На фото: протопресвитер Петр Албан
Хиирс,
преподаватель Ветхого и Нового
Завета
в Свято-Троицкой православной
семинарии
(Джорданвилль, Нью-Йорк).
Сегодня для миссионеров особенно важно принимать во внимание и осознавать то, что
диавол часто действует не открыто, а тайно, незаметно подменяя истину ложью. Как
писал в свое время о. Серафим Роуз, разница между Православием и инославием
наиболее ясно проявляется в том, что Православная Церковь (в Ее святых)
способна к различению духов.
Когда
диавол увидел, что его власть разрушена Крестом и Воскресением Христовым, он
стал нападать на Церковь по-новому, используя метод подмены (англ. method
of adulteration). Он не утверждает, что Христос не важен. Но он
говорит о Христе так, чтобы исказить саму сущность христианства: «Да, конечно,
я принимаю Иисуса Христа. Он, действительно был замечательным человеком. Но
поскольку Он был только человеком, а не Богочеловеком (греч. Θεάνθροπος), я принимаю Его только как человека».
К сожалению, именно так мыслят сегодня многие люди на Западе. По сути, сегодня в западном мире господствует
арианство. Они считают, что Иисус — это замечательный человек, но Он не есть
Бог.
К
тем, кого диавол не может заставить отрицать божественность Христа, он приступает по-другому и искушает их неверием на уровне церковном.
Он изобрел множество теорий, все из которых так или иначе отрицают Богочеловеческую
природу Тела Христова — Единой и Единственной Церкви,
о которой говорится в Символе веры. Такое отрицание может атаковать любой из четырех признаков Церкви: Единая, Святая, Соборная
или Апостольская. Можно, например, услышать: «Православная Церковь значима, и
мы ценим ваши иконы, историю и богословие, но вы не единственная Церковь Христова». Или: «Православная Церковь действительно
есть Тело Христово, но утверждение о Её исключительности не вполне соответствует
действительности, это не совсем так, поскольку другие христианские деноминации
также являются «церквами» в экклезиологическом смысле, даже если они — неполные».
Но
чем все эти идеи отличаются от диавольской лжи арианства, отрицания
Богочеловека? Просто в данном случае это отрицание наблюдается ещё и на уровне
экклезиологии, а не только на уровне христологии [как это было в арианстве].
Ведь спасение совершается в Церкви, и там,
где есть отрицание Церкви, происходит и отрицание Богочеловека Христа. Это
всё равно, что сказать, что Христос — просто человек. Потому что если Церковь не
имеет Богочеловеческой природы и не является продолжением Боговоплощения, то Она
мало чем отличается от различных конфессий, ассоциаций или организаций, которые
представляют собой чисто человеческие учреждения. Если Православная Церковь
отождествляет Себя с ними, то, по сути, мы имеем арианство на практике, на
уровне экклезиологии, и спасительные миссионерские труды Церкви в этом случае тщетны.
Диавол всеми способами стремится
отвратить Церковь от Ее Богочеловеческой идентичности — и не имеет
значения, с помощью какой именно ереси он этого добивается. Именно это происходит сегодня на уровне экклезиологии.
Свое
нападение на Церковь диавол осуществляет постепенно, шаг за шагом, проходя
четыре основные этапа: сосуществование, диалог, проникновение и ниспровержение.
Он использует методику, не менявшуюся со времен Адама и Евы, действуя как на
уровне личности, так и на уровне всей Церкви. Он проходит эти четыре этапа,
чтобы достичь своей цели — искоренения Православной веры и упразднения Ее
спасительной миссии в мире.
Первый этап: сосуществование
Первый
этап — сосуществование (англ. co-existence). Он приходит в ином обличье, подобно
тому, как он явился в Эдемском саду в виде змея, чтобы подобраться как можно ближе
к нам, православным, поближе к верующим. Это совместное пребывание и нахождение
рядом является необходимым условием для перехода к следующему этапу — собеседованию.
Именно по этой причине Бог в Ветхом Завете с такой строгостью призывает народ
Божий не смешиваться с идолопоклонниками. И такая строгость оправдана в высшей
степени, поскольку сосуществование — это начало падения. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с
неверными», — говорит Апостол Павел, но «выйдите
из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я
прииму вас» (2 Кор. 6, 17).
Однако
сегодня мы живем не в период Ветхого Завета, а в новозаветную эпоху, после Воплощения Сына Божия. Мы
не можем выйти из міра физически,
в прямом смысле этого слова. Но мы можем выйти из него духовно, самим образом своей жизни. Верные отделяют себя от міра
тем, как они живут. Тогда границы были
видимые, а теперь они — духовные.
