
Сегодня наша Церковь, дорогие мои, празднует Рождество великого пророка и Крестителя Иоанна. Святой Иоанн Предтеча — это выдающаяся личность и величайший из пророков в истории человечества (см. Мф. 11, 11). Среди добродетелей, которыми был наделен этот последний пророк Ветхого Завета, особенно выделялась добродетель смиренномудрия. Вы только представьте себе, каково это было: в то время, когда он достиг вершины славы, когда молва о нем разнеслась по всей Иудее, Самарии и Галилее и он стал самым известным и всенародно почитаемым человеком, он публично заявил, с глубочайшим и искреннейшим смирением: «Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3, 29-30). Что значит: «Я преисполнен радости о том, что Его славе подобает расти, а моей — умаляться». Кто такой «Он»? Это Мессия, «Муж, идущий за мною, но Который стал впереди меня» (Ин. 1, 30). Слова «Идущий за мною» означают, что Спаситель явил Себя миру позже по времени, а слова «впереди меня» означают качественное превосходство. «Он выше меня». «Его слава будет возрастать, а моя померкнет и угаснет подобно тому, как утренняя заря закрывается солнцем».
И это его великое
смирение, дорогие мои, было не просто словами. Эти слова подтверждались целой чередой
его действий. Эти слова показывали образ его мышления. Однажды священники привселюдно
спросили св. Иоанна Крестителя, не он ли Христос. «Христос» означает Мессия;
Тот, кто приходит спасти Свой народ; Мессия — это еврейское слово, а «Христос» —
греческое; оно происходит от глагола χρίω и означает «Помазанник». Тот, кто
помазан для какой-то особой цели, и эта цель — спасение людей.
Св. Иоанн
Предтеча не присваивает себе чужих титулов и чужих званий. Что он говорит? «Нет.
Это не я» (Ин. 1, 20). «Может быть, ты Илия?». Они задали этот
вопрос, потому что в Священном Писании было написано, что Илия возвратится. Об этом
говорится, например, в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Но и на это Он отвечает:
«Нет, не Илия» (Ин. 1, 21). «Кто ты? Не ты ли тот пророк, о котором
говорил Моисей?». «Нет, это не я». А затем Честной Предтеча дает им
ответ, что он всего лишь «глас вопиющего в пустыне» (Ин. 1, 23), ничего
более. Он называет себя просто голосом. «Я ничего из себя не представляю, я — просто
голос того, кто кричит в пустыне». Эти слова показывают большое смирение Честного
Предтечи, о котором Сам Господь наш Иисус Христос засвидетельствовал, что «из
рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лк. 7, 28). И этот пророк, величайший из
рожденных женами, имеет такое смирение!
О, как прекрасна
эта добродетель, святое смирение... Мы видим множество примеров смирения в
священной истории. Эта добродетель, безусловно, украшает всех святых — никто не
мог бы стяжать святости, не имея смирения.
Но что же такое
смирение? Преподобный Исаак Сирин говорит нам, что это «одеяние Божества». Если
бы смирение не было одеянием Божества, то Иисус не пришел бы к Иоанну на
Иордан, чтобы креститься. Но что я говорю? Он не пришел бы и на нашу грешную землю.
Для того, чтобы Сын Божий пришел спасти нас, понадобилось, чтобы Божество
облеклось одеждой смирения; эта добродетель свойственна Богу, посему Сын и
Слово Божие преклонил небеса и сошел сюда, к нам на землю.
И любой человек,
который стремится жить смиренно, несомненно, уподобляется Богу и является чадом
Божиим. Преподобный Исаак Сирин так характеризует смиренного человека: «Смиренный
человек всех любит, и его все любят. Все желают его, и на всяком месте, куда ни
приближается, взирают на него, как на ангела света, и воздают ему честь. Если и
начнут речь мудрый или наставник, то они умолкнут, потому что место говорить
уступают смиренномудрому. Очи всех устремлены на его уста, в ожидании, какое
слово изыдет из них. И всякий человек ожидает словес его, как словес Божиих.
Его краткое слово то же, что слова мудрецов, в которых они излагают мысли свои.
