воскресенье, 30 апреля 2023 г.

«Благоухание Святого Духа» (архимандрит Савва Святогорец)



(Отрывок из проповеди от 08 мая 2022 года)

Сегодня мы празднуем день святых Жен-Мироносиц — в память тех святых жен, которые были рядом с Господом и служили Ему в годы Его общественной деятельности, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, оказавших помощь при Его погребении. Почитая сегодня этих святых, мы вспоминаем, что наш Господь есть «миро излиянное» (Песн. 1, 3), то есть Он, согласно Священному Писанию, является истинным миром.

Те святые жены и мужи, которые помазывали миром Тело Господне, как говорится в некоторых моментах нашего богослужения, позабыли, что Он Сам есть источник всякого благоухания. И мы тоже часто забываем о том, что истинное миро и истинное благоухание — это Господь, и Он не нуждается в наших ароматах. Однако Он хочет, чтобы и мы стали источником мира и благоухания, как говорит и Господь, и апостол Павел.

Мы призваны источать благоухание: чтобы благоухало и наше тело, и наша душа. Мы знаем о святых, которые имели сей дар: они благоухали именно потому, что в них действовала великая благодать Божия.

Когда-то к старцу Ефрему Катунакскому — теперь он уже канонизирован официально — пришли какие-то посетители и попросили его объяснить им, что такое «благоухание Святого Духа». Но святой, вместо того, чтобы объяснять им это на словах, замолчал, преклонил голову к сердцу и помолился. Внезапно от него стало исходить удивительное и прекрасное благоухание. И тогда они поняли, что означает благоухание Святого Духа. Он источал благоухание духовное, но это благоухание, по особому Промыслу Божию, стало ощутимым для внешних чувств.

Такое же благоухание источают и святые мощи, а также те святые, которые еще пребывают на этой земле. В их число входят не только те, кто имеет священный сан, но и простые люди, миряне, которые сподобляются святости, претерпевая скорби и испытания сей временной жизни и пребывая в молитве. Когда человек подвизается в молитве и терпении, он очищается от страстей и грехов. И чем больше он очищается, тем больше он просвещается и становится причастным этому Божественному благоуханию, Божественной Благодати, благоуханию Святого Духа.

Дай Бог, чтобы все мы жили с покаянием, особенно теперь, когда и у нас в стране, и во всем мире сложилась крайне неблагоприятная обстановка, которая является результатом очень тяжелого и далеко зашедшего гниения в душах и телах наших православных соотечественников, да и вообще всех людей.

Мы призваны к покаянию, к очищению, к посту, к молитве, к воздержанию, чтобы и мы могли стать жилищем Святого Духа и источать благоухание, подобно нашему Господу и всем святым.

Многая и благословенная лета!

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!

 


Источник: https://www.hristospanagia.gr/-εὐωδία-τοῦ-ἁγίου-πνεύματος-ἀρχ/

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

пятница, 28 апреля 2023 г.

Будем хранить и преумножать теплоту своего сердца. // Часть 2. Пополнение афонских монастырей

На фото: Афонский монастырь Каракалл


Начало, часть 1 см. здесь

 

2. Пополнение афонских монастырей

Именно так произошло со Святой Горой Афон, чему я сам стал свидетелем. До 1972 года Афон приходил в упадок. Дошло до того, что там осталось всего 1200 монахов, причем пожилого возраста. Но внезапно Пресвятая Богородица совершила чудо: пополнились новой братией святые монастыри, скиты и подворья, как это произошло с братством старца Ефрема Филофейского, с братством Григория Симонопетрита и прочими.

Старец Иосиф Исихаст (которого мы называем своим «дедушкой», потому что он был духовным отцом нашего духовного отца, так же как и преподобный Паисий Святогорец) дал благословение своим духовным чадам, последующим старцам — отцу Ефрему, отцу Харалампию и отцу Иосифу Младшему, чтобы они после его кончины не жили вместе, но сразу же, с самого начала создали свои собственные братства. И действительно так и вышло. Чудесным образом вскоре к ним стали приходить новые послушники. Это было поистине чудо нашего Господа, благословившего труды преподобного Иосифа Исихаста.

Расскажем теперь более подробно, что произошло с братством старца Иосифа после его упокоения. Его послушники первоначально жили в Новом Скиту, но у каждого из них был свой собственный дом. Отец Харалампий подвизался в Келлии Честного Предтечи, отец Ефрем — в Благовещенской Келлии, а отец Иосиф Младший — в ксерокаливе без церкви ниже Келии Честного Предтечи. Я не знаю, сколько лет они прожили там после успения старца Иосифа. Около четырех или пяти лет? Когда число братии весьма возросло, они вынуждены были уйти из Нового Скита. Отец Ефрем, уходя со своей братией в Провату, отдал Благовещенскую Келлию братству отца Иосифа Младшего.

Так вот, мой старец, отец Ефрем, в 1967 году пришел в Келлию Святого Артемия на Провате. Это был большой и красивый дом в русском стиле, который старец отремонтировал. Он был похож на небольшой монастырь. Через несколько лет старец Харалампий тоже ушел на Буразери.

После того, как они перешли в Келлию Святого Артемия, там было около десяти братьев. В 1970 году туда приехал и я из монастыря Мега Спилеон[1], который имел особножительный устав. Поскольку в наш монастырь приходило много людей, я хотел уехать на Афон. Я слышал о старце Ефреме и потому пришел в его братство в Келлию Святого Артемия. Старец встретил меня с большой любовью. Я уже был пострижен в монашество с именем Нектарий. Но так как в братстве был еще один монах по имени Нектарий, то на следующий год он постриг меня в великую схиму с именем Филофей.

