Христе» мы признаем, что Христос есть Сын Божий и Сам – Бог. Ведь нас спас не человек и не один из ангелов, но истинный Бог, Иисус Христос.

Затем с сокровенной просьбой «Помилуй мя» мы поклоняемся Богу и просим Его, чтобы Он смилостивился над нами и ради спасения исполнил то, о чем мы Его просим, чего желаем, в чем нуждаются наши сердца. Какая глубина в слове «мя»! Ведь речь идет не только обо мне самом, но и о всех, получивших гражданство в Державе Христовой, в святой Церкви. Ибо все они составляют часть моего Тела.

И в конце, дабы наша молитва была более полной, мы прибавляем слово «грешного», исповедуя свою греховность, как это делали все святые и так сделались сыновьями света и дня. Мы видим, что молитва включает в себя славословие, благодарение, богословие, прошение и исповедание.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidis/molitva-na-svjatoj-gore-vchera-i-segodnja/

О кротости (старец Герман Ставровунийский)

Ты жалуешься, что люди, с которыми ты общаешься, плохо к тебе относятся?

Послушай мой совет.

Если кто-то плохо с тобой обращается, ты будь с ним добр. В этом деле важно смирение.

Давай рассмотрим один пример. Кто-то критикует твою работу. Ответь ему: «Спасибо за совет. Помоги мне стать лучше. Скажи, в чем я ошибаюсь, чтобы я мог исправиться».

Принимай советы от всех, но из смирения, а не из робости. Так ты сохранишь в своей душе небесную радость и мир.

Брат сказал, что ты хитер как лиса. Прими это как шутку, не обижайся! Но даже если он не шутил, задаю тебе вопрос: «А разве в нас всех мало лукавства? Кто может утверждать, что он всегда и везде честен и искренен?».

Подумай, что брат сказал это тебе по воле Божией, чтобы ты смирился и исправился.

И ты почувствуешь не неприязнь, а любовь и благодарность к своему брату, который, пусть даже таким образом, помогает тебе покаяться и спастись!

Когда тебя обижают или оскорбляют, вспомни Страдания нашего Господа.

Когда Его оскорбляли, Он был молчалив и безгласен; когда над Ним насмехались, Он кротко безмолвствовал; когда Его били, Он не давал сдачи; когда Его злословили, Он с кротостью отвечал: «Если Я сказал худо, покажи, что худо» (Ин. 18, 23). И молился за Своих распинателей.

Давайте жить так, как жил Христос, то есть со смирением, с послушанием, с незлобием. Мы должны стараться подражать Ему во всем, насколько это будет возможно. Тогда мы с радостью будем идти по узкому и скорбному пути и возненавидим широкую и безрассудную жизнь.

Постарайся не обижаться, когда с тобой говорят грубо. Резкие слова, оскорбления, пренебрежение избавляют человека от дурных помыслов, особенно от постыдных. Они избавляют его от всех страстей, главное — потерпеть.

Если над тобой насмехаются, думай о хорошем, воспринимай это как шутку, и тогда обида и раздражение быстро уйдут.

Господь благословляет кротких. Он говорит, что «они наследят землю» (Мф. 5, 3). Тот, кто действительно кроток, не только внешне не гневается, но и в душе своей. В момент приступа гнева предпочитай молчание, молитву и бегство, и никогда не пожалеешь об этом.

Некоторые гневаются не только на людей, но и на неодушевленные предметы, и начинают ломать вещи и бить животных, срывая на них свою злость.

Но истинно кроткий и незлобивый человек ни на что не гневается и всегда мирен. В его душе пребывает Дух Святой.

Кротость, если она по Богу, не является боязливостью или слабостью, но духовной силой и истинной верой в Бога. Кроткий остается невозмутимым в уме и сердце.

Он не волнуется, когда его обвиняют или хвалят, когда его почитают или презирают, когда его превозносят или унижают. Но эта добродетель является плодом великой веры в Бога, глубокого смирения и чистой молитвы.

Кроткий человек благотворно влияет на окружающих. Он примиряет ссорящихся, успокаивает тех, кто находится в замешательстве и расстройстве. 


Источник: https://www.ekklisiaonline.gr/ekklisiaonline/gerontas-germanos-stavrovouniotis-akou-ti-symvouli-mou/

@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

воскресенье, 15 июня 2025 г.

Исповедание веры (митрополит Флоринский Августин)

Проповедь в Неделю Всех Святых

(Евангелие от Матфея воскресное, 1 утреннее, зачало 116)

***

Дорогие мои братья и сестры! Есть такие неверующие и безбожники, которые открывают свои уста и насмехаются над святым и священным, и пытаются искоренить из сердец людей веру в Бога. Некоторые из них лукаво говорят: «То, что говорит Евангелие и проповедует Церковь, — хорошо, но кто так поступает?». Такие слова сеют неверие. «Кто так поступает?» — то есть они хотят сказать, что Евангелие уже устарело. Но скорее солнце потеряет свой свет, чем станет устаревшим Евангелие.

