«Ибо так возлюбил Бог мир (еще до сотворения мира, прежде всех веков), что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Таково милосердие Божие, что если бы у Него было нечто еще более драгоценное, чем Его Сын, то Он, не колеблясь, пожертвовал бы этим в удостоверение Своей безграничной любви к нам, Его грешным созданиям. Если бы понадобилось, наш сладчайший Господь без колебаний принял бы тысячи смертей, чтобы спасти нас. Однако же, это не нужно.
Крестная смерть нашего
Господа раз и навсегда, «на вечные веки» сокрушила господство диавола и греха, обезоружила
диавола, примирила нас с Богом и ближними и восстановила падшего
человека в его первоначальном призвании.
«И, неся крест Свой, Он
вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (Ин. 19, 17).
Господь несет Свой Крест, как праведный Исаак нес дрова для принесения себя в жертву.
Крест из символа крайнего унижения и бесчестия соделывается символом славы,
поскольку на нем побеждаются все супротивные силы; он становится «хранителем
всея вселенныя», так как его силой разрушаются все ловушки и дела
человекоубийцы-диавола.
Как-то раз один православный
епископ показал маленький крестик одному колдуну, отчего тот затрепетал и не
смог совершить ни одного из своих бесовских «чудес».
Диавол надеялся, что если
ему удастся убить Христа, то это будет его величайшей победой... но оказалось,
что это его окончательное поражение. Ведь он думал, что имеет дело с
простым человеком, а встретился с Богочеловеком — Господом и Творцом всего
сущего.
– Каким образом победил Христос?
«Тростью сокрушилась
держава диавола», — говорит нам один святой.
А преподобный Паисий
Святогорец поясняет: «Власть диавола сокрушилась тогда, когда Христу был
нанесен последний удар по голове тростью. После Распятия Христа диавол — словно
змея с вырванными зубами, лишенная яда»[1].
Он только шипит и пытается нас напугать... У бесов отнята их ядовитая сила. Они ничего
не могут нам сделать, если мы сами не даем им на это права. Крест — это всесильное
оружие, «верных утверждение» и «демонов язва».
Только когда мы оставляем
Крест и другие наши духовные оружия в небрежении, когда мы не «берем свой крест»,
повинуясь Божественным заповедям, тогда враг может воздействовать на нас, ибо
тогда мы выходим из-под крепкой защиты Христа. Тогда мы и не Христовы, ибо не
следуем за Ним.
Христос идет первым, «неся
крест Свой». Кто хочет следовать за Ним, тому Он Сам сказал, как поступать: «Отвергнись
себя и возьми крест свой» (Мк. 8, 34).
Нужно отречься от
греховного ветхого человека, искренне покаяться и взять свой крест. Так мы сможем
последовать за Христом в Его победоносном шествии к «Лобному месту» и
воскресению.
Церковь есть тело Христово.
Мы, христиане, должны подражать Начальнику нашей веры, если мы хотим
принадлежать Его телу, если хотим быть живыми клетками Церкви.
Мы должны быть крестоносителями,
следуя за первым Крестоносителем — Христом. Каждый из нас должен взять свой крест с терпением, надеждой и верой. Мы не должны бросать его или роптать: «За
что мне это, Господи?».
Бог любит нас гораздо
больше, чем мы сами себя любим. Кресты, которые Он попускает нам понести в жизни
сей, Он дает нам для того, чтобы помочь нам по-настоящему покаяться и соединиться
с Ним. И вообще Он дает нам очень легкий крест, чтобы привести нас к
воскресению из гроба страстей и греха. Чтобы даровать нам жизнь вечную.
Он есть Жизнь, Он есть Свет,
Он для нас — все.
Таким образом, Крест
становится самым прекрасным, что только есть в нашей жизни, поскольку он ведет
нас к Спасителю, «краснейшему добротою паче всех сынов человеческих», Жениху
Церкви.
Крест является «красотой
Церкви».
Он становится лествицей,
по которой мы поднимаемся к надмирным обителям Рая.
Он становится для нас опорой,
посохом в пути, а еще — нашим исцелением от укусов мысленного змия.
Точно так же, как в
пустыне исцелялись укушенные ядовитыми змеями евреи, с верой поклонявшиеся медному
змею Моисея, так и мы, уязвленные диавольскими помыслами и грехом, не будем впадать
в отчаяние... Мы знаем, куда нужно обратить свой взор: на Крест Христов.
Разве тогда найдется место
отчаянию, пораженчеству, депрессии, безысходности?
Любовь Божия, исходящая от
Креста, дает нам мужество, силу и покаяние, которое, в конечном итоге, и
исцеляет наши раны через таинство Святой Исповеди.
Но Крест не только
исцеляет нас изнутри, не только собирает воедино разрозненные силы нашей души —
он объединяет общество и делает людей родными друг другу и Богу.