Число братии быстро росло. Из двенадцати или тринадцати отцов, которые были там в момент моего прихода, вскоре нас стало двадцать человек. В то время в монастыре Филофей оставалось пять или шесть старчиков и он имел особножительный устав, как и семь других монастырей Святой Горы Афон. Геронду Ефрема попросили перейти в Филофей, чтобы пополнить его поредевшую братию, и он согласился с этим предложением.

В начале 1973 года мы поселились в Священном монастыре Филофей. Мы пришли туда на праздник Богоявления Господня, потому что в тот день старые отцы монастыря — приснопамятные отец Евгений, отец Евдоким и другие — распределяли послушания. Они очень нас полюбили. В начале, конечно, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Одной из них был вопрос о частоте Причащения, потому что эти отцы привыкли причащаться всего несколько раз в год. Сначала, чтобы не смущать их, мы причащались тайно в часовнях. Однако понемногу все наладилось. Я уже не уверен в дате, но, по-моему, в августе 1973 года состоялась интронизация старца Ефрема во игумена святой обители. С тех пор старец официально принял монастырь под свое окормление, и наше братство стало быстро расти. К концу первого года нас было почти сорок человек. В последующие годы число монастырской братии возросло примерно до восьмидесяти монахов.

В 1978 году Священный монастырь Констамонит попросил нашего старца помочь в возрождении этой обители. Он направил туда старца Агафона примерно с пятнадцатью отцами.

В 1979 году Священный монастырь Ксиропотам, который был тогда особножительным, также попросил старца Ефрема помочь ему с пополнением братии. В ответ он направил туда приснопамятного отца Ефрема Младшего с восемнадцатью отцами. Это был очень благодатный послушник, преданный старцу, и он очень помог нашему братству. У него был ангельский голос. Мы все его очень любили. Если старец отсутствовал (или если он даже был на месте), отец Ефрем Младший все равно нас навещал — в ту пору он еще не был иеромонахом, но уже был пострижен в великую схиму — и очень нам помогал. Он говорил с нами духовно. Он давал нам ответы на различные занимавшие нас вопросы. Он очень поддерживал наше братство.

Через два года, в 1981 году, старца Ефрема попросили помочь и в возрождении Священного монастыря Каракалл, который в течение многих лет, как всем известно, находился в очень неспокойном и нестабильном состоянии.

В то время в этом монастыре подвизался один святой старец, иеромонах Матфей (мы даже написали книгу о его жизни). Он был совершенно чужд житейских попечений и желал лишь одного: каждый день служить Литургию. В какой-то момент, после успения проигумена Павла, к нам приехала экзархия Вселенского Патриархата, чтобы помочь в избрании нового игумена. Экзархия была уведомлена о том, что кроме иеромонаха Матфея для игуменства никто не годится. В экзархию входило четыре архиерея. Когда позвали отца Матфея, он положил перед ними земной поклон и сказал: «Благословите!». Ему говорят: «Садись, старче. Мы позвали тебя, так как в монастыре теперь нет настоятеля. Просим тебя принять игуменский сан». Однако на это он ответил: «Благословите! Я хочу только служить Литургию. Благословите». Положил еще один земной поклон и ушел.

Наступило лето 1981 года. Священный Кинот был по-прежнему обеспокоен ситуацией в монастыре Каракалл. По просьбе старых отцов — которых было около десяти — в Каракалле поселилось одно небольшое братство во главе с о. Стефаном (Лаханисом). Однако они не только не смогли помочь восстановить и наладить работу монастыря, но еще и создали множество трудностей. И тогда отец Матфей Ватопедский, который в то время был Протом в Священном Киноте и вообще очень энергичным человеком по характеру, сказал: «Мы должны принять решение по монастырю Каракалл. Монастырь не может оставаться без духовного окормления». Был уже июнь месяц и приближался праздник апостолов Петра и Павла, престольный праздник монастыря. И действительно Священный Кинот, который в ту пору был единодушен по всем вопросам, как в общем-то и все монастыри между собой, принял решение действовать энергично и живо.

За два дня до панигира вокруг монастыря загорелся огонь. Я видел, как его тушат самолеты из монастыря Филофей.

Наконец, в канун праздника в монастырь прибыли члены Священного Кинота, прокурор, офицеры полиции и множество полицейских из Халкидики. Они взяли с собой лестницы на тот случай, если придется брать монастырь штурмом, потому что те, кто захватил монастырь, заперли его ворота. Их предводитель ушел несколько дней назад, и в монастыре оставалось всего четверо или пятеро человек, которые не хотели никого пускать внутрь. Однако после полудня они послушали представителей Священного Кинота, которые общались с ними по стационарному телефону (это было настоящее чудо). Если сначала они отказывались подчиниться, говоря: «Мы не откроем и не уйдем», то затем они сказали иначе: «Если вы дадите нам уйти и не задержите нас с применением силы, мы согласны покинуть монастырь». 'Так и произошло. За час до вечерни праздника святых апостолов Петра и Павла в главный храм монастыря вошли члены Священного Кинота и смогли отслужить там вечерню. Конечно, служба была простой, а не торжественной. Великое чудо Святых Апостолов! После вечерни для присутствующих был накрыт стол со скромным угощением, которое приготовили некоторые братья монастыря Филофей, пришедшие в Каракалл на праздник.

Затем состоялось заседание Священного Кинота, на котором присутствовал и я вместе со старцем Ефремом. После того, как было сказано многое, обратились к старцу Ефрему: «Геронда, просим вас прислать сюда братьев, как и в другие монастыри, чтобы и этот монастырь тоже был укомплектован». Старец ответил: «Мы постараемся сделать что сможем, в меру наших сил». После этого он прислал в Каракалл отца Феофана, одного иеромонаха из монастыря Филофей, с восемью братьями, чтобы положить начало возрождению монашеской жизни. Но ситуация оставалась крайне тяжелой. Одни братья уходили, другие приходили.