Слова его сладостны слуху мудрых более, нежели сот и мед гортани. Все приемлют
его, как Бога, хотя он и неучен в слове своем, уничижен и невзрачен по виду
своему»[1].
Так говорит преподобный Исаак Сирин, который много писал о добродетели
смиренномудрия.
Смирение, дорогие
мои, является некоей таинственной силой, которая подчиняет себе все окружающее и
незримо оказывает влияние на других. Это добродетель, которая даруется стяжавшим
все остальные добродетели. Она не предшествует остальным добродетелям, но увенчивает
их собою. Чтобы обрести смирение, нужно получить опыт и всех других добродетелей
тоже. Смирение — это не самоуничижение, как думают некоторые. Это познание себя
такими, как мы есть. Глубокое познание того, что мы представляем.
Святитель Василий
Великий на вопрос, что такое смирение, отвечает следующим образом: «Отказ от ложного образа мыслей и превозношения, и горделивого возвеличивания
себя, и возвращение от пустого самомнения к своему истинному достоинству»[2]. Чтобы вкусить
опыт смирения, нужно уйти с мнимой «высоты», отложить превозношение и спуститься на землю. Я бы очень хотел, чтобы вы запомнили последние три слова из того определения,
которое дал святитель Василий Великий. Что такое смирение? Это «возвращение к своему истинному достоинству». Вернись на то место, которое
принадлежит тебе по праву. Что это значит? Это значит, что гордый и высокомерный человек не осознает
истинного положения вещей и поставляет себя на некую воображаемую высоту, а не на
то место, которого он заслуживает. По сути, такой человек пребывает в прелести.
Но он должен прийти в себя и увидеть, что он представляет на самом деле. Нужно «вернуться
к своему истинному достоинству», не завышенному ложным возвеличиванием себя. Это
имеет огромное значение. Человек не может смириться, если он не поймет, каков он на самом деле.
Смирение затрагивает человеческое существо во всей его совокупности. Оно проникает во все составляющие
человеческой личности — нравственный аспект, интеллектуальный аспект и материальный
аспект (достаток и телесные силы). Давайте рассмотрим эти три аспекта, чтобы мы могли сделать
правильные выводы и понимать, как нам действовать, чтобы достичь, насколько
возможно, этой прекрасной добродетели, одеяния Божества.
Первое — это смиренное
помышление о своем нравственном состоянии. Что это такое? Это познание,
осознание нашей греховности. Смирение проявляется в сосредоточении сердца,
обращении его внутрь, в то время как высокомерие обращает сердце вовне. Обратив
свое сердце к рассмотрению своих грехов и упущений, человек видит свою истинную
ценность, свое истинное положение и осознает, что он есть на самом деле. Св. апостол
Павел, дорогие мои, ведя духовную жизнь, прошел три степени, три ступени смирения.
Первая ступень: «Я наименьший из апостолов» (1 Кор. 15, 9). Самый последний.
Не в хронологическом смысле, а в качественном. И это говорит о себе великий,
первоверховный апостол Павел… Вторая ступень. Он говорил: «Я последний из всех
человеков», называя себя худшим из людей. И третья ступень: «Я последний
из грешников». Если первоверховный апостол Павел видел себя последним из апостолов,
из всех людей, последним из грешников, то что остается нам с вами? Мы должны молиться
о себе как мытарь из евангельской притчи о мытаре и фарисее.
Перейдем, дорогие
мои, ко второму. Смиренное помышление о своих интеллектуальных способностях.
Что это значит? Это точное познание того, на что мы способны. Каждый человек
имеет определенные дарования, заложенные в него Богом. Нет ни одного человека,
который не получил бы от Бога какой-нибудь дар. Некоторые люди считают себя
обделенными и говорят: «Бог ничего мне не дал». Даже если бы это было и так, ты
должен помышлять, что Бог даровал тебе бессмертную душу. Разве это не огромное достояние?
Но, как правило, все мы имеем способности, те или иные. Здесь будь очень внимателен.
Помышляй о своих способностях так: «Все это не мое, но даровано мне Самим Богом.
Только Ему принадлежит это достояние».