Они не имеют веры, поэтому хотят, чтобы Евангелие было иным; они желают получить антиевангелие, «евангелие» антихриста. Что мы можем им ответить на это?

пятница, 13 июня 2025 г.

Для чего существует душа?


Архимандрит Кирилл Костопулос,

проповедник Патрской митрополии, доктор богословия

Для чего существует душа?

Этот вопрос занимал и по сей день продолжает занимать богословов и философов. Человек — не просто одно из творений, составляющих мир, но особое создание Триединого Бога.

В Ветхом Завете мы читаем о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7).

Никакое другое существо не было создано Богом таким образом. Слово «нефеш» в еврейском и «ψυχή (душа)» в греческом тексте обозначают способ, с помощью которого проявляется жизнь в человеке. Оба термина относятся не к части человеческого «существа», а ко всему человеку.

На утверждение материалистов, что в человеке нет духовного начала, отвечаем следующее: тело само по себе не может быть отождествлено с сущностью или природой человека. И это потому, что свойства человека не исчерпываются его телесностью. Его существование определяется не только биологическим организмом.

Например, человек, отказывающийся от еды, сам себя ведет к смерти, потому что не желает питаться. Это доказывает, что душевный мир определяет свое существование через волю, а не через биологические механизмы. Следовательно, человек — это не материально-физическое существо, но душевно-телесное. Эту истину невозможно опровергнуть.

Святитель Иоанн Златоуст ясно говорит об этом: «Это живое существо, т. е. человек, двойственно: он состоит из двух естеств, материального (видимого) и духовного (невидимого), т. е. из души и тела, и имеет сродство как с Небом, так и с землей. Духовным естеством своим он имеет общение с высшими силами, а материальным соприкасается с земными предметами, являя собой некоторую тесную связь между тем и другим творением» (ср. PG 56, 182).

По этой причине человек должен прославлять своего Бога-Творца не только душой, но и телом. Апостол Павел провозглашает эту истину, когда пишет к Коринфянам: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6, 20).

Душа человека не просто обитает в теле, но выражает себя через тело. Душа и тело составляют вместе единое человеческое существо.

Святые Отцы нашей Православной Церкви, толкуя Священное Писание, с величайшим уважением относились к понятию «душа» и старались толковать его так, чтобы выразить его истинную сущность. А она заключается в том, что душа дана Богом Своему творению, человеку, чтобы он мог таинственно соединяться со своим Богом-Творцом через молитву, святые Таинства Православной Церкви и вообще свою жизнь во Христе.

Мы должны осознать и признать, что тело и особенно душа раскрывают и проявляют то, чем является человек творением Триединого Бога, которое следует к своему Творцу. Признание этой истины позволит нам упорядочить свое «бытие» и выровнять свои стези в этой жизни, направляя их ко спасению и к вечности. 

Источник: https://tasthyras.wordpress.com/2021/11/11/άνθρωπος-yλική-ή-πνευματική-οντότητα/

@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

четверг, 12 июня 2025 г.

Биоэтические и богословские проблемы в связи с технологией искусственного интеллекта (ChatGPT)

АННОТАЦИЯ

к работе «Биоэтические и богословские проблемы в связи с технологией искусственного интеллекта (ChatGPT)»

Автор: Преосвященнейший Николай (Хадзиниколау), митрополит Месогийский и Лавреотикийский, доктор философии Гарвардского университета, Массачусетского технологического института, Университета им. Аристотеля в Салониках

Технология искусственного интеллекта и ее последние удивительные продукты, такие как ChatGPT, вызвали страхи, скептицизм, острые конфликты, а также отставку высокопоставленных должностных лиц соответствующих компаний, поскольку все это знаменует собой настоящую революцию в жизни человека, которая переходит ненарушимые границы — производит оригинальные изображения, видеоролики, архитектурные идеи, музыкальные произведения, искусно написанные тексты, все более похожие на созданные людьми или даже превосходящие их.

По мере того, как происходит технологическая имитация человеческого мышления и логики, а также появляются новые формы и способы коммуникации, создается новый вид виртуального существа с ограниченной свободой выбора, дегенеративной самостоятельностью и механизированной идентичностью. Это технологическое существо не похоже на человека биологически и эмоционально и не имеет его моральных достоинств и недостатков, но при этом наделено знаниями, речью и творческим мышлением и, таким образом, способно к коммуникации. Оно обладает возможностями безошибочной работы, однако без гарантий безошибочности. Его знания не подчиняются его собственной воле, поскольку оно не имеет воли. Его сила и ценность, если таковые имеются, проистекают из его огромных возможностей, но не из его добродетелей. Рядом с человеком, созданным по образу и подобию Божию, появляется человеческая технологическая конструкция, лишенная свойств живого существа, но выражающая себя как гуманоид, как мыслящая логическая сверхмашина, лишенная красоты человеческой асимметрии.

