
Неделя 6-я по
Пятидесятнице, Мф. 9, 1-8
Проповедь была произнесена
в Священном монастыре Комнинио (г. Лариса, Греция) 26.07.1992
***
Сегодня, дорогие
мои, евангелист Матфей рассказывает нам о чуде исцеления расслабленного.
Господь увидел веру тех, кто нес расслабленного, и сказал
ему: «Дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2).
Были там
неподалеку, как обычно, и некоторые книжники, которые, услышав о прощении грехов, стали думать, что Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: «Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче
сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали,
что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит
расслабленному: Встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9, 4-6).
Небольшой
комментарий. Как мы можем знать, что грехи этого человека были прощены? —
спросите вы. Разве это не тайна? Откуда кто-то мог знать, что этот парализованный
человек получил отпущение грехов? Из последовавшего за этим чуда. Ведь Тот, Кто с
такой легкостью исцелил
расслабленного, очевидно, обладает и другим — властью прощать грехи. И сказавший
апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том
останутся» (Ин. 20, 23), говоря уже о таинстве исповеди, Сам является Тем, Кто прощает грехи.
«Народ же,
видев это, удивился, — отмечает евангелист Матфей, — и прославил
Бога, давшего такую власть человекам» (Мф, 9, 8).
Таким образом, мы видим,
что, с одной стороны, представители власти — другой евангелист говорит,
что это были не только книжники, но и фарисеи — думают о Христе зло и
пренебрежительно, а с другой стороны, народ восхищается Им и прославляет Бога.
Существуют два
диаметрально противоположных взгляда на Иисуса Христа. Удивительно, что на протяжении всей
истории человечества
отношение к Иисусу Христу остается тем же: и со стороны простого народа, и со
стороны власть имущих. Одно и то же отношение. На протяжении всех веков.
I. Представители власти
Все мы знаем,
насколько негативным было отношение начальствующих к Иисусу, за некоторыми
исключениями, конечно. Когда представители власти увидели, что народ идет за
Господом и Он творит чудеса, их охватила зависть. Об этом рассказывают святые
евангелисты, особенно евангелист Иоанн. Они всячески пытались умалить Его в
глазах народа. Так, фарисеи говорили: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою
веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12, 24). Когда однажды
начальники послали своих слуг арестовать Иисуса, те повернулись и сказали: «Никогда
человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин. 7, 46). А те что ответили? «Неужели
и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но
этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 47-49).
Вы видите, как руководящие лица унижали Иисуса? Первосвященники,
храмовые священники, фарисеи, книжники — те, кто считались знатоками
своей веры. А со стороны государства — Ирод Агриппа, внук Ирода Великого,
Понтий Пилат — все они были врагами Христа. Когда первосвященники
распяли Его, пришли представители власти, и что они сделали? «Насмехались же
вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого,
если Он Христос, избранный Божий» (Лк. 23, 35-36). И когда воины,
охранявшие гробницу, сообщили первосвященникам, что Иисус воскрес, те —
негодяи и нечестивцы — заплатили им серебром, чтобы они объявили, что
ученики ночью украли тело Его.
Все это враждебное
отношение, возлюбленные мои, как религиозных, так и политических деятелей,
подытожено одной пророческой фразой во втором псалме: «Предсташа царие земстии, и князи собрашася
вкупе на Господа и на Христа его» (Восстают цари земли, и князья
совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его) (Пс. 2, 2).
Такое отношение ко
Господу нашему Иисусу Христу демонстрировали правители всех народов — за
редким исключением. То же самое происходит и по сей день. Лидеры
государств и их представители, независимо от занимаемых должностей, не имеют
хороших отношений с Иисусом. В нашей греческой реальности, слышали ли вы
когда-нибудь, чтобы политики говорили об Иисусе Христе? В какой-нибудь из своих
речей, предвыборной либо другой, слышали ли вы, чтобы они упоминали имя Христово?
Я никогда не слышал. И если вы когда-нибудь услышите имя Божие, это будет «Слава
Богу», но не более того. Из этих слов мы не можем узнать, в какого Бога они
верят. Преподобный Иустин Попович говорит — и это взято из Библии: «Если
ты не исповедуешь Христа, ты не исповедуешь Бога». И, как говорит
евангелист Иоанн: «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца» (1 Ин. 2,
23). Так что мы не знаем, в какого Бога верят эти люди. Потому что никогда в общественном месте из уст
правителей, мэров, я не знаю кого еще, имя Иисуса Христа не звучало. Вы
когда-нибудь слышали его? Тогда расскажите мне, где это было. Масонство,
дорогие мои, буквально захватило наших правителей, может быть, кроме очень
немногих. И поскольку не говорить об Иисусе Христе стало «модой», неким трендом,
даже те, кто не являются масонами, остерегаются упоминать имя Христово. Очень редко
в истории встречались лидеры, дружелюбно настроенные к Иисусу Христу. Крайне редко.