Тем не менее, это не значит, что они неясные или нечёткие. Отцы Церкви установили
границы Церкви посредством Священных канонов и правил Соборов, ведь существует
множество церковных канонов, определяющих наше поведение в духовных вопросах по
отношению к инославным.
Мы должны соблюдать эти границы, если
хотим держаться подальше от искушений. А если мы упраздняем или игнорируем
каноны, если мы нарушаем или стираем границы, то мы непременно впадём в
искушение. Это искушение состоит в том, чтобы заставить нас жить по правилам
міра сего,
стать обмірщенными
не только по вере, но и по нашему образу жизни и нравственности.
Сегодня многие остаются Православными внешне, по форме (по крайней мере, на
начальном этапе), но становятся иноверцами по своему образу жизни и
нравственности. Апостол Павел говорит: «И
не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы
вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная»
(Рим. 12, 2).
Соблюдение
канонов Церкви, в частности, касательно совместной молитвы с инославными,
необходимо для того, чтобы не поддаться этому искушению, когда при
сосуществовании с инославными меняется и наш образ жизни, и наша нравственность.
Потому что Сам Господь сказал: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь
ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание
людям» (Мф. 5, 13).
Второй этап: диалог
Враг,
однако, не останавливается на достигнутом. Его цель — привести нас ко второму
этапу, к собеседованию с ним. И здесь у него очень много опыта, и он гораздо сильнее
нас. Избежать лукаво расставленных вражеских сетей может только смиренный.
Христиане бывают наивны и бесхитростны, и наша слабость заключается в
том, что мы часто доверяем другим людям и считаем их искренними. Это становится
особенно опасным, когда у нас много гордыни и мы обладаем маленьким опытом в
духовной жизни. Они убаюкивают нас и говорят вещи, льстящие нашему слуху. У инославных
это хорошо получается. Они восхваляют нас за нашу историю, наши иконы, нашу
«духовность» и т. п. Движимые превозношением и гордостью, мы принимаем помысел
о том, что мы что-то из себя представляем и делаем что-то особенное. Однако всё
это вовсе не значит, что у инославных есть желание стать Православными. Большинство из них просто желает присвоить
себе то, чем мы обладаем, но они не собираются становиться такими, как мы.
Это особенно касается папистов и ясно прослеживается во «внешней политике»
Ватикана.
Конечно,
если быть точным, не всякий диалог в области Церкви —
это диалог от лукавого. Есть два вида
диалога: один — благословенный и дозволенный по
канонам, его вели многие святые и апостолы, а другой — проклятый, и служит он целям
диавола.
Первый
тип диалога, благословенный, предназначен для просвещения. Апостолы множество раз
приходили ко Христу за разъяснениями. Такой диалог благословен. Некоторые приступают
со смирением и добрым расположением, чтобы научиться у Господа. Когда
инославные приходят в Церковь таким образом, мы идем по верному пути и можем
ожидать благословений Божиих и духовных плодов.
Второй
тип церковного диалога, служащий сатанинским
целям, можно охарактеризовать как разоблачительный.
Когда иноверец или атеист приходят в Церковь для такого диалога, то они идут не
за разъяснением, а для того, чтобы уловить нас в слове или поспорить; в этом
случае ими движет дух лукавый. В этой ситуации желание разоблачить или затеять
дискуссию указывает на превозношение человека перед Христом и Его Церковью. Это
то же самое, что сказать: «А я не согласен с тем, как вы веруете, и собираюсь предложить
обратное утверждение. Давайте обсудим этот вопрос и найдем другую, «альтернативную»
истину, не ту, что привыкли проповедовать вы, Православные, но вместе мы найдем
историческую истину, истину Христову и т. п.». Человек приходит не как искатель
истины, не как ученик, а «на равных». Именно эту фразу использовали пятьдесят
лет назад, когда начался богословский диалог с Ватиканом: что Ватикан и Православные
ведут диалог «на равных».
Важно
понимать, что при таком подходе к вере и при таком мышлении мы не обрящем спасение.
Возвращение инославных в Церковь не
состоится по той простой причине, что они встречаются с нами совершенно на
других основаниях, которые изначально не предполагают их переход в Православие!
В рамках такого менталитета нет места покаянию, и все, что делается,
делается без усилия, без жертв с их стороны. Однако без жертвы, без распятия ветхого человека и его мірского мудрования общение с Воскресшим
Христом невозможно.
Если
мы видим эти четыре признака
— нет поиска истины, нет духа
ученичества, нет покаяния, нет усилия или жертвы, то такой диалог — это разоблачение,
а не разъяснение; в таком случае он является лукавством и исходит от диавола. И
он часто становится причиной нашего падения, ибо мы просты и наивны и не навыкли
путям мудрецов века сего и инославных. Такой диалог ведет не ко спасению, но к искажению
Православия, к расколу и ереси.