Существует реальная опасность поверить, что люди действуют подобно компьютерам во плоти и что они подобны машинам, обладающим мышлением и интеллектом, с которыми мы можем общаться. Общение происходит без общности, свободное мышление подчинено массиву информации, а человек — цифровой машине. Человек — это порождение любви, и любви Божественной, в то время как продукты искусственного интеллекта — это порождения человеческой гордыни. Уже обозрима вероятность того, что нечеловеческий интеллект создаст новый мир, подверженный дезинформации, или что появятся новые идеологии, новые культы, новые концепции нравственности, новая культура — совершенно чуждые уже существующим.

Люди не имеют острой потребности в искусственном интеллекте; они нуждаются в Божественной мудрости. Первое может принести разрушение; второе гарантирует жизнь. Современный мир больше, чем когда-либо прежде, нуждается в свидетельстве нашей Церкви о ее Вечной Истине.


СОДЕРЖАНИЕ

I.    Появление искусственного интеллекта

II. Диалог с чат-ботом на базе искусственного интеллекта ChatGPT-3

III. Биоэтические проблемы

Преимущества и недостатки искусственного интеллекта

IV. Богословские размышления

Превосходство человека

Научное всезнание и технологическое всемогущество

Сомнение в Боге и самообожествление

Интеллект и мудрость

Взаимоотношения человека и его виртуального технологического образа

Идолопоклонство или новая антропология?


среда, 11 июня 2025 г.

«Сила Моя в немощи совершается» (святитель Лука Войно-Ясенецкий)

У святого апостола Павла было жало в плоть. Этим жалом был медник Александр, ненавидевший его, повсюду и всегда его преследовавший, чинивший ему всяческие неприятности, поносивший его злыми словами. И трижды молился святой Павел Богу, прося, чтобы избавил его от этого жала в плоть, но Господь сказал ему: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова, — пишет святой апостол Павел. — Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен»(2 Кор. 12, 9–10).

вторник, 10 июня 2025 г.

Глобализация — это отказ от Пятидесятницы (архимандрит Афанасий Митилинеос)

 

«Не слушайте пропаганду всякого рода глобализации, особенно в области религиозного экуменизма. Закройте уши и храните Православную веру в сердце своем. Мы вошли в последние времена». Архимандрит Афанасий Митилинеос (1927–2006)

***

воскресенье, 8 июня 2025 г.

«В последний же великий день праздника...»

Нектарий, митрополит Гонконга и Восточной Азии:

«День Пятидесятницы — это конец великого пути.

Он начался на Рождество с воплощения Слова Божия, когда Церковь приглашала нас радоваться этому великому таинству и поклониться Богочеловеку Христу.

Мы видели Его пришедшего на Иордан — совершенного Бога и совершенного Человека, открывшего нам тайну Святой Троицы, а также таинство сочетания божественной и человеческой природы в одной Ипостаси.

Мы следовали за Ним и слушали Его учение. Видели, как Он творил чудеса.

Шли вслед за Ним на Голгофу, к месту Его добровольных страданий. Он, Подвигоположник Христос, научил нас духовной борьбе с порочными страстями и диаволом, взяв на Себя сорокадневный пост.

Он пролил за нас Кровь на Кресте, чтобы омыть и очистить нашу падшую природу.

Мы были свидетелями Его святого и славного Воскресения, а одержанная Им победа над смертью и диаволом стала для нас драгоценным средством спасения.

Мы благоговейно поклонились Ему, когда Он взошел на Небеса, чтобы вознести к Небесному Отцу обоженную человеческую природу. Сладко звучало в наших ушах Его благословенное обещание: «Не оставлю вас сиротами» (Ин. 14, 18).

И вот настал последний день этого великого путешествия. Святой Дух, третье Лицо Святой Троицы, сошел на апостолов. Чтобы соединить всех и вся с Богочеловеком Христом. Чтобы дать нам великое дарование приобщиться к Божественной славе.

Это последний и великий день! Восьмой день творения, который уже наступил и является заключительной главой в Божественном плане спасения человека.

Церковь, созидаемая Духом Святым, — это Тело Христово. Дверь, ведущая в Его невечернее Царство. Туда, где Святой Бог пребывает посреди святых, ставших «богами по благодати».

«В последний же великий день праздника...» (Ин. 7, 37).