Старец Ефрем после праздника святого Космы Этолийского[2] уехал из Филофея в Америку. Но в начале октября он поспешно вернулся.

В монастыре Каракалл дела обстояли очень плохо. Не было никакого порядка. Кроме того, отец Феофан часто страдал от желудочных кровотечений, и он был не в силах руководить монашеской общиной. Да он и сам того не хотел. Время от времени приезжал отец Савва, бывший врач, чтобы немного помочь в этой трудной ситуации, но все, по большому счету, оставалось без изменений.

После того, как отец Феофан перешел в Каракалл, я остался единственным иеромонахом в Священном монастыре Филофей. Я служил каждый день без перерыва с 30 июня до праздника святого Космы. В начале октября старец Ефрем позвонил мне и сказал: «Чадо мое, ты видел, что в Каракалле дела обстоят по-прежнему плохо и нет улучшений. Священный Кинот просил нас послать туда братьев. Но отец Феофан не может больше продолжать. Окажи послушание и пойди в Каракалл». Следует отметить, что отец Феофан на тот момент уже отказался от духовного руководства братством. Была ночь, до службы оставалось два или три часа (так мы обычно вставали). Я ему отвечаю: «Геронда, монастырю Каракалл, которому довелось столько претерпеть, нужен человек, способный выполнять обязанности игумена, и очень опытный. Вы знаете, насколько я немощен. Я не в состоянии взять на себя такую ​​задачу». Но он настаивал: «Иди, чадо мое, и за послушание Господь поможет тебе. Ты пойдешь туда за послушание». Я слышал, что он был расстроен. И тогда я ответил: «Буди благословенно, Геронда. Пойду и прошу ваших молитв». Он был очень рад. Таким образом, с октября, после отъезда Геронды Ефрема в Америку, я стал посещать монастырь Каракалл. Не в качестве игумена, конечно, потому что там еще был отец Феофан.

В конце концов, я окончательно перешел в этот монастырь в конце октября 1981 года, сначала неофициально. В середине ноября было проведено формальное голосование, чтобы показать, что игуменом меня назначает сам монастырь. Из старых отцов в монастыре оставались тогда старец Хризостом, который принял великую схиму, но жил за пределами обители. Незадолго до моего приход он вернулся обратно, потому что у него был очень высокий сахар и ему ампутировали ногу. Но он бы и не мог взять на себя обязанности игумена, потому что был начальником скита. Так же, как и старец Кондратий, который преставился в прошлом году, старец Пантелеимон и старец Матфей, который всегда пребывал в своем собственном мире. Таким образом, обязанности игумена пришлось взять на себя мне.

Все это было очень сложно. После произошедшего здесь бунта и нестроений, бесы предъявляли свои права… Демоническое воздействие чувствовалось со страшной силой. Вот что сказал преподобный Паисий Святогорец отцу Панарету Григориатскому: «Не ходи в Каракалл. Там тебе будет очень трудно, потому что бесы предъявляют свои права на это место». Преподобный Паисий очень любил наш монастырь, поскольку раньше здесь жило много отцов из Малой Азии, откуда он тоже был родом. Вечером, когда я ложился спать, приходили бесы с ножами, чтобы зарезать меня. Меня охватывал страх, и я становился на молитву. Долгое время я страдал от бесовских нападений. Но когда человек действует по послушанию, бесы не могут причинить ему вреда.

Мы читаем в «Отечнике» о том, как один епископ отправил своего послушника в город, далеко отстоящий от их монастыря. Когда послушник пришел в это место, он был весь мокрый от пота, потому что стояла жара, и ему захотелось искупаться в одной из общественных бань. Но в те времена перед тем, как открыть баню, на том месте совершали человеческое жертвоприношение. Поэтому бесы имели власть над такими местами, о чем мы читаем и в житии святого апостола Иоанна Богослова в Синаксаре от 26 сентября. После захода солнца, когда послушник пошел искупаться в бане, бесы захотели его утопить. Но, приблизившись к нему, они закричали: «А-а-а… он имеет благодать послушания!». И, не в силах нанести ему вред, они ушли прочь.

Нечто подобное произошло и в моем случае. Не потому, что я был достоин, а потому, что меня покрывало послушание. Таким образом, мы понемногу продвигались вперед — медленно, но верно. К нам приходили отцы из Филофея, но, сталкиваясь с трудностями, они уходили прочь. Тогда казалось непостижимым, как можно преодолеть все эти напасти! Наконец, по прошествии трех или четырех лет, к нам пришел первый послушник, который остался на этом месте. Это был отец Гедеон. Он учился на богословском факультете, но оставил его. Через год пришел отец Ефрем. Так мало-помалу стали прибывать новые отцы.

В то время старец Георгий из монастыря Григориат пригласил меня на праздник святителя Николая: «Приходи к нам на панигир, будешь предстоятельствовать на службе», — сказал мне он. На это я ему отвечаю: «Геронда, сейчас моя череда в нашем монастыре». Он говорит: «Как-нибудь да найдешь себе замену. Мы хотим тебя видеть у нас». Я и сам не знаю, почему старец Георгий вдруг так полюбил меня, недостойного. Я продолжал отказываться: «Кроме того, Геронда, не знаю, что и как говорить», — я сказал это потому, что, если бы я возглавил службу, мне пришлось бы говорить проповедь. «Не страшно, — говорит он мне. — Приходи, пожалуйста». Я ему говорю: «Мы маленькое братство». А он: «И в маленьком братстве есть своя благодать». В конце концов, я пошел. Должно быть, это было в 1985 или в 1986 году. Благодатный старец уважил мою просьбу и в конце службы сам произнес проповедь. Он приглашал меня на службы еще раза два или три. Но и раньше, в 1975 году, мне довелось побывать на престольном празднике этого монастыря, в день всех Григориатских святых. В то время я был иеромонахом в Филофее. Меня послал туда старец Ефрем, и меня поставили служащим священником. Среди приглашенных на праздник был и старец Гавриил Дионисиатский. Помню, как отец Андрей, секретарь монастыря, дал мне тогда немного денег «на чай».