Третий этап: проникновение
Третий
этап — проникновение (греч. διείσδυση).
После того, как враг побеседовал с прародителями, ему удалось
посеять в их душах семена сомнения в словах их Творца и поверить в правоту и могущество
диавола. Он втерся в доверие к человеку и тем самым поколебал священное доверие
человека Богу; желая разрушить твердыню правой веры изнутри, он завладел человеческим
умом.
Диавол
добивается проникновения во все сферы нашей жизни и сегодня, пользуясь такими
методами: каждодневное пребывание православных рядом с инославными и нескончаемое собеседование с ними; мірская дружба и содружество с міром; участие в совместных программах, культурных
и политических мероприятиях с иноверцами, когда игнорируются основы православной
догматики и экклезиологии, а целью является мірской успех. Это очень заметно в наше
время среди православного духовенства и богословов во всей Церкви, а особенно —
в тех странах, которые не являются традиционно православными. В разных частях
света мы уже дошли до той точки, когда разложение православного мышления (греч. φρόνημα) происходит на многих уровнях церковной
жизни — именно по той причине, что кроме сосуществования и диалога с инославными
наблюдается проникновение в Православную Церковь их образа мыслей. Примерами
этого служат смешанные браки, становящиеся нормой, а не исключением; совместная
молитва с инославными (которую часто оправдывают, используя в качестве
прецедента смешанные браки); разложение православной нравственности у духовенства
и мирян, включая, среди прочего, общественную поддержку девиантной
сексуальности; заимствование миссионерских подходов у инославных; извращенное
понимание роли епископа не как пророка и апостола, но как дипломата и политика
и т. п.
Рано
или поздно, проникновение приводит к четвертой стадии —
ниспровержению.
Четвертый этап: ниспровержение
Враг
действует постепенно и последовательно, чаще всего оставаясь в тени, вне поля
зрения или маскируясь под что-то хорошее, даже под какую-то добродетель, и все это
— для того, чтобы заставить человека усомниться в Боге, Его заповедях,
церковных догматах и канонах. Он будет использовать всё, что только можно, и
даже выступать под прикрытием «братства» и «любви», чтобы мы протянули свою руку
и вкусили запретный плод, нарушив Божии заповеди. И только после вкушения
запретного плода первые люди осознали, что теперь они пали, что они — ниспровергнуты,
отделены от Источника жизни, изгнаны из рая.
Что
представляет собой ниспровержение в сфере миссионерской деятельности и
экуменизма? Ниспровержение в данном
случае означает, что больше уже не идёт
речь о возвращении инославных в Православную Церковь, а что мы, православные,
сами отождествляем себя с инославными, считаем их причастными Таинству Церкви
или даже имеем с ними общение, будь то в молитве или в Евхаристии. К
сожалению, это уже происходит среди некоторых православных, как в Северной
Америке, так и в Европе. У нас есть сообщения из первых уст о том, что православные
священники причащают инославных, как из числа латинян, так и из числа
монофизитов/нехалкидонцев (что происходит ещё чаще), например, при венчании
смешанных пар. Тем не менее, даже в тех случаях, когда имеет место пусть даже
только теоретическое признание «действительности» Крещения или Евхаристии у
латинян или монофизитов, это все равно представляет собой самое настоящее
ниспровержение Православной веры.
Когда
Православие отождествляют с инославием, истину — с
заблуждением, Церковь — с еретическим сообществом, это значит, что мы достигли уже
четвертой и окончательной стадии, когда происходит ниспровержение Православной
веры и православного мышления (греч. φρόνημα).
Как
верные Православные христиане, мы желаем дальнейшего продолжения и расцвета миссионерского
служения. И если наше желание — искренне, то мы должны разобраться в уловках врага
и приложить все свои усилия к тому, чтобы эти четыре этапа подрывной
деятельности диавола не осуществлялись на практике, уклоняясь от расставленных им
ловушек и сетей.
Православная миссия — это ответ на попытки подменить нашу веру. Миссия Православной Церкви в отношениях с инославными должна продолжаться только по-православному, и никак иначе, потому что только в этом случае появится надежда на ниспровержение, но только не Православия (не приведи, Господи!), а всеереси экуменизма.
4 октября 2020 года.
Протопресвитер Петр Хиирс
* Название на английском языке: The Demonic Method of Co-existence,
Dialogue, Infiltration, and Subversion at work in Ecumenism Today. Archpriest
Peter Heers, — прим. переводчика.
@Перевод «Трость Скорописца», 2020 г. Разрешается свободное распространение текста с указанием источника публикации.