Древнее прошло, теперь все новое (Кор. 5, 17)»

Источник: https://synodoiporia.gr/2017/06/03/τα-παλαιά/

@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Пятидесятница и Святой Дух (старец Ефрем Аризонский)

После Своего Воскресения наш Христос явился Своим ученикам, стал посреди них и сказал: «Мир вам». Они же убоялись, устрашились, смутились, посчитали, что видят духа, что видят сон, и что это на самом деле не Христос, не их Учитель. Они начали сомневаться. Тогда Господь им сказал: «Что смущени есте? И почто помышления входят в сердца ваша? Видите руце Мои и нозе Мои, яко сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща. И сие рек, показа им руце и нозе» (Лк.24:38-40). (Почему вы смущены и тревожимы помыслами неверия и беспокойства? Посмотрите на Мои руки и ноги, на которых следы от гвоздей. Я не призрак. То, что вы видите, — реальность. Коснитесь меня, потрогайте и уверьтесь, что Я — не дух. Дух не имеет плоти и костей, чтобы его можно было потрогать, как Меня, Которого вы видите во плоти. Следовательно, это Я, ваш учитель. Я не диавол, преобразившийся в образ Христов. Диавол не имеет плоти, он дух. И говоря это, Он показал им Свои руки и ноги, на которых были следы от гвоздей).

Однако поскольку Он знал, что их разум закрыт и их ум ограничен, чтобы они поняли и уразумели, о чем Он им говорил, тогда Он отверз им ум к уразумению Писаний (Лк.24:45). То есть Он просветил их ум, дабы они поняли, что Он — Тот, о Котором говорили Моисей и пророки за тысячи лет до Его воплощения.

И после того, как Он сделал их способными к духовному разумению, Он вывел их из Иерусалима в Вифанию, благословил и, благословляя, стал отдаляться и возноситься на небо (Лк.24:51). То есть Он отделился от них, и они видели, как Христос в человеческой плоти поднимался на небо. Посмотрите, очевидцами каких потрясающих событий были апостолы! Посему они и стали смелы как львы. После той истины, что они видели, кто мог им воспрепятствовать, кто мог им помешать проповедовать даже под угрозой смерти, что Сам Иисус Христос — их Учитель — и есть истинный Бог.

И далее, в день Пятидесятницы, Он посылает им Утешителя[1], Всесвятого Духа, по обетованию Отца: «И се, Аз послю обетование Отца Моего на вы» (Лк.24:49). То есть: Отец после Воскресения Своего Сына обещал послать в мир третье лицо Святой Троицы и послал Его как «дух бурный», как очень сильный ветер, Который подул и наполнил всю горницу, весь дом, где собрались апостолы. Промысел Благого Бога в день Пятидесятницы благоволил устроить сошествие Святого Духа в образе бурного дыхания и шума, чтобы мир узнал о Нем, чтобы люди собрались там и чтобы перед всеми стали явны величия Божии.

Что означал день Ветхозаветной Пятидесятницы? В Ветхозаветную Пятидесятницу, то есть через пятьдесят дней после Пасхи, евреи праздновали праздник поставления кущей[2] и обычно собирались в Иерусалиме отовсюду, даже те иудеи, которые родились в других странах и имели другие отечества.

Что значит поставление кущей? Когда евреи бежали с Моисеем из земли Египетской, их преследовал фараон со своим войском (см. Исх.14:6-9). Тогда Моисей ударил жезлом по Красному морю, и воды разделились надвое, с двух сторон образовалась как бы стена, чтобы прошел народ. Подумайте, какой могучий ветер подул и разделил воды, и удержал их как стены. Море стало сушей и израильтяне перешли, совершенно не замочив свои ноги: «Немокрыми ногами»[3]. И когда все евреи перешли это море и египтяне ринулись вслед за ними, чтобы настигнуть их, то вновь благодаря чуду жезла Моисеева воды вернулись на свое место, и все враги потонули в Красном море, вместе с конями и колесницами. Тогда евреи на другом берегу поставили шатер и прославили в нем Бога за свое спасение. Этот день они определили как великий праздник и праздновали его через пятьдесят дней после Пасхи.

А я снова возвращаюсь к сошествию Святого Духа. Вместе с «дыханием бурным» явились огненные языки над головами апостолов, и они начали говорить о величиях Божиих на всех языках мира. Весь народ, люди разных национальностей, собравшиеся в Иерусалиме в день Пятидесятницы, слышали, что апостолы говорят на их родном языке: «Слышаху един кийждо их своим языком глаголющих их» (Деян.2:6). Они недоумевали: «Как же мы слышим о величиях Божиих на языке отечества нашего, в котором мы родились и были воспитаны, от неграмотных простых людей, о которых до сего мы дня знали, что и на своем родном языке они не умели как следует говорить?».

Некоторые, кто желал ниспровергнуть истину, чтобы народ не уверовал в чудо, сказали, что они пьяны от крепкого вина. Тогда слово взял апостол Петр и сказал им: «Люди, что такое вы говорите? Сейчас третий час дня (то есть 9 часов утра), в который Моисеев закон запрещает пить вино. Как возможно, чтобы мы были пьяны в этот час?» (ср. Деян.2:12-15).