Вот почему св. апостол
Павел писал в Послании к Римлянам: «Не
думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры,
какую каждому Бог уделил» (Рим. 12, 3).
«Не думайте о
себе более» означает, что мы не должны превозноситься. Это включает в себя
и другое состояние, о котором я расскажу ниже… Иногда, если человек не ценит то, что даровано
ему Богом и презирает полученные от Него таланты, он доходит до другой
крайности, которая называется «комплекс неполноценности». Человек, который
испытывает чувство собственной неполноценности, на самом деле страдает от гордости.
Да! Человек, имеющий комплекс неполноценности, далек от смирения. Тот, кто
говорит: «Какие же мы бедные и несчастные...», на самом деле болезнует гордыней…
Поэтому Павел в
своем Втором послании к коринфянам говорит: «способность наша от Бога» (2 Кор. 3, 5). Правильно
поступает тот, кто, рассматривая свои способности и таланты, благодарит за них
Бога и направляет их на служение Церкви и во умножение славы Божией. Мы должны не
закапывать свои таланты в землю, отказываясь, отрицаясь от них, но прославлять
ими Бога, принося Ему добрый плод от даров, которые мы получили от Него.
Мне вспомнился
один рассказ из школьного детства, который назывался «Сократ и бумага». Под
словом «бумага» подразумевается тот материал, на котором писали в древности,
не важно, был ли это пергамент, папирус или что-то иное... Сократ был известным
мудрецом своего времени. Это был человек замечательных дарований! Я полюбил его
еще со школьной скамьи, когда мы проходили историю. Некоторые изречения Сократа
сохранились, поскольку их записал его добрый и великий ученик Платон. Однажды он
сидел на рынке, беседовал с молодежью, вел дискуссии и решал разные задачи… Так
вот, Сократу сказали: «Ты говоришь очень умные вещи, почему бы тебе не записать
их на бумаге? Пусть останутся в книге. Сколько людей записывают свои изречения,
почему бы и тебе не сделать то же самое?». И знаете, что он ответил? «Я считаю
бумагу намного более ценной, чем вся моя «мудрость». Было бы жаль тратить бумагу
на нее». Это сказал великий мыслитель Сократ. Живший в дохристианскую эпоху.
Знаете, что заявил
однажды Ньютон, этот великий ученый, когда некто похвалил его выдающийся ум, вклад
в науку и знаменитость? «Не знаю, как меня воспринимает мир, но сам себе я
кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, который развлекается тем,
что время от времени отыскивает камешек более пёстрый, чем другие, или красивую
ракушку, в то время как великий океан истины расстилается передо мной
неисследованным». Так ответил великий Ньютон, который, произнося имя Бога, всегда
снимал шляпу. По-настоящему мудрые люди имеют смирение. И они невысоко
отзываются о себе, что всегда нас весьма удивляет. Очень важно никогда не
превозноситься своими умственными способностями. В высшей степени важно…
Перейдем теперь к
третьему виду смирения — к смиренному помышлению о своем материальном
достатке и физических силах, к так называемому «материальному» смирению.
Что это такое? Мы должны иметь истинное понимание наших физических данных и наших
имущественных возможностей. В 25-й главе книги Премудрости Иисуса, сына
Сирахова, говорится: «Три рода людей возненавидела душа моя, и очень
отвратительна для меня жизнь их: надменного нищего, лживого богача и
старика-прелюбодея, ослабевающего в рассудке» (Сир. 25, 3-4).
Я остановлюсь на
первом — гордый бедняк. Дорогие мои, мы должны всячески избегать превозношения.
Очень хорошо взвешивать, что у нас есть, а чего у нас нет. Ну, а если мы имеем
достаток, он не должен становиться поводом для гордости. Если кто-нибудь скажет,
что он богат, я задам вопрос: как ты приобрел свое имущество? Справедливо? А
может быть неким неправедным путем и махинациями? Если ты приобрел свое
богатство нечестно, то забейся в какой-то укромный угол и не смей показаться людям
на глаза, потому что они будут обвинять тебя. Если же ты приобрел свое
имущество честно, то воздай хвалу Богу.
