воскресенье, 20 июля 2025 г.

«Народ и представители власти» (архимандрит Афанасий Митилинеос)

Неделя 6-я по Пятидесятнице, Мф. 9, 1-8

Проповедь была произнесена в Священном монастыре Комнинио (г. Лариса, Греция) 26.07.1992

***

Сегодня, дорогие мои, евангелист Матфей рассказывает нам о чуде исцеления расслабленного. Господь увидел веру тех, кто нес расслабленного, и сказал ему: «Дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2).

Были там неподалеку, как обычно, и некоторые книжники, которые, услышав о прощении грехов, стали думать, что Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: «Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9, 4-6).

Небольшой комментарий. Как мы можем знать, что грехи этого человека были прощены? спросите вы. Разве это не тайна? Откуда кто-то мог знать, что этот парализованный человек получил отпущение грехов? Из последовавшего за этим чуда. Ведь Тот, Кто с такой легкостью исцелил расслабленного, очевидно, обладает и другим властью прощать грехи. И сказавший апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 23), говоря уже о таинстве исповеди, Сам является Тем, Кто прощает грехи.

«Народ же, видев это, удивился, отмечает евангелист Матфей, — и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф, 9, 8).

Таким образом, мы видим, что, с одной стороны, представители власти другой евангелист говорит, что это были не только книжники, но и фарисеи думают о Христе зло и пренебрежительно, а с другой стороны, народ восхищается Им и прославляет Бога.

Существуют два диаметрально противоположных взгляда на Иисуса Христа. Удивительно, что на протяжении всей истории человечества отношение к Иисусу Христу остается тем же: и со стороны простого народа, и со стороны власть имущих. Одно и то же отношение. На протяжении всех веков.

I.      Представители власти

Все мы знаем, насколько негативным было отношение начальствующих к Иисусу, за некоторыми исключениями, конечно. Когда представители власти увидели, что народ идет за Господом и Он творит чудеса, их охватила зависть. Об этом рассказывают святые евангелисты, особенно евангелист Иоанн. Они всячески пытались умалить Его в глазах народа. Так, фарисеи говорили: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12, 24). Когда однажды начальники послали своих слуг арестовать Иисуса, те повернулись и сказали: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7, 46). А те что ответили? «Неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 47-49).

Вы видите, как руководящие лица унижали Иисуса? Первосвященники, храмовые священники, фарисеи, книжники те, кто считались знатоками своей веры. А со стороны государства Ирод Агриппа, внук Ирода Великого, Понтий Пилат все они были врагами Христа. Когда первосвященники распяли Его, пришли представители власти, и что они сделали? «Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лк. 23, 35-36). И когда воины, охранявшие гробницу, сообщили первосвященникам, что Иисус воскрес, те негодяи и нечестивцы заплатили им серебром, чтобы они объявили, что ученики ночью украли тело Его.

Все это враждебное отношение, возлюбленные мои, как религиозных, так и политических деятелей, подытожено одной пророческой фразой во втором псалме: «Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа его» (Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его) (Пс. 2, 2).

Такое отношение ко Господу нашему Иисусу Христу демонстрировали правители всех народов за редким исключением. То же самое происходит и по сей день. Лидеры государств и их представители, независимо от занимаемых должностей, не имеют хороших отношений с Иисусом. В нашей греческой реальности, слышали ли вы когда-нибудь, чтобы политики говорили об Иисусе Христе? В какой-нибудь из своих речей, предвыборной либо другой, слышали ли вы, чтобы они упоминали имя Христово? Я никогда не слышал. И если вы когда-нибудь услышите имя Божие, это будет «Слава Богу», но не более того. Из этих слов мы не можем узнать, в какого Бога они верят. Преподобный Иустин Попович говорит и это взято из Библии: «Если ты не исповедуешь Христа, ты не исповедуешь Бога». И, как говорит евангелист Иоанн: «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца» (1 Ин. 2, 23). Так что мы не знаем, в какого Бога верят эти люди. Потому что никогда в общественном месте из уст правителей, мэров, я не знаю кого еще, имя Иисуса Христа не звучало. Вы когда-нибудь слышали его? Тогда расскажите мне, где это было. Масонство, дорогие мои, буквально захватило наших правителей, может быть, кроме очень немногих. И поскольку не говорить об Иисусе Христе стало «модой», неким трендом, даже те, кто не являются масонами, остерегаются упоминать имя Христово. Очень редко в истории встречались лидеры, дружелюбно настроенные к Иисусу Христу. Крайне редко.

