Запись проповеди приснопамятного старца Афанасия
Митилинеоса на тему:
«ОБРАЗ ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В 44-М ПСАЛМЕ»
Проповедь
было произнесена в Священном монастыре Комнинио (Лариса) 13 августа 1988 года.
Праздник Успения Пресвятой
Богородицы, дорогие мои, дает нам повод увидеть Ее святейший образ,
запечатленный в Священном Писании, и Ее небесное величие.
Можно
сказать, что 44-й псалом — это чудесная поэма, в которой говорится о Мессии и
Владычице Богородице. В первой половине этой поэмы прославляется Сын Божий со
всеми Его богочеловеческими качествами, а во второй половине воспевается
Церковь, олицетворением которой является Пресвятая Богородица. Со всеми
прекраснейшими чертами, присущими Ей как Божьему творению.
44-й псалом вот о чем — я прочитаю вам только
текст:
«Отрыгну сердце мое слово благо,
глаголю аз дела моя Цареви: язык мой трость книжника скорописца. Красен
добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих, сего ради
благослови тя Бог во век. Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне. Красотою
Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости,
и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя. Стрелы Твоя изощрены, сильне, людие
под Тобою падут в сердцы враг царевых. Престол Твой, Боже, в век века: жезл
правости, жезл Царствия Твоего. Возлюбил еси правду и возненавидел еси
беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник
Твоих. Смирна и стакти и кассиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из нихже
возвеселиша Тя.
Дщери царей в чести Твоей,
предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши,
Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. И
возжелает Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой и поклонишися Ему. И
дщи Тирова с дары, лицу Твоему помолятся богатии людстии. Вся слава Дщере
Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след
Ея, искренния ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в
храм Царев. Вместо отец твоих быша сынове твои: поставиши я князи по всей
земли. Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Сего ради людие исповедятся Тебе
в век и во век века».
Святой составитель этого
чудесного псалма, дорогие мои, замечает в своем кратком вступлении, состоящем
всего лишь из одного стиха:
«Отрыгну сердце мое слово
благо, глаголю аз дела моя Цареви: язык мой трость книжника скорописца». В
переводе: «Излилось из
сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость
скорописца».
И как говорят Святые Отцы, этот Скорописец есть не кто иной, как Святой
Дух, Который быстро водит рукой святого царя и псалмопевца Давида, чтобы он
записал на бумаге то, что должно быть запечатлено. В этой возвышенной и
богодухновенной поэме мы находим все черты Христа. И Богородицы. В первых
девяти стихах мы видим описание Христа. А в остальных стихах, до 18-го, дается образ
Церкви и Пресвятой Девы Марии.
Давайте посмотрим, чем
примечательна первая часть, представляющая нам Вочеловечившегося Бога Слова
(очень кратко, потому что не представляется возможным проанализировать её в
данный момент полностью).
«Красен добротою паче сынов человеческих». Он прекрасен, очень красив; Он превосходит красотой всякого человека, обратите на это внимание. Благодать изливается из уст Его. Вспомните, что однажды сказали те, что были посланы книжниками и фарисеями схватить Его: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек». Уста Христовы источали мед небесной благодати. Его человеческая природа приняла всё благословение Отца. Также Он появляется как грозный воин против Своих врагов — демонов и людей. И Он царствует, как говорится в псалме, ради истины, кротости и правды, которые выражают духовный характер Его войны и Его победы. Он становится всемирным духовным завоевателем. У Его ног, говорит псалмопевец, будут все племена и все народы.