Христианин, ежедневно
несущий свой крест, являет живое присутствие Христа своему окружению, указывая
путь к спасению и другим.
Святой благоверный князь Михаил Муромский
В житиях наших святых есть
множество замечательных примеров последования Христу. Один из таких примеров —
житие Михаила Муромского, русского святого XII века. В его житии
рассказывается, что в 1192 году князь Константин воевал с жителями Мурома,
еще не принявшими христианство. В ходе скоротечной войны благочестивому
православному князю удалось окружить своих противников-язычников в городище.
У них не было никакой надежды ни выйти из него, ни получить помощь или пищу; князю
оставалось лишь ждать, чтобы голод и отчаяние заставили жителей сдаться.
Но князь Константин был
христианином (в отличие от нынешних «христиан», ведущих «гуманитарные» войны),
и он не мог допустить, что станет виновником страданий, мучений и смерти
стольких людей, которых Бог создал с любовью и надеждой на спасение…
Он предложил им мир безо всяких
условий, мир во имя Христа. Но они были язычниками. То, что предлагал им князь-христианин
казалось им непонятным и необъяснимым… Они заподозрили здесь военную хитрость…
И все же они решили принять мир при условии, что князь отдаст им заложником
одного из своих сыновей; если князь предаст их, они отомстят ему, убив ребенка.
Можно представить себе,
что чувствовал отец: он не доверял слову этих людей… и в то же время считал
своим долгом сделать все, что в его силах, чтобы установить мир во имя Христа. Жизнеописатель
говорит нам, как ночью князь ходил по своему срубу, не в силах решиться отдать
сына.
Старший из его детей (14
лет) спал. Младший, девяти лет, наблюдал за ним и после долгих расспросов
выяснил, что происходит. Тогда он сказал ему: «Отец, то, что ты мне говоришь,
это ведь то же самое, что ты мне рассказывал о нашем спасении! Если ты меня
пошлешь к своим врагам — и пусть даже они убьют меня — ты поступишь так, как
Отец наш Небесный поступил по отношению к человеческому роду, а я поступлю, как
Христос поступил: приду примирителем!.. Не сам ли ты учил меня, что мы должны
подражать всем деяниям Иисуса, Спасителя нашего?».
В конечном итоге, было решено выслать наутро мальчика к врагам.
На следующий день юный
Михаил вышел из темного леса, где расположилось осаждающее войско, и пошел к городищу.
Все молча наблюдали за этим из обоих лагерей; с затаенным дыханием люди ждали и
созерцали то, что совершалось: мальчик девяти лет шел один примирять два
народа; шел он потому, что уверовал во Христа, и потому, что его отец так
серьезно уверовал в евангельскую повесть, что в конечном итоге, после
мучительного борения, он все же отдал своего сына.
Вдруг пронеслась стрела,
пущенная со стен городища, и мальчик упал…
И в этот момент случилось
самое неожиданное: люди ринулись к мальчику и со стен городища, и из леса,
забыв, что они враги, забыв, что им грозит смерть друг от друга, потрясенные
ужасом, что эта красота вдруг превратилась в такое страшное уродство.
И когда, обнаружив, что
мальчик умер, они друг на друга посмотрели, их ряды были смешаны и им ясно
стало, что они уже не враги. Единый, единодушный порыв, который их заставил
смешаться вокруг тела убитого мальчика, этот порыв восхищения, ужаса, любви их
примирил.
Святой Михаил Муромский, подражая
Христу, подъял свой крест и понес его добровольно. Он пожертвовал жизнью во имя
мира и любви Христовой. Он подражал Тому, Кто умер за всех людей. За это он наследовал
спасение, сподобился святости и стал примером жертвенной жизни для своих братьев
и сестер. Мы должны жить не для себя, а для Христа и для других. Жертвуя собой,
мы способствуем примирению людей и несем им тот Мир (Еф. 2, 14) и ту Любовь (1
Ин. 4, 8), которые суть Христос. И если святые жертвовали собой ради любви к нам,
своим братьям и сестрам, то насколько же бесконечно больше любит нас Пресвятая
Троица: Бог Отец, Христос и Дух Святый?
Сегодня, в праздник Воздвижения, напоминающий о событиях Страстной Пятницы, мы видим, как Христос несет Свой Крест и терпит распятие на животворящем древе. Пусть Он всегда подает нам Свою благодать, чтобы и мы следовали за Ним, неся свои малые, по сравнению с Его, кресты, дабы сподобиться Воскресения и Его Царства. Аминь.
Конец
и
Распятому
и Воскресшему Христу слава!
Иеромонах
Савва Святогорец, 2018
г.
Источник:
https://www.hristospanagia.gr/τό-νόημα-του-σταυρου-καί-ο-αγιος-μιχα/
@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
[1] Преподобный
Паисий Святогорец. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке. Часть
первая. О грехе и диаволе. Глава вторая. О том, что в наши дни диавол
разгулялся не на шутку.