Постепенно в наш монастырь стали прибывать новые отцы. Нас посещал и старец Ефрем, когда он приезжал из Америки, и он подбадривал меня. Впрочем, я никогда и не думал уходить, несмотря на множество трудностей. Я говорил себе: «Поскольку я выполняю послушание, Бог все управит. И нас не оставит Пресвятая Богородица». Эта мысль укрепляла меня, и мы потихоньку продвигались вперед. В 1988 году к нам пришел отец Иосиф. В тот год у нас, ко всему прочему, случился пожар. Возгорание произошло из-за удара молнии. Сгорел весь архондарик. Вскоре после этого загорелась часовня Святого Гедеона. Она чудом уцелела после пожара. В начале девяностых годов мы отремонтировали ее. А в 1990 году пожар случился в лесу. Огонь дошел до Григориата, Симонопетры, монастыря Святого Павла и Дафни. Только в нашем лесу выгорело около двух тысяч квадратных метров. Борьба с пожаром продолжалась две недели. Самолеты прилетали даже из-за границы, но они ничего не могли сделать. А 14 августа[3], накануне Всенощного бдения в честь Успения Пресвятой Богородицы, он погас сам собой. Пожар продолжался с 1 по 14 августа, по попущению Госпожи Богородицы.

В возрождении монашеской жизни на Святой Горе Афон помимо послушников преподобного Иосифа Исихаста участвовали и другие благодатные старцы, приехавшие сюда со своими братствами, такие как старец Емилиан (Вафидис), который пополнил братию монастыря Симонопетра, и старец Георгий (Капсанис), пополнивший братию монастыря Григориат. Богоматерь привела их для украшения Своего сада. Так же, как и старца Василия, который стал насельником монастыря Ставроникита. В молодые годы он стремился найти на Афоне исихастов, таких как старец Паисий, старец Димас и прочие. Он был великим молитвенником, вместе со старцем Григорием. Тогда под заботливой опекой Пресвятой Владычицы нашей Богородицы начался расцвет монашества в Ее Саду, на Святой Горе Афон.

 

Продолжение следует…



[1] греч. Μέγα Σπήλαιο, Великая Пещера.

[2] Равноапостольный Косма Этолийский подвизался в Священном монастыре Филофей, поэтому в день его памяти в этой священной обители богослужение проводится с особой торжественностью.

[3] Старец Филофей указывает все даты по старому (юлианскому) стилю.


@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

среда, 26 апреля 2023 г.

Будем хранить и преумножать теплоту своего сердца. // Часть 1. Сегодняшнее состояние нашего мира

 

Архимандрит Филофей

Игумен Афонского монастыря Каракалл

 

Духовные наставления досточтимого старца Филофея нынешним монахам. Священный монастырь Каракалл, 25 июля 2022 года 


Я, недостойный, весьма и весьма отстаю — и в духовной жизни, и в умении выражать свои мысли грамотным и красивым языком. Сейчас ко всему этому присоединилось ещё и ухудшение памяти, поскольку мне пошёл уже 88 год, однако я начну говорить и скажу вам о том, что положит Бог мне на сердце.


1. Сегодняшнее состояние нашего мира.

Мы действительно обеспокоены тем, куда сегодня движется мир с духовной точки зрения. Мы видим, что за несколько лет зло очень сильно продвинулось вперед. И совершенно очевидно, что все это происходит целенаправленно. Вероятно, одной из их целей является Греция. Мы видим, что, несмотря на окружение других народов, далеко отстоящих от веры, греческий народ по благодати Божией сохраняет нашу Православную веру и благочестие, унаследованное им от отцов. А теперь он со всех сторон подвергается нападениям. Все это нас очень тревожит.

Мы видим, что и во время пандемии коронавируса правители применяли суровые и жесткие меры в основном именно в этой стране Европейского Союза. И мы видели, какие огромные масштабы приняло применение этих мер. Были закрыты наши храмы; было запрещено участвовать в богослужении, а к нарушителям применялись жесточайшие наказания. Мы спросили некоторых греков, которые живут за границей — в Германии, Нидерландах и других странах — и они сказали нам, что носить маски и делать прививки они могли по своему желанию, на них не оказывали давления. А какие меры были введены в Греции! Как их назвать? Жесточайшие и бесчеловечные. Было осуждено столько врачей и медсестер; им урезали зарплату, увольняли с работы... В результате, в больницах возникли серьезные проблемы. Мне недавно рассказали об одной беременной женщине, которая, чувствуя приближение родов, поехала в больницу. Поскольку там не было нужных врачей, ее отправили в другую больницу, и, в итоге, она потеряла ребенка. Подобное происшествие было и на Крите. Одного больного, который обратился в больницу, перенаправили в другое место для оказания помощи. Однако он не успел добраться туда, потому что умер в пути! Какой хаос начался в стране, когда отправили в бессрочный отпуск за свой счет семь тысяч врачей и медсестер, не привитых от коронавируса!..

Нас беспокоят и антиевангельские законы, которые пытаются преподавать даже детям начальной школы и младенцам в детском саду. Эти пагубные законы распространяют так называемое «половое воспитание». Недавно мы видели, что в этом замешаны даже некоторые иерархи Церкви, как это было с крещением детей, усыновленных гомосексуалистами[1]: оно было организовано так скрытно и подло, что даже епископ не знал, что происходит во вверенной ему епархии. Мы очень переживаем в связи со всем этим. Куда и к чему мы движемся?