Были, однако, среди собравшихся и такие иудеи, которые происходили из других народов, и когда они увидели происшедшие чудеса, то уверовали во Христа. И после того, как апостолы рассеялись среди народов и отправились в другие страны, чтобы проповедовать Евангелие, то эти народы признали их, последовали за ними, и тоже стали проповедниками истины Евангелия Христова. Дух Святой дал им не только этот дар языков, но и дар познания тайн Божиих.

До сошествия Святого Духа, когда произошло взятие под стражу Господа нашего Иисуса Христа, до Его Страстей и Распятия, апостолы устрашились, бросили свое оружие, пали духом, боялись даже тени иудеев и прятались в доме. Однако, когда пришел Дух Святой, чтобы сопутствовать им, чтобы напомнить им все пророчества и предсказания, чтобы они поняли их и истолковали, то все изменилось. Робкие стали мужественными, исполненные страха — бесстрашными, простецы — мудрыми, те, кто не могли исповедать Христа даже перед служанкой, затем рассеялись среди народов, чтобы с помощью дарованного им многоязычия повсюду распространить проповедь покаяния и обращения к Богу.

Так день Пятидесятницы, в который произошло это великое чудо, стал великим и радостным днем, поскольку Церковь Христова уже официально начала прирастать костями и плотью, и через апостолов началось дело благовествования во всей вселенной. Это великий и памятный день для начала и распространения Православной Церкви Христовой в мире. С сошествием Утешителя — Святого Духа, апостолы стали великими дерзновенными богословами, которые рассказывали о величественных делах Божиих. Видите, Господь избрал робких, неграмотных, необразованных, выбрал немощных, бессильных, ничего не значащих, ничтожных, чтобы посрамить мудрых, чтобы упразднить значащее (ср. 1Кор.1:28), и дал людям новую философию. Вплоть до сегодняшнего дня греческим богословам требуются богословские школы и университеты, чтобы истолковать Евангелие, Деяния и послания, которые написали святые апостолы!

Кто может исследовать и истолковать изобилие дарований и божественных чувствований, которыми исполнились сердца апостолов, ставших такими храбрыми героями Христовыми, бесстрашно говорящими об истине Божией во всем мире? Конечно, они столкнулись с великими трудностями и гонениями. Однако Дух Святой облек их силою свыше (ср. Лк.24:49), прекрасно вооружил их мощью, знанием Писаний, даром пророчества, жизнью во Христе и Его учением, сделал их львами, и они проповедали Его пред царями, императорами, тиранами и претерпели мучения. Им угрожали правители, их арестовывали, их мучали, их избивали, их заключали в темницу, только бы они не проповедовали имя Христово. Петр, который сробел перед служанкой и отрекся от Христа, теперь со смелостью и дерзновением предстал перед сонмищем фарисеев и сказал: «Мы не можем перестать проповедовать Христа, что бы мы ни претерпели, потому что получили заповедь проповедовать Евангелие и будем повиноваться Божией воле, а не вам». «Повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком» (Деян.5:29).

Апостолы не страшились ни труда, ни изнурения, ни странствий, не боялись идти ни на какие жертвы и так выстроили здание Церкви. Они претерпевали любые невзгоды, чтобы проповедовать Евангелие мира в мире, а в продолжение и их преемники — апостольские мужи, святители и все святые Церкви. Одни были изгнаны, другие распяты вверх ногами, третьи были обезглавлены и так далее.

Более всех апостолов потрудился апостол Павел. Разве не Святой Дух похитил апостола Павла с пути, по которому тот шел, когда был гонителем и убийцей учеников Христовых? Конечно, апостол делал это по неведению и по неразумной ревности. Но Христос принял его, вооружил Духом Святым, и он стал великим Павлом, который почтил и прославил нашего Христа как никто другой из апостолов.

Сей Дух Святой приходит и дает благодать священства при хиротонии диаконов, священников и епископов. Сообразно с тем, насколько рукополагаемый достоин таинства, соответственную благодать он принимает от Святого Духа. Невозможно выразить на словах, что это за благодать! Только тот, кто вкусил Святого Духа, может понять, что я хочу сказать...

Этот Святой Дух нисходит на святой Престол, и хлеб прелагается в Тело Христово, а вино — в Кровь Христову. Его призывает священник, благословляя Дары, чтобы Он сошел и освятил земные вещи — хлеб и вино: «Хлеб сей самое Пречистое Тело Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым»[4]. Он удостаивает земного человека ― священника, приносить в жертву Бога, касаться Его и передавать Его верующим. Святым Духом освящаются все таинства, и через него священник проповедует слово Евангелия перед паствой Церкви.

