суббота, 27 июля 2024 г.

Кощунственное представление в Киеве


Статья Элевтерия Н. Космидиса

Трагедия гражданской войны между двумя православными народами, крокодиловы слезы ряженых персонажей и кощунственное оскорбление святых


Заметка из прессы

(с небольшими поправками в скобках от автора статьи и последующими комментариями событий)

«15 июля 2024 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, 1036-й годовщины Крещения Украины-Руси и Дня украинской государственности (нерукоположенный раскольник, глава псевдо-автокефальной организации) г-н Епифаний (точнее, Сергей) Думенко совершил Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. К главе (самозванной) «Автокефальной Православной Церкви Украины» присоединились «епископы» и духовенство со всей Украины, а также представитель Патриарха Варфоломея, старец-митрополит Халкидонский Эммануил».

В Киеве пред очами Божиими развернулось трагическое зрелище. Злобные людишки, служащие личным амбициям, втягивают два православных народа в ужасы войны и толкают их на смерть. Они устраивают никчемные празднества, возносят прошения, чуждые духу христианства, творят молитвы, противные воле Божией, и совершают молебны, которые оскорбляют празднуемого святого.

Как узнать, прощены ли совершенные нами грехи? (преподобный Никодим Святогорец)

 


О том, сколько есть признаков прощения Богом грехов и каковы они

 

Прощение же грехов, истинное и подлинное, имеет четыре признака, неодинаковых по степени важности. Первый признак заключается в том, что человек всем сердцем испытывает ненависть ко греху, когда о нём вспоминает, возможно, из-за страха впасть в него, который у него ещё сохраняется, и не услаждается им и не склоняется к нему. Второй, более важный, чем этот, заключается в том, что человек вспоминает свои грехи бесстрастно, то есть без услаждения или печали и ненависти. А третий, более важный, чем предыдущий, заключается в том, что, человек, вспоминая свои грехи, радуется и славит Бога за великое множество добродетелей, которые приобрёл благодаря Божественной благодати и покаянию, поводом для которого послужили его грехи. Четвёртый же и самый важный из всех признаков заключается в том, что человек совершенно изгнал из своего сердца страстные греховные помышления и полностью о них забыл, так что не подвергается даже нападению с их стороны.

О первом признаке свидетельствует святитель Василий Великий. Ибо, когда этого святого спросили, как душа может удостовериться в том, что Бог отпустил ей грехи, он ответил, что она может испытывать уверенность в этом, «если кающийся увидит себя в расположении сказавшего: «Неправду возненавидех и омерзих1»2. То же самое ответил, когда его спросили об этом, и авва Исаак, сказав, что человек тогда узнает, что получил прощение своих грехов, «когда ощутит в своей душе, что совершенно их возненавидел всем сердцем»3.

О втором признаке свидетельствует Никита Ираклийский Серрский (или Серроний). Ибо, комментируя изречение Григория Богослова из его слова на Пасху, говорящее: «Хотя ты, как Фома, не был с другими учениками... удостоверься, видя язвы от гвоздей»4, он пишет: «Если же не они, то воспоминания о старых грехах, запечатлевшиеся в уме просто как факт, без какой-либо страсти, пусть удостоверит тебя в их прощении (ибо это значит, что воскресло в тебе слово добродетели). Бесстрастное же воспоминание есть представление прежде бывшего без услаждения и печали, не имеющее следов от ран благодаря появившемуся после бесстрастию, не испытавший которого и другому не поверил бы, как Фома. Воспоминание же грехов есть язвы, сами же грехи — гвозди, пронзающие впадающих в них. Итак, когда сможешь вспомнить о них бесстрастно, тогда верь, что воскресло в тебе такое слово»5.

Третий признак находим в «Лавсаике», в житии юноши Макария6. Ибо, когда его спросили однажды, печалится ли он, вспоминая невольное убийство, которое совершил, будучи юношей, он ответил, что не печалится, но даже радуется, не из-за самого по себе греха убийства, а потому что он стал для него причиной покаяния и приобретения множества добродетелей, и что он прославляет и благодарит благость Божию, поскольку она и то, что является по природе злом, часто превращает в причину благ, как превратила в причину благ убийство, совершённое Моисеем в Египте, ибо, удалившись из-за него в пустыню, Моисей сподобился стать боговидцем. Поэтому и апостол сказал: «Любящим Бога вся поспешествуют во благое7. А блаженный Августин, толкуя эти слова, сказал, что любящим Бога часто содействуют в добродетели и сами пороки и грехи: «Записанные же в Книге жизни, которым всё, даже грехи, поспешествуют во благое, не могут погибнуть. Ибо когда они упадут, не разобьются».