Большинство нашего народа беспокоится в связи с этими событиями и выражает свой протест, свое несогласие с ними. Слава Богу, что во время пандемии многие священники, заботясь о людях, совершали тайные богослужения, а некоторые служили открыто, несмотря на то, что их подвергали различным наказаниям, подавали на них жалобы в полицию и иски в суд. Очень многие священники и в Афинах, и в Салониках, и в провинции, и в городах — точно так же, как в годы турецкого владычества, когда организовывали тайные школы для греческих детей, — спасали народ Божий, желавший ходить в церковь и жаждущий Святого Причастия и участия в других Таинствах. Эти примеры, которые мы видели в наше время, как со стороны многих священнослужителей, так и со стороны верующих людей, не оставят никого равнодушным. Возможно, когда-нибудь нам станут известны и другие случаи, которые пока сокрыты.

Великой жертвой нашего времени является молодежь, которая терпит огромный ущерб от интернета, мобильных телефонов и других электронных устройств. При этом, те, кто находится у власти, намеренно культивируют взаимодействие молодого поколения с интернетом. Вы помните, что они сделали? Они предоставили финансовую субсидию на использование интернета некоторым студентам, чтобы они согласились на прививку. А тех, кто не согласился, лишили возможности участвовать во многих мероприятиях. Они обманным путем пытались ввести в заблуждение молодых ребят и понудить их к вакцинации под предлогом того, что за это они смогут пользоваться некоторой относительной свободой! И тем самым они увлекли за собой и множество молодых. Но теперь мы уже видим результаты вакцинации. У многих людей, сделавших прививки, обостряются хронические недуги и серьезные заболевания и они умирают!

К сожалению, сегодня в нашем народе сильно ослабла религиозность, живое чувство Православной духовности. Возникает вопрос. Как нам прийти в себя? Конечно, некоторая часть наших христиан неуклонно пребывает в вере. Многие христиане подвизаются с духовным благородством, и они сподобляются великих благословений Божиих. Но большой процент людей отупели духовно. Они не осознают, что такое исповедь, что такое участие в богослужении и в других таинствах Церкви. Их религиозность весьма поверхностна.

Но даже мы, сегодняшние монахи, не таковы, как были монахи в прошлом. Насколько ослабло монашеское покаяние! Помнится, что в прошлые годы Священный Кинот был более горяч в вопросах веры, когда в него входил настоятель монастыря Григориат о. Георгий (Капсанис), о. Феоклит Дионисиатский, наш старец Ефрем, представитель (антипросоп) монастыря Филофей старец Евгений и другие. Как живо мы тогда реагировали на все возникающие проблемы — догматические и духовные! Духовная чувствительность Священного Кинота была столь высока, что он очень быстро выражал свою позицию по самым различным вопросам, например когда хотели — как это происходит и сейчас — внедрить новый документ, «карту гражданина»! В то время Святая Гора Афон выступила категорически против этого новшества, как и Священный Синод Элладской Церкви. Тогда против этих карт выступил и народ. К сожалению, сегодня, если все будет идти таким же образом и дальше, эта карта будет принята — если не произойдет какое-то непредвиденное событие, благодаря которому все вернется на круги своя.

То же самое происходит и в духовных вопросах. Если настолько ослабли мы здесь, на Афоне, то что уже говорить о живущих в миру? Поэтому прежде всего именно мы — святогорцы, духовники, Священный Кинот — должны снова вернуться на былую высоту. Нас очень беспокоит сложившаяся ситуация. На сколько важных вопросов мы закрываем глаза! Простите меня, но я очень переживаю за будущее Святой Горы Афон, так как мы впали в обмирщение. Я опасаюсь даже за безопасность Афона: за то, что может быть отменен «аватон» — запрет на посещение Святой Горы женщинами. Я точно не знаю, произойдет ли это в действительности, возможно, я ошибаюсь. Видя, что стали бесплодными мы — монахи, живущие в таком святом месте, как Сад Пресвятой Богородицы, подобного которому нет на земле, — как будут вести себя люди, живущие в миру? Да сохранит нас всех Пресвятая Богородица!

Конечно, было бы кощунством говорить, что благодать Святого Духа не во всякое время может поставлять на служение благодатные души — будь то из иерархов, из монашествующих или из мирян. Мы должны об этом молиться. Будем просить Бога, чтобы благодать Всесвятого Духа снова воздвигла на ниве Божией таких делателей, таких благодатных людей, которые будут заботиться о духовном возрождении нашего народа. Ведь одних только человеческих усилий недостаточно, чтобы коренным образом изменить ситуацию, сложившуюся ныне.

 

Продолжение следует…



[1] Это крещение было совершено в святом храме в честь иконы Божией Матери «Фанеромени» (Явленная) в священной митрополии Глифады 9.07.2022 года.


@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

вторник, 25 апреля 2023 г.

Об участии верующих в Таинстве Божественного Причащения (архимандрит Илия Мастроянопулос)

 

За последнее десятилетие мы не раз замечали, что во время святых праздников Пасхи и Рождества Христова перед Святой Чашей толпится множество верующих. Они буквально расталкивают друг друга, чтобы получить Божественное Причастие, несмотря на то, что даже не следили за службой, а некоторые, возможно, не подготовились к Причастию должным образом. И ещё один огорчительный факт: большинство из пришедших в храм в эти великие праздники не причащаются в остальное время года: или по неведению, или по причине различных предрассудков.

понедельник, 24 апреля 2023 г.