И кое-что похуже. Новое, современное веяние. Может быть, оно существовало и прежде, но сегодня оно актуально как никогда. Не веруя во Христа, представители власти говорят о Православии. В наши дни активно обсуждается роль Православия среди восточноевропейских народов. Православие воспринимается как сила, с которой надо считаться в политике. Таким образом чего греха таить, как это ни трагично, христианство используется в политических целях…

В правящих кругах не говорят о Христе. Евангелие считается устаревшим и упоминается с некоей долей презрения, с нескрываемой иронией. Вы когда-нибудь имели возможность увидеть, как принимаются решения в высших эшелонах власти? Говорят ли там о Христе Иисусе? Западные религиозные лидеры, как и их предшественники во времена Христа, вряд ли верят в Него. Их «вера» вызывает большие вопросы. Объяснить почему? Когда они обсуждают экуменизм, в действительности они имеют в виду синкретизм воронку, в которую бросают все религии. [Термин «синкретизм» впервые применил древнегреческий историк Плутарх для характеристики поведения критян, примиряющих религиозные разногласия в период усиления внешней опасности прим. пер.]

А если они выступают за экуменизм, немалое количество людей в нашей Восточной Православной Церкви являются сторонниками экуменизма, и даже высокопоставленные особы, мы спрашиваем: верят ли они во Христа? Если они могут поставить Христа на один уровень с Мухаммедом или Буддой, могут ли они называться христианами? Нет, такие люди не имеют веры... Понимаете ли вы, что все недавние беспорядки на Балканах это, по сути, религиозная война? И за этой религиозной войной скрываются сатанинские интересы... Понимаете ли вы это? А вы знаете, что религиозные лидеры не будем называть их имен инициируют и поддерживают эти войны? Вы можете себе это представить? Верят ли эти люди в Христа? Похоже, что нет. Здесь можно сказать только одно: «Правители нашего государства и прочих держав, и священноначалие Церкви, и политики, и многие другие — все они предали Тебя, Господи».

II. Простой народ, обычные верующие

В Евангелиях говорится о простом народе толпе, которая следует за Иисусом. В том отрывке из Евангелия, которое читалось сегодня на Литургии, апостол Матфей пишет: «Народ же, видев это, удивился, и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф, 9, 8). […]

Отношение народа к Христу было удивительным, поразительным — в отличие от отношения правящей верхушки. Читая Библию, мы видим множество оттенков проявления народной любви к Иисусу, и это трогает нас до глубины сердца.

Вот, например: «И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его» (Лк. 19, 47-48). В греческом языке в этом месте употребляется слово ἐξεκρέματο[1], которое означает «слушать говорящего, затаив дыхание», а его дословный перевод — «держаться за уста говорящего» (в церковно-славянском тексте: «людие бо вси держахуся Его, послушающе Его»).

Далее: «А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их» (Ин. 8, 2). Народ шел. А другие? Представители власти? Они шли, чтобы обвинять. Шли, чтобы разведывать. Шли, чтобы найти причину убить Иисуса.

Далее: «Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его» (Лк. 21, 37-38).

Ещё: «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу» (Лк. 7, 29), то есть они приняли Иисуса и признали, что Он послан Богом.

Далее: «И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу» (Лк. 18, 43).

Ещё: «И, слыша, народ дивился учению Его» (Мф. 22, 33). То же самое говорили и слуги начальствующих. «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7, 46).

И наконец (если это конец): «И множество народа слушало Его с услаждением» (Мк. 12, 37).

Более того, среди этой толпы однажды послышался женский голос, восхвалявший Богородицу; и теперь мы на каждый богородичный праздник во время Божественной Литургии вспоминаем об этом возгласе во время евангельского чтения:

«Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11, 27) То есть: «Счастлива Мать, родившая Тебя и взрастившая Тебя».

Народ, собравшийся вокруг Спасителя, внимал этим словам. Какое же поразительное откровение было даровано этим людям!

Начальствующие, видя такую реакцию народа, обвинили его в невежестве. «Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7, 48-49). Несчастные, жалкие правители, вы будете обвинять народ в невежестве? Но этот ваш аргумент оборачивается против вас. Почему? Бог избрал вас для служения людям: наставлять их, утешать в трудные времена и всячески помогать им. Учили ли вы их закону Божию? Нет. А теперь вы говорите, что этот народ не знает закона и поэтому проклят? Этих людей — избранный Богом народ — вы, правители, предаете проклятию?