Когда благословенный Святой Дух нисходит в душу, человек приходит в иное состояние. То, что он чувствует, связано с небом, и это невозможно высказать человеческим языком. Это такая радость, такое ликование, что не хватает слов, чтобы выразить эти чувства. Человек не может говорить, могут говорить только его глаза. А как говорят глаза? Они становятся двумя потоками слез — не слез печали, не памяти о грехах, но слез великой и невыразимой радости и ликования. Поскольку Дух Святой наполняет сердце и человек не может это выразить иначе, то, как маленький ребенок, он заливается слезами благодарности Богу за Его дарования.

Когда Моисей взошел на Синай, чтобы получить десять заповедей, то после спуска с горы лицо его сияло как солнце, и израильтяне не могли смотреть на него от сияния, потому что Дух Божий сошел на него и он весь был озарен изнутри и снаружи. Писание говорит, что Моисей положил на свое лицо покрывало, чтобы народ мог с ним говорить (ср. Исх. 34, 29-35).

И если этот свет Божественного Духа в сени Закона был столь блистателен, насколько же более яркий он теперь в тех, кто принимает святое Крещение! Поэтому мы видим, как сияют дети, когда принимают Крещение. А люди, которые принимают Духа Святого через молитву и чистоту, просвещаются вначале в разуме, затем в сердце, а затем меняются и в лице! Они становятся совсем другими, приобретают духовную красоту, которой прежде не обладали. Это внутреннее состояние отражается и на внешнем облике человека.

Святой Григорий Палама безмолвствовал пять дней в неделю, а в субботу-воскресенье ходил в монастырь, чтобы пообщаться со своим братством, чтобы послужить Литургию и причаститься. Когда он заканчивал свою молитву, то весь светился! Это происходило потому, что он приобщался нетварному свету и соприкасался с пресветлым Божественным мраком — тем светом, который покрывает неприступную Божественную сущность (ср. Пс.17:12). Таким был и свет Христа на Фаворской горе, когда произошло Его преображение. Ученики на Фаворе видели этот нетварный свет, который является славой Божией. Этот свет принимают и святые, когда очищают себя через аскетический подвиг и молитву.

Когда Дух Святой касается человеческого сердца, то сердце ликует от радости и услаждения. Человек познает Божественные вещи и потом многократно приходит к видениям и откровениям, восходит на Небо, и видит то, чем насладятся спасенные в Раю. Подобно тому как апостол Павел со своим богомудрием, когда поднялся до третьего неба, а потом спустился и пришел в себя, не мог выразить на человеческом языке то, что видел, слышал и чувствовал: «Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его. Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия» (1Кор.2:9-10).

Бог уготовал нам Рай на небесах. Там столь великое и неизмеримое счастье, что, сколько бы добра ни сделал человек в этой жизни, это не сравнится с тем величием и радостью. Мученики пролили свою кровь за Христа, святые и преподобные исповедали имя Божие, потрудились и отдали всю свою жизнь аскетическим подвигам в пустыне. Но и все они ни в малейшей степени не могут воздать Богу за эти великие дары райской жизни, которую невозможно описать для живущих на земле. Слава Божия неизъяснима и не может измеряться даже мученичеством. Поэтому святой апостол Павел сказал: «Недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим.8:18). Безусловно, величайшее и непостижимое блаженство — это видеть Лик Божий, красота Которого не сравнится с тысячами раев. Красота Бога находится вне всякого описания!

Когда человек молится и общается с Богом, он принимает Святого Духа внутрь души своей. Кто вкусил Святого Духа в состоянии молитвы, или в церкви, или при Божественном Причащении, или где-то при встрече с Богом, тот знает и может Его описать (если это возможно!). Потому что человеческий лексикон очень беден, дабы выразить то, что едва ли поддается словесному описанию! Благословенна благодать Божия!.. С ней чувствуешь неизмеримый мир, подобный тому, что даровал Господь Своим ученикам после Своего Воскресения, когда сказал им: «Мир вам» (Ин.20:19).

Мир Божий не похож на мир, который мы пытаемся восстановить в себе с помощью мыслей и молитв, когда нас душевно смутили, когда вызвали у нас внутреннюю бурю в помыслах, чувствах и т. д., как не похож он и на тот мир, который мы стараемся дать ближнему, советуя нечто человеку или умиряя находящегося в смятении. Мир, даруемый Богом, не таков.

Мир Божий есть нечто удивительное. В каком смысле удивительное? В том смысле, что человек умиротворяется и ощущает предвкушение Царствия Небесного, предвкушение Горнего Иерусалима, предвкушение того неизмеримого мира, который невозможно выразить на словах. Этот мир есть нечто великое — особая благодать, которую обретают те, кто живет духовно. Когда Христос умиротворяет человека, когда человек чувствует явление Бога в себе, когда он ощущает в своем сердце Божественную любовь, превосходящую все существующее, тогда он чувствует, что его сердце становится духовным Раем с небесным благоуханием, которое простирается, распространяется и захватывает всего человека, духовно и телесно, и делает так, что он выходит за пределы возможного для человека. Такой человек перестает ощущать приражение и влияние страстей и начинает жить в совершенном бесстрастии Христовом. Он ощущает духовное изобилие, веселие, ликование, неизреченную радость, радостопечалие и некую радостнотворную печаль.