В Неделю о Фоме (архимандрит Георгий Капсанис)

Неверие Фомы было попущением Божиим. Чтобы все ученики Христовы убедились в том, что Господь действительно воскрес. С этой точки зрения, недостаток веры принес некую пользу. Никакое неверие не бывает хорошим; но поскольку оно произошло по попущению Божию и способствовало доказательству того, что Христос воистину воскрес, в данном случае неверие Фомы называется «добрым неверием» [1]. Здесь мы снова видим любовь нашего Господа и великое человеколюбие Его. То человеколюбие, за которое Он был распят, после чего Он воскрес. И теперь Он снова смиренно жертвует Собой ради человека. И Он снова нисколько не заботится о Себе. Он соглашается, чтобы Его ученик, страдающий от маловерия, прикоснулся к Нему, и это тоже является примером великой любви, всепрощения и снисходительности Спасителя к людям.

Христос относится к Своим ученикам «по икономии», со снисхождением. Если бы Он проявил строгость, то не дал бы Фоме прикоснуться к Себе. Ему следовало бы укорить Фому и сказать: «Для чего ты хочешь Меня потрогать? Мы вместе уже три года, и ты до сих пор не веришь Мне, тебе нужны еще доказательства?». Но вы видите, как Господь снисходит к немощи Своего ученика и позволяет ему прикоснуться к Себе.

Это показывает также и нам, что мы должны с любовью обходиться с нашими братьями, быть снисходительными к их падениям и слабостям. Не закрывать глаза на зло, потому что тогда мы нарушили бы заповеди Божии. Но относиться с пониманием к немощам ближних и, где нужно, оказывать им снисхождение. Однако это должно совершаться не во вред немощным братьям, а являться временной мерой, пока брат, в отношении которого применяется снисхождение, не «созреет», и тогда мы сможем требовать от него большего. Это, конечно, касается тех, кто также имеет бóльшую духовную ответственность в братстве. Однако, в любом случае мы все научаемся быть терпеливыми к своим братьям и относиться к их немощи с пониманием. И это потому, что мы унаследовали больную человеческую природу. Наша природа – падшая. Это природа не первого Адама, то есть та, что вышла из рук Божиих, а природа зараженная и поврежденная грехом до самых потаенных глубин. И по этой причине до самых глубин своего существования она больна. Должна прийти благодать Божия, чтобы уврачевать и исцелить ее.

Да благословит же Господь и нас с вами и да потерпит Он наши немощи, и в то же самое время да подаст Он нам стремление ко Христу, желание духовной любви, чтобы мы победили свои недостатки, потрудившись на совесть. Давайте-ка зададим себе вопрос: «Коль у нас есть такой добрый Господь, такой человеколюбивый Бог, зачем же нам огорчать Его?». И это чувство, что каждый наш грех огорчает Бога, заставит нас не только покаяться, но и подвизаться, чтобы одержать победу над грехом, который, по учению св. Иоанна Златоуста, есть истинное зло, существующее в мире. Помните, как говорил св. Иоанн Златоуст: «Ничто не является злом само по себе: ни болезнь, ни смерть, ни бедность. Потому что они не препятствуют нашему спасению и не отделяют нас от Бога. Есть только одно зло — грех, потому что он отделяет нас от Бога»[2].

Так давайте же будем просить Господа, молитвами святого славного апостола Фомы, помочь и нам в борьбе с маловерием и грехом. Пусть между нами и Святым Богом не будет ничего, что воспрепятствовало бы Ему посетить нас и поселиться в наших сердцах. Потому что грех — это стена и преграда, которая отделяет нас и от Бога, и от наших братьев. А когда мы каемся, когда плачем о своих грехах и боремся с грехом, эти стены рушатся, и мы свободно общаемся и с Богом, и с людьми. Как пали стены Иерихона, когда Иисус Навин совершил вокруг них семь шествий [3], точно так же падет и грех, и тогда освободится душа. Ведь именно это и есть истинная свобода — чтобы человек преодолел свое греховное состояние. И тогда он действительно станет свободным, сыном Воскресения, сыном Божиим и наследником Царствия Небесного. 


[1] Цветная Триодь, Вел. Вечерня Недели Антипасхи (Ап. Фомы), стихира 4 Вечерни.

[2] Св. Иоанн Златоуст: «Беседа на слова пророка [Исаии]: Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия», PG 56 146-152,

[3] Кн. Иисуса Навина 6, 12-20.


Источник: ΑΡΧΙΜΑΝΔΡΙΤΟΥ ΓΕΩΡΓΙΟΥ, ΚΑΘΗΓΟΥΜΕΝΟΥ ΤΗΣ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΟΣΙΟΥ ΓΡΗΓΟΡΙΟΥ ΑΓΙΟΥ ΟΡΟΥΣ, ΟΜΙΛΙΕΣ ΣΕ ΕΟΡΤΕΣ ΤΟΥ ΠΕΝΤΙΚΟΣΤΑΡΙΟΥ ΚΑΙ ΣΕ ΚΥΡΙΑΚΕΣ (ΤΩΝ ΕΤΩΝ 1981-1991), Δ'. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΟΣΙΟΥ ΓΡΗΓΟΡΙΟΥ, ΑΓΙΟΝ ΟΡΟΣ, 2018, - σ. 59-62.

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

четверг, 20 апреля 2023 г.

В светлый день Пасхи Христовой мы становимся причастниками священной радости Воскресения, превышающей всякий разум!

 

«Мы переживаем Воскресение, как если бы мы лично пришли ко Гробу Христову. Ликование о победе Христа рассеет любой страх и любую тьму в нашей жизни».

 

Элевтерий Андронис

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе Господь!

Никакой другой победный возглас не содержит в себе столько радости, столько успокоения, столько утешения и веселия, как «Христос Воскресе!». Каждый раз, когда он исходит из наших уст, мы становимся причастниками неизреченной радости, которую испытали ученики, увидев воскресшего Господа. Слыша его, тень смерти содрогается от страха и отходит в сторону.