О четвёртом же признаке свидетельствует нам святой Феодор Эдесский. Ибо он говорит в 11-й главе: «Воспоминания о том, что мы совершили под действием страсти, мучают душу. Когда же страстные помышления совершенно изгладятся в сердце, так что не будут уже нападать на него, это будет признаком прощения прежних грехов»8. Почти то же самое говорит и святой Максим: «Лжепророками являются и помыслы, умаляющие грехи и внушающие, что они прощены. Эти помыслы — хищные волки в овечьей шкуре, которых мы можем узнать по плодам. Ибо пока наш ум тревожат грехи, мы ещё не получили прощения их, поскольку и достойных плодов покаяния ещё не принесли. Плод же покаяния есть бесстрастие души, а бесстрастие есть совершенное изглаживание греха. Не имея же совершенного бесстрастия, но иногда будучи тревожимы страстями, а иногда не тревожимы, не будем допускать помыслов, внушающих нам прощение»9.

Видишь, брат, как трудно стяжать истинное покаяние? Видишь, какими трудами, муками и кровью приобретается истинное прощение грехов? Почему же ты говоришь: «Согрешу и исповедаюсь, покаюсь», как будто истинное покаяние — лёгкое дело? Поэтому отныне и впредь будь осторожен, ради любви Божией, и когда диавол будет побуждать тебя впасть в какой-нибудь грех, не помогай ему в этом, говоря: «Исповедаюсь, покаюсь», но поставь против него в своей душе непобедимую крепость, говоря: «Кто знает, покаюсь ли я как следует? Кто знает, может быть, этот грех, который я собираюсь совершить, — последний, и Бог его не потерпит и меня не простит, но отсечёт канат Своего терпения и попустит, чтобы я низринулся в погибель? Кто знает, даст ли Бог и мне дар истинного покаяния, которого не дал другим, подобным мне, грешникам, горящим сейчас в аду? Кто знает, может быть, и я из-за привычки не бояться Бога дойду постепенно до презренной жизни и крайнего отчаяния?»

«Сердце разуми́ваго уразумеет притчу», — говорит Сирах10. И если ты человек разумный и премудрый сердцем, то не подвергай, возлюбленный, дело своего спасения столь страшной опасности, как эта надежда на бесплодную исповедь и ложное покаяние, и, имея возможность привязать надежду своего спасения к крепкому канату, не привязывай её к гнилой нитке, которая разорвётся и ты потонешь в море бесконечного и вечного огня. Крепкий канат — это воздержание от греховного деяния, борьба ради искоренения из твоего сердца худых наклонностей посредством действенной боли, приобретение истинного покаяния и получение прощения твоих грехов с помощью делания добродетелей и исполнения заповедей Божиих. Ибо, если человек не воздерживается от грехов, то глотает лукавство не жуя, чем показывает, что является совершенно безумным, так как добровольно совершает бесконечное зло, считая находящимся в своей власти то, что находится лишь в руке Божией, то есть возможность покаяния и помощь Божию для достойного покаяния, как будто Бог чуть ли не друг творящих грехи, в то время как Он является самым большим, самым страшным и самым сильным их противником, Который может их наказать, и как будто Он не имеет бесконечной ненависти ко всякому злу.

[1] Пс. 118, 163.

[2] Свт. Василий Великий. Правила, кратко изложенные, в вопросах и ответах.

[3] Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические.

[4] Свт. Григорий Богослов. Слово 45, на Святую Пасху.

[5] Никита, митрополит Ираклийский. Толкование на 16 слов святителя Григория Богослова.

[6] См.: «Лавсаик». О Макарии, совершившем невольное убийство.

[7] Рим. 8, 28.

[8] Прп. Феодор Эдесский. Сто душеполезнейших глав.

[9] Прп. Максим Исповедник. Слово о подвижнической жизни 44.

[10] Сир. 3, 29.


Источник: Книга об исповеди / Прп. Никодим Святогорец. - Москва: Святая Гора, 2017. - 496 с. 


@Редакция «Трость Скорописца», 2024 г. 

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.