Часть 1 см. здесь
5. Пример для св. Иоанна Златоуста —
священномученик епископ Антиохийский Вавила (238–250)
Запрещая императрице Евдоксии
входить в храм Святой Софии, Златоуст несомненно имел в качестве образца для
подражания священномученика Вавилу, епископа Антиохии — города,
где он сам родился и вырос и в котором в течение 5–6 лет он служил в сане
диакона (381-386) и 12 лет в сане пресвитера (386-397), пока не взошел на
Константинопольский патриарший престол. Сегодня, когда мы хотим упомянуть о
смелых епископов, которые дерзнули запретить царям входить в храмы, и
подчеркнуть независимость Церкви от государства, мы справедливо ссылаемся на святое
и богоугодное деяние святого Амвросия (374-397), епископа Медиолана (нынешний
Милан в Италии), который запретил благочестивому и святому императору Феодосию
Великому (379-395) входить в Миланский собор в 390 году за то, что по его
приказу на городском ипподроме было истреблено семь тысяч фессалоникийцев — в
качестве возмездия за убийство нескольких офицеров во время народного
восстания. Святитель Амвросий наложил на императора епитимью (отлучение
на восемь месяцев от Таинства Причастия), которую тот соблюдал и в течение
всего этого времени не носил императорских украшений [18].
Кроме того, он запретил императору находиться внутри алтаря и
причащаться вместе с духовенством во время Божественной литургии и учил, что
царская порфира, то есть символ власти монарха, обозначает право выполнять
обязанности царя, но не священника: «Порфира
сообщает лишь царское, а не священническое достоинство» [19]. В письме 20 (пар.
19) он пишет, что «императору принадлежат
дворцы, священнослужителю — церкви».
В последовании праздника святого Амвросия (7 декабря) есть хвалебные упоминания об этом его мужественном поступке. В житии говорится: «И перед царем Феодосием, осквернившим себя кровопролитием в Фессалониках и прибывшим в город Медиолан, он заградил божественные врата церковные, и в напоминание о содеянном осмелился ему показать, сколь велика разница между духовным лицом и мирянином-царем, и советовал ему воздержаться от грубого и дерзкого нарушения божественных установлений, чтобы в старости доброй закончить свою жизнь».