Невозможно в узах могилы удержать Начальника жизни. Христос воскрес из мертвых, и тем самым Он открыл путь для нашего собственного воскресения. Он предвозвестил воскресение всех умерших, которое совершится во время Его второго Пришествия.

Слушая, как в церкви поют «Христос Воскресе!», чувствуешь, что в этот момент земное и небесное сливаются воедино, живые встречаются с усопшими, видимые вступают в содружество с невидимыми, и Воинствующая Церковь Земная поет единым радостным хором с Церковью Небесной и Торжествующей.

Священное ликование о Воскресении, превосходящее всякий разум, разрушает созданную из праха земного власть рационализма, сокрушает нигилизм любой эпохи, делает философии мира сего похожими на ходячих мертвецов.

Έκκληση των κληρικών της Ορθόδοξης Εκκλησίας της Γεωργίας για υποστήριξη του ποιμνίου της διωκόμενης Ουκρανικής Ορθόδοξης Εκκλησίας υπό τον Μητροπολίτη Ονούφριο

 


Πρωθιερέας Δαβίδ (Isakadze), Ιερός Ναός της Αγίας Μεγαλομάρτυρος Μαρίνας: «Έχουμε αφιερώσει παμπολές ομιλίες σε ό,τι συμβαίνει γύρω από την Εκκλησία στην Ουκρανία. Δυστυχώς, ο Οικουμενικός Πατριάρχης Βαρθολομαίος έπαιξε μεγάλο ρόλο στη συγκρότηση της σχισματικής ομάδας του ψευδομητροπολίτη Επιφάνιου, η οποία σήμερα διώκει την Ουκρανική κανονική Εκκλησία υπό την ηγεσία του Μακαριωτάτου Μητροπολίτη Ονουφρίου. Ενήργησε παρεμβαίνοντας παράνομα στη δικαιοδοσία άλλης Εκκλησίας, κάτι που αποτελεί κανονική παράβαση και υπόκειται σε τιμωρία. Ελπίζουμε ότι θα τον κρίνει η Σύνοδος της Εκκλησίας, και αν αυτό δεν συμβεί σε αυτόν τον κόσμο, τότε δεν θα μπορέσει να γλυτώσει από την Κρίση του Θεού. Ταυτόχρονα, στην Ουκρανία καταπατούνται τα δικαιώματα των Ορθοδόξων Ουκρανών. Προσευχόμαστε για τους Ουκρανούς Ορθόδοξους αδελφούς και αδελφές μας. Όταν ο Άγιος Γρηγόριος ο Θεολόγος έφτασε στην Κωνσταντινούπολη, υπήρχε μόνο μία ορθόδοξη εκκλησία, οι Αρειανοί κατέλαβαν όλα τα άλλα, αλλά μετά θριάμβευσε η Ορθοδοξία. Έτσι, θα νικήσει και η Ορθοδοξία στην Ουκρανία».

Πρωθιερέας Δαβίδ (Nozadze), Ιερός Ναός των Αγίων Μάρκου του Ευγενικού, Φωτίου του Μεγάλου και Γρηγορίου του Παλαμά: «Μπορεί να ειπωθεί ευθέως ότι η Ορθοδοξία στην Ουκρανία διώκεται τόσο από τις αρχές όσο και από απίστους, διατυπώνονται ψευδείς κατηγορίες και οι πιστοί αδιάκριτα στιγματίζονται ως «πράκτορες της Ρωσίας». Ο Μητροπολίτης Ονούφριος και το ποίμνιό του αφιέρωσαν όλη τους τη ζωή στην αναβίωση της Ορθοδοξίας στην Ουκρανία. Αν έχει συμβεί κάτι καλό, όλα αυτά οφείλουν στους κόπους τους» (διαβάζει τις επιστολές των Πατριαρχών Σερβίας και Αντιοχείας).

Πρωθιερέας Γουράμ (Gamtsemlidze), Ιερός Ναός των Αγίων Βασιλείου του Μεγάλου, Γρηγορίου του Θεολόγου και Ιωάννου του Χρυσοστόμου: «Στην Ουκρανία γίνεται θρησκευτικός πόλεμος κατά της Ορθοδοξίας, ο οποίος διεξάγεται από τις Ηνωμένες Πολιτείες, τη σατανική συλλογική Δύση και την ουκρανική ναζιστική κυβέρνηση, με τη βοήθεια του Πατριάρχη Κωνσταντινουπόλεως Βαρθολομαίου. Ο σατανισμός και ο ναζισμός αλληλοσυμπληρώνονται καλά. Στο πλευρό της Ορθοδοξίας είναι η Xάρις της αδιάλειπτης αποστολικής διαδοχής, από την άλλη πλευρά είναι το σχίσμα και η ασέβεια».