И кое-что похуже. Новое,
современное веяние. Может быть, оно существовало и прежде, но сегодня оно
актуально как никогда. Не веруя во Христа, представители власти говорят о Православии.
В наши дни активно обсуждается роль Православия среди восточноевропейских
народов. Православие воспринимается как сила, с которой надо считаться в
политике. Таким образом — чего греха таить, — как это ни
трагично, христианство используется в
политических целях…
В правящих кругах
не говорят о Христе. Евангелие считается устаревшим и упоминается с некоей
долей презрения, с нескрываемой иронией. Вы когда-нибудь имели возможность
увидеть, как принимаются решения в высших эшелонах власти? Говорят ли там о Христе
Иисусе? Западные религиозные лидеры, как и их предшественники во времена
Христа, вряд ли верят в Него. Их «вера» вызывает большие вопросы. Объяснить
почему? Когда они обсуждают экуменизм, в действительности они имеют в виду синкретизм — воронку, в которую
бросают все религии. [Термин «синкретизм» впервые применил древнегреческий
историк Плутарх для характеристики поведения критян, примиряющих религиозные разногласия
в период усиления внешней опасности — прим. пер.]
А если они выступают
за экуменизм, — немалое количество людей в нашей Восточной Православной
Церкви являются сторонниками экуменизма, и даже высокопоставленные особы, —
мы спрашиваем: верят ли они во Христа? Если они могут поставить Христа на
один уровень с Мухаммедом или Буддой, могут ли они называться христианами? Нет,
такие люди не имеют веры... Понимаете ли вы, что все недавние беспорядки на
Балканах — это, по сути, религиозная война? И за этой религиозной войной
скрываются сатанинские интересы... Понимаете ли вы это? А вы знаете, что религиозные
лидеры — не будем называть их имен — инициируют и поддерживают
эти войны? Вы можете себе это представить? Верят ли эти люди в Христа? Похоже,
что нет. Здесь можно сказать только одно: «Правители нашего государства и прочих
держав, и священноначалие Церкви, и политики, и многие другие — все они предали
Тебя, Господи».
II. Простой народ,
обычные верующие
В Евангелиях
говорится о простом народе — толпе, которая следует за Иисусом. В том отрывке
из Евангелия, которое читалось сегодня на Литургии, апостол Матфей пишет: «Народ
же, видев это, удивился, и прославил Бога, давшего такую
власть человекам» (Мф, 9, 8). […]
Отношение народа к
Христу было удивительным, поразительным — в отличие от отношения правящей
верхушки. Читая Библию, мы видим множество оттенков проявления народной любви к
Иисусу, и это трогает нас до глубины сердца.
Вот, например: «И
учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа
искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь
народ неотступно слушал Его» (Лк. 19, 47-48). В греческом языке в
этом месте употребляется слово ἐξεκρέματο[1], которое означает
«слушать говорящего, затаив дыхание», а его дословный перевод — «держаться за уста
говорящего» (в церковно-славянском тексте: «людие бо вси держахуся Его,
послушающе Его»).
Далее: «А
утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их»
(Ин. 8, 2). Народ шел. А другие? Представители власти? Они шли,
чтобы обвинять. Шли, чтобы разведывать. Шли, чтобы найти причину убить Иисуса.
Далее: «Днем Он
учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. И весь
народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его» (Лк. 21, 37-38).
Ещё: «И весь
народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу» (Лк. 7, 29), то есть
они приняли Иисуса и признали, что Он послан Богом.
Далее: «И он
тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал
хвалу Богу» (Лк. 18, 43).
Ещё: «И, слыша,
народ дивился учению Его» (Мф. 22, 33). То же самое говорили и
слуги начальствующих. «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек»
(Ин. 7, 46).
И наконец (если
это конец): «И множество народа слушало Его с услаждением»
(Мк. 12, 37).
Более того, среди
этой толпы однажды послышался женский голос, восхвалявший Богородицу; и теперь мы
на каждый богородичный праздник во время Божественной Литургии вспоминаем об
этом возгласе во время евангельского чтения:
«Когда же Он
говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно
чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11, 27)
То есть: «Счастлива Мать, родившая Тебя и взрастившая Тебя».
Народ, собравшийся
вокруг Спасителя, внимал этим словам. Какое же поразительное откровение было
даровано этим людям!
Начальствующие, видя
такую реакцию народа, обвинили его в невежестве. «Уверовал ли в Него
кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он»
(Ин. 7, 48-49). Несчастные, жалкие правители, вы будете обвинять народ в
невежестве? Но этот ваш аргумент оборачивается против вас. Почему? Бог
избрал вас для служения людям: наставлять их, утешать в трудные времена и всячески
помогать им. Учили ли вы их закону Божию? Нет. А теперь вы говорите, что этот народ
не знает закона и поэтому проклят? Этих людей — избранный Богом народ — вы,
правители, предаете проклятию?
