Икона «Аз есмь Лоза истинная».
Все, сказанное нами прежде (см. часть 1 и часть 2), представляет собой предысторию создания Церкви.
Вы, конечно же,
слышали, что когда епископ служит Божественную литургию, он, выходя из Царских
врат, говорит: «Призри с небесе, Боже, и
виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница твоя»[1].
Что означают слова о насаждении винограда Богом? Он вывел евреев из Египта и
привел их в землю Ханаанскую. Господь насадил их на этой земле. А Христос сказал:
«Аз есмь Лоза истинная». Эти слова
Спасителя приведены в 15-й главе Евангелия от Иоанна[2]. Что означает «Лоза истинная»? Разве была когда-нибудь лоза ложная? Да. Первая лоза — это ветхозаветный
Израиль, о котором в книге пророка Исаии говорится, что Бог «обнес его
оградою… и ожидал, что он принесет добрые грозди, а он принес дикие ягоды»[3], «виноград их от виноградной
лозы Содомской и с полей Гоморрских»[4]. Совершилось отпадение народа
от Бога. И вместо него насаждается «иной виноград». А лозой, от которой он
произрастает, является Богочеловек Иисус Христос: «Я есмь лоза, а вы ветви»[5]. Все верующие, как ветви с
лозой, соединены с Господом нашим Иисусом Христом. Именно это и есть
Церковь.
Таким образом,
на этом третьем этапе, Церковь входит в мир и распространяется повсюду. Дух
Божий устами Апостола Павла во Втором Послании к Коринфянам[6] изрекает то, о чем говорил
Бог в Ветхом Завете: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и
они будут Моим народом». Господь говорит, что Он не только будет жить
посреди верующих, но и передвигаться, ходить вместе с ними — занимать не
статичное положение, но активное и динамическое, чтобы всем было понятно, что Бог
христиан есть Бог Живой.
Однако мир очень опасен, и Церковь рискует подпасть под его влияние и быть поглощенной миром.
Древний
и проверенный метод диавола актуален и сегодня. «И потому выйдите из среды
их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас».
Помните, что я говорил вам об Аврааме? Как когда-то Господь говорил ему выйти
из своей земли, так и теперь Он
говорит выйти из мира верующим!
Куда и каким
образом мы должны уйти? Может быть, уйти в горы? Или
в пустынные места, не заселенные людьми? Нет, здесь имеется в виду выход
другого рода — в своем образе жизни. Мы живем посреди людей, мы
живем в миру. Но мы не
должны жить так, как этот мир.
Продолжая,
Господь говорит: «И не прикасайтесь к нечистому». Многие вещи считались
нечистыми в Ветхом Завете, но здесь имеются в виду не они. Речь не идет о мышах
или тараканах, о навозе и т. п. Если мы даже прикоснемся к чему-то из этого, то
легко омоемся и будем чисты. Есть только одна по-настоящему нечистая вещь — это
грех. «Будь осторожен, — говорят своему чаду родители, а через них и Сам Бог. —
Не совершай блудных дел и прелюбодеяния — это грязь, это мерзость. Не кради, не
убивай — это нечистота, это грех». Всю нечистоту
и духовную скверну можно назвать лишь одним словом — грех. Это то, что не
угодно Богу. И в этом отрывке из Священного Писания Он говорит нам не только не
делать грехов, но и «не прикасаться», т. е. не допускать их даже в своих
мыслях. И когда вы будете иметь такое душевное расположение, «Я прииму вас. И
буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями», — говорит нам Господь. Как же
это прекрасно!
Итак, дорогие
мои, вы видите, что означает «быть народом Божиим». Следует постоянно отстраняться
от того, что не угодно Богу. Некоторые задают вопрос: «Должен ли христианин отличаться
от других?». Что на это можно сказать? Мы и так постоянно говорим об этом. Но если
вы хотите услышать еще более подробный ответ, то тогда послушайте, как сильно
Господь настаивает на том, чтобы Его народ отличался от остального мира, о котором
Иоанн Богослов так говорит в своем Первом Послании: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.»[7]. Он говорит, что весь
мир — весь! — заключен в объятия диавола. Слышите? В объятия диавола. Это
очень страшные вещи.
Послушайте, что говорит
Апостол Павел в своем Втором Послании к Коринфянам: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение
праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою»[8].
Кто же такие те, кто преклоняется под чужое ярмо? Раньше, когда вспахивали
землю, — старое поколение еще помнит, как это было, — запрягали двух животных,
например двух волов. Сверху на шею животным набрасывали ярмо, деревянную дугу,
чтобы во время вспахивания они шагали одновременно. В Ветхом Завете говорится,
что не стоит использовать двух разных животных, например, осла и вола, потому что
их силы неравны и тогда одно животное будет тянуть другое. Кроме того, известно, что вол считался чистым животным, а осел, напротив, нечистым,
поэтому их
не следует
ставить под одно ярмо.
Точно
так же не следует, чтобы верующие сочетались браком с неверующими, которые гуляют
направо и налево. В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел говорит нам «не сообщаться с блудниками». А именно он
говорит нам следующее: «Не сообщаться с
тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или
идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не
есть вместе.»[9]. Апостол Павел
призывает христиан даже не садиться за стол с тем, у кого дурная слава, если он
злоречив, сквернословен, если он пьяница или идолослужитель. «Не сообщаться» означает
отделяться от некоторых людей, быть отличным от них...
В своем Послании
к Римлянам Апостол Павел говорит: «И не
сообразуйтесь с веком сим»[10].