У евреев было страшное
заблуждение: если кто-то был богат, они считали его добродетельным, «потому что,
— говорили они, — Бог увидел его добродетель и вознаградил за это богатством». Именно
так помышляли евреи! Увы...
На самом деле
верно обратное: добродетелью является нестяжание, добровольная бедность и отказ
от обогащения. Вспомним евангельские блаженства. То, где упоминается нищета,
стоит самым первым. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Все святые были
бедны и сознательно стремились к нестяжанию, во всех смыслах этого слова. Ради
Царства Небесного они отказывались от всего, причем добровольно. Эта евангельская
нищета имеет большое значение. А когда неимущий человек помышляет о себе
высоко, это свидетельствует о недостатке ума.
Рассмотрим теперь
наши физические качества. Некоторые хвалятся своей силой, способностью быстро
бегать, крепким здоровьем… Разве может быть это предметом для гордости, дорогой
ты мой человек? Один удар — и ты повержен на землю. Одна болезнь, какой-то
маленький микроб, и ты падаешь с ног. Ты гордишься тем, что здоров, что силен,
что ты обладаешь теми или иными качествами… Знаешь ли ты, что ждет тебя завтра?
Мы не должны гордиться ни своим здоровьем, ни богатством, ни своими
способностями, какими бы они ни были, потому что это гордыня. Или, например,
некоторые покупают машину, чтобы на них все смотрели... Нет ничего плохого в
том, чтобы приобрести машину в наше время, она поможет тебе по работе и в быту.
Но будь осторожен: не покупай такую, которая станет предметом для хвастовства:
«Я купил ее за столько-то тысяч...». Обрати на это внимание.
В любом случае,
дорогие мои, мы должны помышлять о себе со смирением. Раз уж мы вспомнили
сегодня Сократа, расскажу вам, что случилось с одним его учеником. Однажды он похвалялся
своими угодьями. Премудрый Сократ говорит: «Нарисуй на земле карту Аттики». Ученик
это сделал. «А теперь закрась на ней то место, где находятся твои поля». «Ах, —
отвечает ученик, — они очень малы по сравнению с площадью Аттики». «Э, бедняга,
— усмехнулся Сократ, — и ты гордишься такими мизерными полями?».
Понимаете, что
это значит? Чтобы войти в Царство Божие, мы должны пройти, наклонившись, через очень низкую дверь, куда без смирения не войдет ни один человек. Да, именно так! В этот праздничный день нам предлагается удивительный пример смирения в лице
святого Иоанна Предтечи, чью память мы совершаем сегодня. Святая Православная Церковь никогда не празднует дни рожденья святых, т. е. те дни, когда
они родились. Отмечается день рождения святого в жизнь вечную — тот день, когда он
принял мученическую смерть или окончил свой земной путь в преподобии и святости.
Мы празднуем день рождения только трех лиц: Господа нашего Иисуса Христа, известный нам как Рождество Христово; Рождество Пресвятой Богородицы, как провозвестие великой
радости, которая придет в мир, и Рождество святого Иоанна Предтечи. Поэтому на
многих церковных иконах по правую руку от Христа изображается Пресвятая
Богородица, а по левую — св. Иоанн Предтеча. Св. Иоанн Предтеча — это великий
пророк. И он обладал величайшим и глубоким смирением.
Смирение должно
быть ориентиром всех наших поступков, главным девизом нашей жизни. Что бы ты ни
делал, помышляй о себе со смирением. Аминь.
Священный монастырь Комнинио (город Лариса),
24 июня 2001 г.
Источник:
https://www.arnion.gr/mp3/omilies/p_athanasios/mnhmh_agivn/mnhmh_agivn_030.mp3
https://www.hristospanagia.gr/γενέσιον-τοῦ-τιμίου-προδρόμουἡ-ταπε/
[1] Преподобный Исаак Сирин. О том, какую честь имеет смиренномудрие и как
высока степень его.
[2] Святитель Василий Великий. Толкование на книгу пророка Исаии.
@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВАШИ ТРУДЫ В ТАКИЕ СВЯТЫЕ ДНИ!!! Скит.
ОтветитьУдалить