О том, сколько есть признаков прощения Богом грехов
и каковы они
Прощение
же грехов, истинное и подлинное, имеет четыре признака, неодинаковых по степени
важности. Первый признак заключается в том, что человек всем сердцем испытывает
ненависть ко греху, когда о нём вспоминает, возможно, из-за страха впасть в
него, который у него ещё сохраняется, и не услаждается им и не склоняется к
нему. Второй, более важный, чем этот, заключается в том, что человек вспоминает
свои грехи бесстрастно, то есть без услаждения или печали и ненависти. А
третий, более важный, чем предыдущий, заключается в том, что, человек,
вспоминая свои грехи, радуется и славит Бога за великое множество добродетелей,
которые приобрёл благодаря Божественной благодати и покаянию, поводом для
которого послужили его грехи. Четвёртый же и самый важный из всех признаков
заключается в том, что человек совершенно изгнал из своего сердца страстные
греховные помышления и полностью о них забыл, так что не подвергается даже
нападению с их стороны.
О
первом признаке свидетельствует
святитель Василий Великий. Ибо, когда этого святого
спросили, как душа может удостовериться в том, что Бог отпустил ей грехи, он
ответил, что она может испытывать уверенность в этом, «если кающийся увидит
себя в расположении сказавшего: «Неправду возненавидех и омерзих1»2.
То же самое ответил, когда его спросили об этом, и авва Исаак, сказав, что
человек тогда узнает, что получил прощение своих грехов, «когда ощутит в своей
душе, что совершенно их возненавидел всем сердцем»3.
О
втором признаке свидетельствует Никита Ираклийский Серрский (или Серроний).
Ибо, комментируя изречение Григория Богослова из его слова на
Пасху, говорящее: «Хотя ты, как Фома, не был с другими учениками...
удостоверься, видя язвы от гвоздей»4, он пишет: «Если
же не они, то воспоминания о старых грехах, запечатлевшиеся в уме просто как
факт, без какой-либо страсти, пусть удостоверит тебя в их прощении (ибо это значит,
что воскресло в тебе слово добродетели). Бесстрастное же воспоминание есть
представление прежде бывшего без услаждения и печали, не имеющее следов от ран
благодаря появившемуся после бесстрастию, не испытавший которого и другому не
поверил бы, как Фома. Воспоминание же грехов есть язвы, сами же грехи — гвозди,
пронзающие впадающих в них. Итак, когда сможешь вспомнить о них бесстрастно,
тогда верь, что воскресло в тебе такое слово»5.
Третий
признак находим в «Лавсаике»,
в житии юноши Макария6. Ибо, когда его спросили однажды,
печалится ли он, вспоминая невольное убийство, которое совершил, будучи юношей,
он ответил, что не печалится, но даже радуется, не из-за самого по себе греха
убийства, а потому что он стал для него причиной покаяния и приобретения
множества добродетелей, и что он прославляет и благодарит благость Божию,
поскольку она и то, что является по природе злом, часто превращает в причину
благ, как превратила в причину благ убийство, совершённое Моисеем в Египте,
ибо, удалившись из-за него в пустыню, Моисей сподобился стать боговидцем.
Поэтому и апостол сказал: «Любящим Бога вся
поспешествуют во благое7. А блаженный Августин, толкуя эти слова, сказал, что любящим Бога часто
содействуют в добродетели и сами пороки и грехи: «Записанные же в Книге жизни,
которым всё, даже грехи, поспешествуют во благое, не могут погибнуть. Ибо когда
они упадут, не разобьются».
О
четвёртом же признаке свидетельствует нам святой Феодор Эдесский. Ибо
он говорит в 11-й главе: «Воспоминания о том, что мы совершили под действием
страсти, мучают душу. Когда же страстные помышления совершенно изгладятся в
сердце, так что не будут уже нападать на него, это будет признаком прощения
прежних грехов»8. Почти то же
самое говорит и святой Максим: «Лжепророками являются и помыслы, умаляющие
грехи и внушающие, что они прощены. Эти помыслы — хищные волки в овечьей шкуре,
которых мы можем узнать по плодам. Ибо пока наш ум тревожат грехи, мы ещё не
получили прощения их, поскольку и достойных плодов покаяния ещё не принесли.
Плод же покаяния есть бесстрастие души, а бесстрастие есть совершенное изглаживание греха. Не имея же
совершенного бесстрастия, но иногда будучи тревожимы страстями, а иногда не
тревожимы, не будем допускать помыслов, внушающих нам прощение»9.
Видишь,
брат, как трудно стяжать истинное покаяние? Видишь, какими трудами, муками и
кровью приобретается истинное прощение грехов? Почему же ты говоришь: «Согрешу
и исповедаюсь, покаюсь», как будто истинное покаяние — лёгкое дело? Поэтому
отныне и впредь будь осторожен, ради любви Божией, и когда диавол будет
побуждать тебя впасть в какой-нибудь грех, не помогай ему в этом, говоря:
«Исповедаюсь, покаюсь», но поставь против него в своей душе непобедимую
крепость, говоря: «Кто знает, покаюсь ли я как следует? Кто знает, может быть,
этот грех, который я собираюсь совершить, — последний, и Бог его не потерпит и
меня не простит, но отсечёт канат Своего терпения и попустит, чтобы я
низринулся в погибель? Кто знает, даст ли Бог и мне дар истинного покаяния,
которого не дал другим, подобным мне, грешникам, горящим сейчас в аду? Кто
знает, может быть, и я из-за привычки не бояться Бога дойду постепенно до
презренной жизни и крайнего отчаяния?»
«Сердце
разуми́ваго уразумеет притчу», — говорит Сирах10. И если ты человек разумный и премудрый сердцем, то
не подвергай, возлюбленный, дело своего спасения столь страшной опасности, как
эта надежда на бесплодную исповедь и ложное покаяние, и, имея возможность
привязать надежду своего спасения к крепкому канату, не привязывай её к гнилой
нитке, которая разорвётся и ты потонешь в море бесконечного и вечного огня.
Крепкий канат — это воздержание от греховного деяния, борьба ради искоренения
из твоего сердца худых наклонностей посредством действенной боли, приобретение
истинного покаяния и получение прощения твоих грехов с помощью делания
добродетелей и исполнения заповедей Божиих. Ибо, если человек не воздерживается
от грехов, то глотает лукавство не жуя, чем показывает, что является совершенно
безумным, так как добровольно совершает бесконечное зло, считая находящимся в
своей власти то, что находится лишь в руке Божией, то есть возможность покаяния
и помощь Божию для достойного покаяния, как будто Бог чуть ли не друг творящих грехи,
в то время как Он является самым большим, самым страшным и самым сильным их противником,
Который может их наказать, и как будто Он не имеет бесконечной ненависти ко
всякому злу.
[1] Пс. 118, 163.
[2] Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные, в
вопросах и ответах.
[3] Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические.
[4] Свт. Григорий Богослов. Слово 45, на Святую Пасху.
[5] Никита, митрополит Ираклийский. Толкование на 16 слов
святителя Григория Богослова.
[6] См.: «Лавсаик». О Макарии, совершившем невольное
убийство.
[7] Рим. 8, 28.
[8] Прп. Феодор Эдесский. Сто душеполезнейших глав.
[9] Прп. Максим Исповедник. Слово о подвижнической жизни 44.
[10] Сир. 3, 29.
Источник: Книга об исповеди / Прп. Никодим Святогорец. - Москва: Святая Гора, 2017. - 496 с.
@Редакция «Трость Скорописца», 2024 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.