Икона «Аз есмь Лоза истинная».
Все, сказанное нами прежде (см. часть 1 и часть 2), представляет собой предысторию создания Церкви.
Вы, конечно же,
слышали, что когда епископ служит Божественную литургию, он, выходя из Царских
врат, говорит: «Призри с небесе, Боже, и
виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница твоя»[1].
Что означают слова о насаждении винограда Богом? Он вывел евреев из Египта и
привел их в землю Ханаанскую. Господь насадил их на этой земле. А Христос сказал:
«Аз есмь Лоза истинная». Эти слова
Спасителя приведены в 15-й главе Евангелия от Иоанна[2]. Что означает «Лоза истинная»? Разве была когда-нибудь лоза ложная? Да. Первая лоза — это ветхозаветный
Израиль, о котором в книге пророка Исаии говорится, что Бог «обнес его
оградою… и ожидал, что он принесет добрые грозди, а он принес дикие ягоды»[3], «виноград их от виноградной
лозы Содомской и с полей Гоморрских»[4]. Совершилось отпадение народа
от Бога. И вместо него насаждается «иной виноград». А лозой, от которой он
произрастает, является Богочеловек Иисус Христос: «Я есмь лоза, а вы ветви»[5]. Все верующие, как ветви с
лозой, соединены с Господом нашим Иисусом Христом. Именно это и есть
Церковь.
Таким образом,
на этом третьем этапе, Церковь входит в мир и распространяется повсюду. Дух
Божий устами Апостола Павла во Втором Послании к Коринфянам[6] изрекает то, о чем говорил
Бог в Ветхом Завете: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и
они будут Моим народом». Господь говорит, что Он не только будет жить
посреди верующих, но и передвигаться, ходить вместе с ними — занимать не
статичное положение, но активное и динамическое, чтобы всем было понятно, что Бог
христиан есть Бог Живой.
Однако мир очень опасен, и Церковь рискует подпасть под его влияние и быть поглощенной миром.