Что означает радостнотворная печаль? Человек печалится о грехах, но в глубине своей души ощущает радость, потому что печаль приносит прощение грехов. С оставлением грехов исчезает средостение, которое отделяло душу от Бога, и Бог объединяется с человеком, общается с его сердцем, и Святой Дух дарует покаявшейся душе радостопечалие. Радостопечалие — это утешение, это обручение, которое предвозвещает заключение будущего брака между душой и Христом.

Христос есть Жених, а вся Православная Церковь есть невеста. Однако невестой Христовой является и всякая душа, которая возрождается через Святого Духа. К этому обращается и Христос в одной притче, говоря, что Отец устроил брак для Сына Своего (ср. Мф.22:2). Он устроил духовный брак для каждой души, которая полностью посвятит себя служению Его Божественному Имени. Христос приглашает душу на браки!

Но ведь Сын Божий один. Как же Он устроил многие браки? Эти браки — освящающее единство Христа с душами верных. Душа освящается, соединяется с Женихом Христом и становится с Ним единой. И подобно тому, как при сочетании двух лиц через телесное наслаждение появляется зародыш и рождается человек по образу Божию, так и невеста душа, которая возрождается и соединяется со Христом через благодать Святого Духа, становится человеком, духовно возрожденным во Христе. И эти души, которые обручатся Христу здесь, будут обитать в Горнем Иерусалиме как чада Божии, и как обрученные с Женихом Христом будут с Ним пребывать в вечном браке.

Святой Иоанн Богослов в Откровении видел большое собрание, огромное скопление молодых людей, одетых в белые одежды, которые были одного возраста и обладали одной благодатью. Они пели небесные, несказанные, непостижимые песнопения, с неизреченной мелодией и благодатью. Он пришел от этого в недоумение и спросил Ангела, кто эти люди, которые облачены в такую белизну и исполняют столь таинственное псалмопение. И Ангел ответил, что это те, кто искуплены Кровию Агнца и будут следовать Ему вовеки: «Сии суть, иже с женами не осквернишася, зане девственницы суть» (Откр.14:4). То есть это те, кто в миру жили девственно, не осквернились с женщинами, за их девство и чистоту Христос удостоил их вечно следовать за Ним.

Конечно, наша совесть не позволяет нам сказать, что наши души возрождены и вступят в вечный брак с Женихом Христом. Это суть таинства, которых удостоились души, всецело посвятившие себя Христу и предавшиеся во всем полному самоотвержению. Эти души суть великие Отцы Церкви, мученики, подвижники и подвижницы, которые полностью предали себя Христу.

В вечной жизни не существует мужеского пола и женского, ибо у души одно естество и один род. Одна из святых нашей Церкви, которая получила этот жребий невесты Христовой, — святая великомученица, премудрая Екатерина. Но и святая Ирина Хрисовалантская, эта великая подвижница, принимала сошествие благодати Святого Духа и, находясь в состоянии молитвы, выходила из себя и не чувствовала ничего человеческого. Всю ночь она стояла на коленях в молитве с воздетыми к Небу святыми руками, которые были подобны двум светильникам!

Так и подвижники, которые без утешения подвизались в пустынях и переносили разные скорби, разве не были они укрепляемы Духом Святым? Как преподобная Мария Египетская жила в пустыне столько лет без какого-либо чувственного утешения? После столь грешной жизни, которую она вела, она пришла в пустыню и несла такой подвиг без духовного руководителя — это просто удивительно! В этом случае она могла бы впасть в прелесть, или потерять рассудок, или стать бесноватой. Человеку нелегко жить такой жизнью, потому что от природы он — существо общественное и хочет разговаривать и общаться с другими. В таких условиях с трудом выживают даже те, кто обладает духовным опытом. А эта уличная женщина, которая и перекреститься как следует не умела, не умела молиться, совершенно не имела духовного опыта, жила в пустыне высокой духовной жизнью и противостояла полкам демонов!

Поэтому, когда она исповедовалась авве Зосиме, она сказала, что в начале своей жизни в пустыне нередко пела мирские песни и чувствовала, что ее снова пленяет привычка грешить. Разумеется, если бы не приходила благодать Божия, то она могла бы вновь вернуться ко греху. И тем не менее, благодаря подвигу, слезам покаяния и лишениям она стала как ангел Божий, как птичка, которая летала от одного места к другому ведь ее посещал, просвещал и наставлял Святой Дух. Видите, как устроил промысел Божий — чтобы исполнился и закон Церкви. Несмотря на то, что она проплакала многие годы, излила реки слез о своих грехах и достигла святости, прощение от Бога она должна была получить чрез Его служителя — подойти под епитрахиль и исповедоваться духовнику, авве Зосиме, и причаститься, чтобы перейти в Царство Небесное!

