Протопресвитер
Феодор Зисис
почетный
профессор богословского факультета Фессалоникийского университета им. Аристотеля
СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ
КАК ЗМЕЕБОРЕЦ
Змеи материализма и экуменизма
1.
Святой Георгий и его сподвижники
Святой великомученик Георгий
принадлежит к числу самых известных и любимых святых не только Православной
Церкви, но и других христианских конфессий. Даже мусульмане уважают и почитают его
из-за множества совершаемых им удивительных чудес. Ведь этими чудесами он еще
при жизни обратил ко Христу множество идолопоклонников, среди которых были даже
такие известные люди той эпохи, как жена императора Диоклетиана, царица Александра, военачальники Анатолий и Протолеон, великий волхв Афанасий
и другие.
Оба полководца стали свидетелями чудесного спасения
Георгия от страшного мучилищного колеса, которым было истерзано его тело. После
мучений он был чудесно исцелен Христом и снова стал цел и невредим; это убедило
их исповедовать Христа истинным Богом, за что они были немедленно обезглавлены
Диоклетианом.
То
же самое произошло и с волхвом Афанасием, который увидел, что два волшебных
зелья, которые дали выпить святому Георгию с двойной целью — или чтобы он
поменял свою веру и поклонился идолам, или чтобы он умер от сильнодействующего
яда, — утратили свою магическую силу перед силой Христа, защищавшего святого.
Когда же на глазах изумленного Афанасия святой Георгий воскресил мертвого — то,
что все считали невозможным, и ни один маг никогда не совершал подобного чуда,
— он признал бессилие своего магического искусства и языческих лжебогов,
которых он призывал, и поверил в силу Христа, вследствие чего Диоклетиан
обезглавил и его.
Та же
участь постигла и кроткого бедного земледельца Гликерия, у которого внезапно пал один из двух быков, на которых он
пахал свои поля. В отчаянии, он попросил бывшего уже в заточении нищелюбивого
святого помочь ему. Тот сжалился над ним и велел ему вернуться на свое поле, пообещав
ему, что он найдет своего вола живым. Так и случилось, после чего Гликерий
также исповедал свою веру во Христа и был немедленно обезглавлен нераскаянным и
бесчеловечным гонителем христиан Диоклетианом, который, желая сокрушить Церковь,
напротив, лишь укрепил ее и украсил ее множеством мучеников во время своего
кровавого двадцатилетнего царствования (284-305).
Всех их,
кто исповеданием и мученичеством улучили не только свое спасение, но и
прославились и прославляются как мученики в веках, Церковь чтит как
сподвижников великомученика Георгия и празднует их память 23 апреля/6 мая — в день,
когда после долгой череды ужасных пыток Диоклетиан обезглавил и святого Георгия
в 303 году от Р. Х. Царица Александра после своего исповедания веры была
заключена в темницу. Узнав, что ей предстоит отсечение главы вместе с
великомучеником, она преклонила колена и, помолившись, предала свой дух Богу в
темнице, двумя днями раньше — 21 апреля/4 мая. В этот день Церковь празднует и
память трех ее служителей — святых мучеников Кодрата, Аполлоса и Исаакия. Подвигнутые
мужественным примером Александры, которая презрела временное и тленное царство
и смертного мужа-царя ради нетленного и вечного Царя Христа, они уверовали во
Христа и претерпели мученическую смерть — Кодрата усекли мечом, а двоих других
уморили в тюрьме голодом.
2. Блаженной памяти митрополит Августин (Кантиотис) о
змее безбожного материализма
Однако в этом кратком тексте мы не собираемся детально останавливаться на подробностях жития святого и многих чудесах, которые он совершал при жизни и после смерти. Их легко можно найти в агиологических источниках и в богатой библиографии. К тому же и мы на протяжении многих лет неоднократно рассказывали о них в проповедях, которые произносили на престольных праздниках одноименного монастыря Святого Георгия и иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» близ Янницы, будучи приглашенными сестрами этого монастыря; записи некоторых из них распространяются в интернете [1]. Повод взяться за перо нам ныне дала проповедь блаженной памяти митрополита Августина (Кантиотиса), произнесенная 55 лет назад во время празднования храмового праздника Святого Георгия [2]. В этой проповеди блаженный борец и епископ-исповедник, подобных которому, к сожалению, нет в наши трудные времена, упомянув вкратце о страшных мучениях и дерзновении великомученика, останавливается подробно на чуде поражения змея. Он проводит параллель и делает это событие актуальным, говоря, что в наши дни существует более страшный и опасный змей, которого Святой должен помочь нам победить, — змей безбожного материализма. Вот что он сказал дословно простыми словами: