среда, 26 июля 2023 г.

Память неизвестного по имени инока, удостоившегося явления Архангела Гавриила

 


В похвальном слове просиявшим на Святой Горе Отцам преподобный Никодим Святогорец упоминает и того, не известного по имени блаженного инока, который, живя в подчинении у своего старца, сподобился странноприять в своей келье самого Архангела Гавриила и услышать от него умилительный гимн Богоматери: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего…» и проч. Явление это совершилось в царствование братьев-царей Василия и Константина, называемых порфирородными, сыновей Романа Младшего, в патриаршествование Николая Хрисоверга (984–995 гг.), а повесть о явлении Архангела написана протом Святой Горы иеромонахом Серафимом Фииполом в 7056 (1548) году:

Краткие замечания в связи с открытым письмом священников УПЦ к митрополиту Онуфрию от 23.07.2023



Два дня тому назад, 23 июля 2023 года в интернете появилось «Открытое письмо священников Украинской Православной Церкви к Блаженнейшему митрополиту Онуфрию». Начинается это письмо такими словами:

«Ваше Блаженство! Прошло больше года с тех пор, как Вы инициировали и провели Собор УПЦ, который был призван решить проблему дальнейшего функционирования Украинской Православной Церкви».

Как известно каждому выпускнику духовной семинарии, Церковь являет собой живой Богочеловеческий организм, который таинственно соединяет в себе Христа и членов Церкви. Церковь создали не священники, а Сам Господь наш Иисус Христос (см. Мф. 16, 18). Он же является и Главой Церкви (см. Еф. 5, 23). В послании к Коринфянам апостол Павел называет христианскую общину «строением», себя — «строителем», а основанием — Христа: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» (1 Кор. 3, 11). Вот почему слово «функционирование» является крайне неудачным применительно к Церкви; оно больше подошло бы для описания деятельности некоего механизма или бюрократической организации (недаром работников административного или партийного аппарата принято называть «функционерами»).

Является ли это слово случайностью, оговоркой неведомых нам авторов обращения? Едва ли. Проблема церковного единства рассматривается ими сама по себе — отдельно, в отрыве от Евангелия. В тексте говорится о чем угодно: о войне, о спектре нерешенных церковных проблем, приводятся негативные характеристики патриарха и митрополита Леонида, рассказывается о личных амбициях, а о Христе упоминается только два раза:

«Поймите, мы все готовы до конца терпеть за Христа, за свою веру, за истину. Но… мы не хотим страдать ни за Россию, ни за Путина, ни за Кирилла. А у большинства из нас складывается впечатление, что наши гонения — за них, а не за Христа».

Эти слова очень четко описывают внутреннее мироощущение составителей данного письма-обращения. Восприятие Церкви в качестве организации с неким вышестоящим бюрократическим аппаратом полностью нивелирует само понятие исповедничества и потребность дорожить внутрицерковным единством. А что если подойти к сложившейся ситуации с другой стороны? Чего хочет и чего ожидает от нас Господь? Что если немного помолчать и в тишине помолиться Спасителю и Господу нашему? Не раздастся ли в сердце у каждого из нас тихий и кроткий глас Христов, который был обращен к Апостолам в Великий Четверг на Тайной Вечере:

«Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17, 21–22)

Что если открыть Святое Евангелие и перечитать богодухновенные строки апостола Павла:

«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1, 10)

В целом, текст обращения к митрополиту Онуфрию, который предлагается для подписания священнослужителям, являет собой призыв к окончательному и бесповоротному разрыву с Русской Православной Церковью:

«Мы, священнослужители УПЦ, призываем Вас инициировать немедленный созыв собора УПЦ, на котором должен состояться реальный, а не эфемерный разрыв с РПЦ».

Слово «разрыв» является одним из вариантов перевода греческого термина «схизма» (σχίσμα) — разделение, раскол, распря; в Евангелии от Иоанна слово σχίσμα также используется для обозначения порванной одежды, т. е. оно как нельзя более точно описывает грех раскола, разрывающий нешвенный хитон Христов. Знаменательно, что «Открытое письмо священников» было опубликовано 23 июля — в тот день, когда наша Святая Церковь отмечает праздник, связанный с хитоном Господним: Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве.

Следуя той же логике «церковно-административного аппарата», авторы письма обращаются к митрополиту Онуфрию, призывая его не бояться нарушения архиерейской присяги и последующего за этим запрета в священнослужении, лишения сана, отлучения от Церкви:

«Вы, очевидно, можете бояться этого как верный Богу священник и монах. Однако мы убеждены, что такого решения Москвы не признает ни одна Поместная Церковь мира, поэтому раскольниками и Вы, и мы рядом с Вами, будем считаться только для РПЦ».

Проблема раскола здесь переводится в ракурс общественного мнения, церковной дипломатии и «большинства голосов». Неизвестно, как отреагируют на новый болезненный раскол другие Поместные Церкви, но с доподлинностью можно сказать, как относятся к расколу святые, которые тоже являются членами Церкви, только Небесной, Торжествующей:

«Производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси… грех раскола не смывается даже мученической кровью» (свт. Иоанн Златоуст, толкование на послание к Ефесянам).

«Разделение церквей — дело диавола» (св. Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе»)

«Усилия еретиков и зломыслящих раскольников начинаются обыкновенно с самоугождения, соединенного с надменным и гордым презрением к предстоятелю. Так совершается отступление от Церкви и осквернение алтаря, так возмущается мир Христов, чиноположение и единство Божие» (сщмч. Киприан Карфагенский, письмо к Рогациану).

На «самоугождении», о котором говорит священномученик Киприан, следует остановиться особо. Авторы «Открытого письма священников» ставят на одну чашу весов богозаповеданное единство Церкви, а на другую — потерю паствы, храмов и свой личный престиж:

«Ратуя за эфемерное единство с такой частью паствы, Вы теряете реальную паству прежде всего на западе Украины, но теперь уже и в других регионах. Но справедливо ли заставлять всех переносить потерю храмов, чувствовать себя людьми «третьего сорта» в собственной стране только из-за того, что кто-то (не мы) не хочет терять единство с РПЦ».

Дорогие Владыки и Отцы!

Просим Вас не спешить, но хорошенько подумать, стоит ли ставить свою подпись под этим неудачным и антиевангельским обращением, которое крайне далеко отстоит от того, о чем просил и что заповедал Христос. Если будет незаконно и антиканонически расторгнуто единство нашей Поместной Церкви, нам придется дать ответ перед Вселенской Православной Церковью, земной и Небесной, и перед самим Господом нашим Иисусом Христом.

В заключение, приведем слова исповедника веры, святителя Геннадия Схолария, написанные им в 1452 году:

«Несчастные ромеи. Для чего вы заблуждаетесь, теряете надежду на Бога и возлагаете упование на франков? Для чего вместе с имеющим скоро пасть городом хотите погубить и свое Православие? Боже, умилосердись надо мною. Свидетельствую перед лицом Твоим, что я неповинен в сем преступлении. А вы, несчастные, смотрите, что хотите делать при грозящем вам пленении? Вы дерзаете извратить веру отцов своих и покориться неправде. Никогда не оставлю тебя, любезное Православие, и не отступлю от тебя, священное предание, доколе душа моя обитает в сем теле».

 

25.07.2023

«Трость Скорописца»