Сей Дух Святой посещал и мучеников, и они не чувствовали страданий от мучений, которые принимали ради любви Христовой. Божественные видения сменяли одно другое, и так мученики преодолевали страхи и трудности. Человеческая природа столь непрочна и столь немощна в противостоянии страданиям такого рода, что только с помощью Божественного огня и Божественной любви они превзошли человеческие возможности и стали выше естества. Наша Церковь Христова орошена многою кровию и потом. Поэтому есть обычай соборные храмы обителей Святой Горы красить в красный цвет, потому что красный цвет символизирует кровь мучеников, на которой основана Церковь.

Мы боимся и страшимся при мысли о том, что нам придется претерпеть мученичество, когда придет антихрист! Человеческими силами никто не сможет этого вынести. Болит у нас зуб — мы немедленно бежим к зубному врачу, болит у нас голова — и мы немедленно принимаем таблетку. Однако, когда нас осенит сила и благодать Божия, когда на нас сойдет Божественный огонь и преобразит нас, сделает наше сердце и душу твердыми как гранит, то тогда и мученичество мы перенесем, и, увенчавшись, станем одесную Судии. И знаете — те, кто претерпят мученичество в последние времена, будут славнее древних мучеников, потому что они претерпят мученичество от темных сил и исповедуют веру в Божество Христа, Христа распята (1Кор.1:23) и во плоти пришедша (1Ин.4:2).

Расскажу вам одну историю про это.

У одного колдуна по имени Меситис был друг, ревностный христианин. Желая вовлечь этого христианина в колдовство, маг сказал ему:

    Поехали, прогуляемся за Город (то есть Константинополь).

    Поехали, — согласился христианин, ничего не подозревая.

По пути, по действию колдовства, им явилась башня. Войдя внутрь, христианин оказался на бесовском собрании. Как только диавол увидел колдуна, то принял его с почестями, а затем спросил о христианине:

    Кто это такой?

    Это твой раб, — говорит колдун.

    Ты раб мой? — спрашивает диавол.

    Я раб Отца, и Сына, и Святого Духа, — сказал он и перекрестился.

И тот час же все это исчезло, как и Меситис, которого бесы забрали в ад. Христианин взял лошадей и отправился обратно. По дороге он встретил своего друга, военачальника, и предложил ему:

    Давай поедем во Влахернский храм Пресвятой Богородицы и помолимся?

    Поедем.

Они пришли в церковь, в ней никого не было. Они преклонили колени, стали молиться. И военачальник заметил, что очи Христа на иконе иконостаса были обращены на его друга. Вначале он подумал, что так написана икона. Он поменял место, зашел с одной, с другой стороны, и отовсюду очи Христа были устремлены на его друга. Тогда он сказал огорченно:

    Христе мой, посмотри и на меня! Почему Ты на меня не смотришь?

И услышал голос от иконы:

    Ты подаешь от того, что Я посылаю тебе! (Ибо этот военачальник был весьма милостив). Однако мой взор обращен на него, потому что Я нахожусь у него в долгу. Он исповедал меня пред демонами. И Я исповедую его пред Отцом Моим Небесным! (ср. Мф.10:32).

Видите, какова награда за исповедание веры!

Так же и мы, хотя сейчас мы словно пропащие из-за наших пороков и грехов, но если мы пребудем твердыми в исповедании веры и окажемся мучениками (пусть даже незаслуженно, не прилагая к этому должных усилий), то мы станем посреди чинов ангелов и святых в Горнем Иерусалиме, и получим венец на главу, просияем как солнце рядом со Христом, будем созерцать Его Божественное Лицо и праздновать вечную Пасху!

Да сподобимся и мы, смиренные и ничего не стоящие, посещения Святого Духа, чтобы Он даровал нам прощение наших грехов, сообщил нам духовное возрождение, чтобы мы смогли сподобиться мученичества ради любви ко Христу и наслаждаться вечной Пасхой. Аминь. Буди. 


[1] Παράκλητος ― Помощник, Защитник, Утешитель.

[2] Этот праздник был одним из трех главнейших иудейских праздников (Пасха, Пятидесятница и Кущи) и праздновался семь дней с 15 дня седьмого месяца Тисри, по-нашему в конце сентября и начале октября. Установлен он был в память 40-летнего странствования евреев по пустыне. На все семь дней праздника народ из домов своих переселялся в нарочито устроявшиеся палатки (кущи) в уподобление тем шатрам, в которых они жили, скитаясь по пустыне после исхода из Египта.

[3] Канон Вознесению Господню, глас 5, песнь 1.

[4] Из молитвы на освящение Святых Даров.

Источник: Старец Ефрем Филофейский (Мораитис), Аризонский, архимандрит. Искусство спасения. Беседы. Т. II. - Святая Гора Афон: 2024. - с. 219-232.