Поэтому Господь,
возлюбленные мои, видя толпы народа, «сжалился над ними, что они были изнурены
и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9, 36). Эти Евангельские
слова свидетельствуют о величайшей ответственности начальствующих за состояние
народа.
Дорогие мои, на
протяжении всего Нового Завета мы наблюдаем сильный контраст между
политическими и религиозными лидерами и народом. Обратите внимание: и
религиозными тоже. В самом конце Писания, когда идет суд над Иисусом,
политические правители, как и следовало ожидать, проявили безразличие к Нему. Пилат
сказал: «Я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин. 18, 38) и послал Иисуса к
Ироду. Но и тот не нашел в Нем ничего, достойного смерти. И все же Его предают
на распятие — с яростным фанатизмом — религиозные вожди, церковные лидеры. Да, увы.
Один современный писатель сказал: «Если бы Христос пришел снова, церковники бы вновь
распяли Его». Это слова человека, который отрекся от веры, но они сказаны верно.
Так оно и есть.
Что это значит? Власть
имущие стали совершенно безразличны к простому народу, они отдалились от него.
И это происходит на протяжении всей истории. Повторюсь, за редким исключением. Современные
политические и церковные лидеры, как и их предшественники, далеки от Христа. Если
мы рассмотрим, что ими движет, то увидим недальновидное тщеславие. Желание материальной
выгоды. Стремление к благоденствию и удовольствиям всякого рода. А что если придет
Христос и захочет, чтобы мы жили более аскетично, более скромно? Тогда многие
отвергнут Его. Мы видим это, дорогие мои, на примере церковнослужителей. Если некоторые
из них стараются жить по Евангелию, другие — тоже церковники — считают, что они
неправы, враждебно относятся к ним и преследуют их. Это говорит о том, что они поступили
бы также и с самим Иисусом Христом, если бы встретились с Ним.
Разумеется, простой
народ часто поддается их влиянию и следует их дурному примеру. К сожалению, люди
нередко меняются «по образу и подобию» своих правителей. «Каков народ, — гласит
одна поговорка, — таковы и правители». И обратное тоже верно. «Каковы правители,
таков и народ». Конечно, народ обязан уважать начальствующих над ним. Но он не
должен им подражать, когда они согрешают. Народ — это не стадо овец и не табун лошадей.
Это люди, одаренные бессмертной душой. У них есть разум, есть способность к суждению.
Тем более в наше время, когда многие из них — грамотные и образованные. Так
неужели они не могут отличить зло от добра? Это то, о чем сказал Господь: «Итак,
всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не
поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23, 3). Дорогие мои, народ
обладает способностью чувствовать и рассуждать, безошибочно отделяя правду от
лжи. Ощущает, где правда, где истина. Подобным образом происходила рецепция
Вселенских Соборов, не буду сейчас вдаваться в подробности.
Возлюбленные мои, я
должен признать, что наши лидеры, как светские, так и церковные, совершенно
испорчены. Не только по своей жизни, как предупреждал Господь, но и по своим
словам. Они заявляют искаженные и странные вещи. Они утратили всякое чувство
стыда перед людьми. Большинство из них, к моему глубокому сожалению, испорчены
и безнравственны. Поэтому, как священник, как архимандрит — как человек,
который тоже является частью церковного священноначалия, — я обращаюсь к вам с
просьбой: будьте очень осторожны с тем, что мы, священнослужители, вам говорим.
Не верьте слепо. Следуйте Евангелию. Пожалуйста, проявите к нам милосердие, очень
прошу вас. И молитесь за нас, потому что соль действительно обуяла. И, что еще
более важно, я прошу вас не поддаваться гневу или отчаянию. Вся эта ситуация
является верным признаком того, что мы приближаемся к концу времен. Это, без
сомнения, признак конца.
В книге Откровения
описывается, как древний дракон, также известный также как змей или зверь, под
которым подразумевается диавол, поднялся в небо и низверг третью часть звезд. «Хвост
его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр. 12, 4).
Речь идет о падении тех, кто наделен властью. Звезды — это правители.
Народ Божий пусть следует за Христом, даже если его правители, особенно церковные, предали Его. «Посмотрите, кто вы, призванные, — говорит Апостол коринфянам. — Братия, Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор. 1, 27). Под «немудрым мира сего»[2] подразумевается простой народ. Народ Божий, пришедший посрамить сильных и знатных. Так давайте же будем молиться, чтобы мы всегда были народом Божиим, который слышит Его голос и следует за Ним.
Источник:
@Перевод «Трость Скорописца», 2025 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!