Ιερέας Φώτιος (Zumbadze), Ιερός Ναός της Αγίας Μεγαλομάρτυρος Μαρίνας: «Ο βανδαλισμός και η δίωξη της κανονικής Ουκρανικής Ορθοδόξου Εκκλησίας διεξάγονται από κοινού από την κυβέρνηση-μαριονέτα του Ζελένσκι, τους Ουνίτες και τη σχισματική ομάδα του Επιφάνιου. Στο Λβόφ και στο Ιβάνο-Φρανκίβσκ υπάρχουν περιπτώσεις εμπρησμών ορθόδοξων εκκλησιών, της μαζικής καταστροφής μέσω βαρέως εξοπλισμού και εμπρησμού με βόμβες μολότοφ, βεβήλωσης εικόνων και άλλων ιερών κειμηλίων και κατάληψης εκκλησιών. Σε βεβηλωμένους ναούς, οι Ουνίτες και οι σχισματικοί οργανώνουν από κοινού ευχαριστιακές προσευχές-παράκλειες, διοργανώνουν συναυλίες στο ιερό χώρο της εκκλησίας, λατρεύουν τον Περούν - διεξάγουν ειδωλολατρικές τελετουργίες. Και όλα αυτά πραγματοποιούνται μέσα από κοινές, συντονισμένες ενέργειες της κυβέρνησης και αυτής της άχαρης θρησκευτικής ομάδας . Συμφωνώ με τους πατέρες: όλα αυτά συμβαίνουν σύμφωνα με τις οδηγίες που ελήφθησαν «από πάνω». Εκφράζουμε επίσης την υποστήριξή μας στον στον Μητροπολίτη Βίσγκοροντ κ. Παύλο, Ηγούμενο της Λαύρας των Σπηλαίων του Κιέβου, ο οποίος κατηγορήθηκε για βοήθεια στη ρωσική επιθετικότητα και διαθρησκευτικές διαμάχες και τέθηκε σε κατ'οίκον περιορισμό. Επίσης, πολλοί είναι δυσαρεστημένοι με το γεγονός ότι ο Μητροπολίτης Παύλος δεν αναγνωρίζει τους σχισματικούς. Ο Μητροπολίτης απαντά: Αν πω κάτι άλλο για την κανονικότητά τους, θα είναι αμαρτία ενώπιον του Θεού».


@Μετάφραση «Κάλαμος ὀξυγράφου».

суббота, 15 апреля 2023 г.

Слава, Господи, Святому Воскресению Твоему! (архимандрит Афанасий Анастасиу)

  

Слава, Господи, Святому Воскресению Твоему!

Архимандрит Афанасий (Анастасиу)

Проигумен монастыря Великие Метеоры

Радостное событие Воскресения Христова рождает в наших душах восторг и святую радость, чувства любви и всепрощения. Святой Свет Его Воскресения освещает своим сиянием и землю, и небо, и наши души. Переполненное священным волнением и трепетом, все наше существо поет пасхальную песнь «Христос Воскресе!», а все творение, окружающее нас, радостно восклицает в ответ: «Воистину Воскресе!».

Весь наш православный народ — постившиеся и непостившиеся, воздержные и нерадивые, богатые и бедные, первые и последние, известные и неизвестные, верующие и сомневающиеся — весь наш православный народ, объединенный неповторимым величием этого потрясающего чуда, участвует в духовном пиршестве этого величайшего праздника нашей Веры.

Воскресший Господь Иисус Христос, Спаситель падшего Адама, есть Центр неба и земли, Центр нашей истории и нашей веры, Центр Священного Писания и богослужения. А для того, чтобы событие Воскресения произошло и с нами лично, Он должен быть также и Центром нашей души, нашего ума, нашего сердца и всего нашего бытия. Он должен быть целью нашей жизни, нашей радостью, нашим желанием и Тем, Кого мы жаждем увидеть от всей души…

пятница, 14 апреля 2023 г.

Обращение священнослужителей Грузинской Православной Церкви в поддержку паствы преследуемой Украинской Православной Церкви под омофором митрополита Онуфрия


Протоиерей Давид (Исакадзе), церковь святой Великомученицы Марины: «Мы посвятили не одну беседу тому, что происходит вокруг Церкви в Украине. К сожалению, Вселенский Патриарх Варфоломей сыграл большую роль в формировании раскольнической группировки лже-митрополита Епифания, которая в настоящее время преследует украинскую каноническую Церковь под руководством митрополита Онуфрия. Он действовал, незаконно вмешиваясь в юрисдикцию другой Церкви, что является каноническим нарушением и подлежит наказанию. Надеемся, его будет судить церковный Собор, и если этого не произойдет в мире сем, то он никуда не уйдёт от Суда Божия. При этом, в Украине в первую очередь нарушаются права украинских православных. Мы молимся за наших украинских православных братьев и сестер. Когда святитель Григорий Богослов приехал в Константинополь, там был только один православный храм, все остальное захватили ариане, но затем Православие восторжествовало. Точно так же Православие победит и в Украине».

четверг, 13 апреля 2023 г.

И этот взгляд будет наихудшим мучением…

Господь только что был схвачен после предательского поцелуя Иуды в Гефсиманском саду и среди ночи приведен «в дом первосвященника»[1]. Петр, следуя за Ним издалека, входит во двор первосвященника и смешивается с толпой и слугами, которые разводят костер, чтобы согреться.

Петр кажется слугам подозрительным; они задают ему вопросы, не знаком ли он со Христом и не был ли он одним из Его учеников. Эти вопросы застигают Петра врасплох и он, неожиданно для себя самого, трижды отрекается от Христа. Причем на третий раз, чтобы отвести от себя подозрение, Петр даже начал клясться и божиться[2]. Сразу же после этого запел петух.

И тогда, в этот самый момент, «Господь, обратившись, взглянул на Петра»[3]. Стоя перед первосвященником на допросе, который проводили члены Синедриона, Он слегка поворачивает голову в ту сторону, где находится Петр. Его взгляд, пробегая сквозь безымянную толпу, ищет взгляд Петра далеко во дворе. И они встречаются глазами. Море боли и печали, переполнявшей очи Христа, заставляет Петра мгновенно опомниться.

Христос не бросает в Петра громы и молнии, не налагает на него никакого наказания за его отречение. Он просто показывает Петру, насколько Ему больно. Самым страшным мучением для Петра был этот взгляд Христов. И тогда Петр, «выйдя вон, горько заплакал»[4].

Но в последние времена картина будет иная. Сын Человеческий приидет «на облаках небесных с силою и славою великою»[5].