«Сообразоваться» (греч.
συσχηματίζομαι) означает принимать
такой же самый образ, такую же форму (греч. σχήμα). Если налить
воды в стакан и поставить его в морозильную камеру, то застывшая вода примет
форму стакана. Точно так же и вы, христианине, не позволяйте втиснуть себя в шаблон
мира сего, потому что тогда вы примете на себя его форму, его образ. «Но преобразуйтесь обновлением ума вашего,
чтобы вам познавать, что есть воля Божия,
благая, угодная и совершенная».
Знаете ли Вы, какой
вред претерпела наша Православная Церковь из-за обмирщения? Некоторые считают,
что обмирщение — это провести электричество в храм, но это вовсе не так. Послушайте,
что говорит по этому поводу апостол Павел в своем Первом Послании Коринфянам: «И пользующиеся миром сим, [должны
быть] как не пользующиеся; ибо проходит образ мира
сего»[11]. Он обращается
к христианам.
Нет никакого
греха в том, если ты купишь новую мебель. Можно ли, чтобы она была красивой? Конечно.
Ведь и Господь сотворил
прекрасным этот мир… Но если ты будешь постоянно пребывать в суете, чтобы не
отставать от других (купить, достать, отхватить, обустроить…), то это как раз и
есть обмирщение. Христиане не живут в каких-то отдельных городах. Они одеваются
как люди своей эпохи. Едят и пьют, как и все люди. Женятся, как и все люди, заводят
детей, но в отличие от других они не уничтожают зачатых детей, избегают
абортов. Если же это не так, то ты идешь в ногу со всеми, и ты — мирской
человек.
Если
Церковь подвергнется обмирщению и будет во всем подстраиваться под запросы
мира, это нисколько ей не поможет и не будет для нее спасительно. Мир не спасает.
Если человек иногда заходит в храм, чтобы поставить свечу или изредка исповедуется
и причащается, но при этом не живет и не мыслит по-христиански, следует знать:
это его не спасает. Вы спросите меня: ну а кто же спасётся? Спасутся,
конечно, лишь немногие, так называемый «остаток». Даже если весь народ Божий усвоит
себе мирское мудрование и подвергнется обмирщению, все равно останутся те, кто
будет верен Богу и Церкви. Поэтому, дорогие мои, не будем
терять надежды.
У
некоторых возникает вопрос: «Каковы
должны быть мои отношения с остальными людьми? Каково мое место в мире сем? Не нужно ли мне соответствовать остальным?». Нет, это не нужно. Некоторые
родители позволяют своим дочерям 14–15 лет гулять допоздна. Они считают, что
если их дочери не будут «выходить в свет», то они не найдут себе мужа и не
выйдут замуж… Сначала она идет в кафе, оттуда на дискотеку, возвращается домой сначала
в полночь, потом в 3 часа ночи, а затем гуляет уже до утра... И катится по
наклонной вниз, а наклонная никогда не кончается… Но это мирской образ
мышления. Если ребенок попросится пойти погулять в какие-то «злачные места», ты
должен сказать: «Радость моя, не ходи туда, это плохое место».
Начинай объяснять им это, пока ещё не поздно, как только начнутся школьные
вечерники в начальных классах. Предложи ребёнку погулять вместе с тобой. А если
у вас есть автомобиль, съездите к морю, но не туда, где толпы отдыхающих:
выбери спокойное, тихое место… Отправьтесь в поход, сходите вместе в горы. Вы можете
находить разные развлечения для детей, но только такие, чтобы их отдых не был
связан с грехом. Чтобы они не проводили время с теми, кто грешен. С теми, кто движим
и одержим плотским мудрованием и образом жизни мира сего.
Мы
почитаем святых — мучеников, преподобных, праведных нашей Церкви — именно
потому, что они не пошли на поводу у мира и не восприняли образ мыслей мира
сего. Они пребывали в этом мире, они жили в нем, но при этом не были мирскими
людьми. В Церкви все верующие призваны стать святыми и мучениками. Как это
может быть осуществимо? Если ты и твой ребёнок видите, что все вокруг предаются
греховным развлечениям, а ты отказываешься следовать за ними, то ты являешься исповедником
веры и мучеником. А святой — это тот, кто отделяется, отличается от других. Слово
«святой» (греч. άγιος) означает особенный, отделённый от всего мирского[12]. Чашу, которая используется
во время Божественной литургии, мы называем «Святая Чаша». Это означает:
особенная, не такая, как прочие. Святой отличается от остального мира, лежащего
во зле. И те, кто войдут в Царствие Божие — это мученики и святые.
Благодарю
вас за внимание.
Архимандрит
Афанасий (Митилинеос)
15.09.2010
Источник: https://myrophoros.blogspot.com/2021/03/blog-post_89.html
[1] См.
также псалом 79, 15–16.
[2] Ин. 15, 1.
[3] Ис. 5, 2.
[4] Втор. 32, 32.
[5] Ин. 15, 5.
[6] 2 Кор. 6, 16–18.
[7] 1 Ин. 5, 19.
[8] 2 Кор. 6, 14.
[9] 1 Кор. 5, 11.
[10] Рим. 12, 2.
[11] 1 Кор. 7,
31.
[12] В Ветхом Завете
«святое» выражается древнееврейским словом «кадош» (קדוש, qadoš), которое обозначало отделение сферы Божественного от этого мира. В Новом
Завете термин ἅγιος обозначает святость самого Бога, а также предназначенный Богу, очищенный для этого, — прим. переводчика.
@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!