Поэтому Господь, возлюбленные мои, видя толпы народа, «сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9, 36). Эти Евангельские слова свидетельствуют о величайшей ответственности начальствующих за состояние народа.

Дорогие мои, на протяжении всего Нового Завета мы наблюдаем сильный контраст между политическими и религиозными лидерами и народом. Обратите внимание: и религиозными тоже. В самом конце Писания, когда идет суд над Иисусом, политические правители, как и следовало ожидать, проявили безразличие к Нему. Пилат сказал: «Я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин. 18, 38) и послал Иисуса к Ироду. Но и тот не нашел в Нем ничего, достойного смерти. И все же Его предают на распятие — с яростным фанатизмом — религиозные вожди, церковные лидеры. Да, увы. Один современный писатель сказал: «Если бы Христос пришел снова, церковники бы вновь распяли Его». Это слова человека, который отрекся от веры, но они сказаны верно. Так оно и есть.

Что это значит? Власть имущие стали совершенно безразличны к простому народу, они отдалились от него. И это происходит на протяжении всей истории. Повторюсь, за редким исключением. Современные политические и церковные лидеры, как и их предшественники, далеки от Христа. Если мы рассмотрим, что ими движет, то увидим недальновидное тщеславие. Желание материальной выгоды. Стремление к благоденствию и удовольствиям всякого рода. А что если придет Христос и захочет, чтобы мы жили более аскетично, более скромно? Тогда многие отвергнут Его. Мы видим это, дорогие мои, на примере церковнослужителей. Если некоторые из них стараются жить по Евангелию, другие — тоже церковники — считают, что они неправы, враждебно относятся к ним и преследуют их. Это говорит о том, что они поступили бы также и с самим Иисусом Христом, если бы встретились с Ним.

Разумеется, простой народ часто поддается их влиянию и следует их дурному примеру. К сожалению, люди нередко меняются «по образу и подобию» своих правителей. «Каков народ, — гласит одна поговорка, — таковы и правители». И обратное тоже верно. «Каковы правители, таков и народ». Конечно, народ обязан уважать начальствующих над ним. Но он не должен им подражать, когда они согрешают. Народ — это не стадо овец и не табун лошадей. Это люди, одаренные бессмертной душой. У них есть разум, есть способность к суждению. Тем более в наше время, когда многие из них — грамотные и образованные. Так неужели они не могут отличить зло от добра? Это то, о чем сказал Господь: «Итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23, 3). Дорогие мои, народ обладает способностью чувствовать и рассуждать, безошибочно отделяя правду от лжи. Ощущает, где правда, где истина. Подобным образом происходила рецепция Вселенских Соборов, не буду сейчас вдаваться в подробности.

Возлюбленные мои, я должен признать, что наши лидеры, как светские, так и церковные, совершенно испорчены. Не только по своей жизни, как предупреждал Господь, но и по своим словам. Они заявляют искаженные и странные вещи. Они утратили всякое чувство стыда перед людьми. Большинство из них, к моему глубокому сожалению, испорчены и безнравственны. Поэтому, как священник, как архимандрит — как человек, который тоже является частью церковного священноначалия, — я обращаюсь к вам с просьбой: будьте очень осторожны с тем, что мы, священнослужители, вам говорим. Не верьте слепо. Следуйте Евангелию. Пожалуйста, проявите к нам милосердие, очень прошу вас. И молитесь за нас, потому что соль действительно обуяла. И, что еще более важно, я прошу вас не поддаваться гневу или отчаянию. Вся эта ситуация является верным признаком того, что мы приближаемся к концу времен. Это, без сомнения, признак конца.

В книге Откровения описывается, как древний дракон, также известный также как змей или зверь, под которым подразумевается диавол, поднялся в небо и низверг третью часть звезд. «Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр. 12, 4). Речь идет о падении тех, кто наделен властью. Звезды — это правители.

Народ Божий пусть следует за Христом, даже если его правители, особенно церковные, предали Его. «Посмотрите, кто вы, призванные, — говорит Апостол коринфянам. — Братия, Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор. 1, 27). Под «немудрым мира сего»[2] подразумевается простой народ. Народ Божий, пришедший посрамить сильных и знатных. Так давайте же будем молиться, чтобы мы всегда были народом Божиим, который слышит Его голос и следует за Ним.

Источник:

https://agonasax.blogspot.com/2024/08/91-8-26-7-1992-265.html


[1] Греч. λας γρ πας ξεκρέματο ατο κούων.

[2] Ц.-с. «буяя мира».


@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!