Вернуться на главную

четверг, 30 июня 2022 г.

«Права» Церквей и единство Церкви. Каноническо-историческое исследование в связи с украинским церковным вопросом (иеромонах Лука Григориатский).

 


  СВ. МОНАСТЫРЬ ПРЕПОДОБНОГО ГРИГОРИЯ

СВЯТАЯ ГОРА АФОН

Октябрь 2019 г.


Часть I

«ПЕРВЕНСТВО» И «ПРАВО НА АПЕЛЛЯЦИЮ»

СОГЛАСНО СВЯЩЕННЫМ КАНОНАМ


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Наша Святая Православная Церковь, которая является Единой, Святой, Соборной и Апостольской, имеет всю полноту освящающей божественной благодати и божественного опыта. Её единственным Главой был, есть и будет во веки Господь и Бог наш, Иисус Христос. Наша Церковь совершает свой путь сквозь века среди мирских треволнений и ловушек добротоненавистника диавола, подобно кораблю или ковчегу спасения, но поскольку его Кормчий — это Сам Господь Иисус Христос, то корабль «колеблется силою волн, но не погружается в пучину морскую». Есть у нашего корабля и надежный «компас» — Священные Каноны, которые выравнивают его курс, если иногда ему случается сбиться с пути. Величайшим сокровищем Церкви является Её светоносное единство, которое часто нарушается из-за человеческой греховности.

В наши дни Церковь переживает потрясения, а Её единство подвергается испытанию из-за так называемого «украинского церковного вопроса». Величайшую тревогу и беспокойство у многих верующих вызывает, во-первых, одностороннее дарование автокефалии раскольническим группировкам (которые состоят из изверженных из сана и саморукоположенных), а во-вторых — прекращение евхаристического общения с целью противодействия этой автокефалии, предоставленной без предварительного согласия всех Поместных Церквей. Главная же проблема — это глубокое разделение православных и угроза всеправославного раскола. Серьезные пастырские проблемы возникают повсюду: в приходах православной диаспоры и даже в отдельных семьях (из-за разного происхождения и взглядов супругов), на Святой Горе Афон и среди верующих всех Православных Поместных Церквей.

Мы страдаем от разногласий и молимся «о благостоянии святых Божиих Церквей». Мы любим и чтим все Православные Поместные Церкви, потому что все они орошены кровию мучеников и породили сонмы святых, а тем более — Великую Константинопольскую Церковь Христову, которая взращивает нас во Христе.

Однако в виду опасности раскола интересы всей Церкви, а именно единство, предпочтительнее любых других интересов отдельных Церквей.

Текст, который вы сейчас читаете, был написан с любовью и болью за Церковь. Мы, монахи, не являемся в Церкви учителями: наша стезя — покаяние, и только когда Церковь нуждается в помощи, мы можем помочь Ей в меру своих сил, чтобы Она продолжала Свой путь, с единством во Христе и в Истине. Наша речь бедна и невыразительна, но она преисполнена любовью и глубоким уважением к единству Церкви. Это «глас вопиющего о единстве», которое теперь, из-за так называемого украинского вопроса, находится в опасности.

понедельник, 27 июня 2022 г.

Преподобный Иустин (Попович): Радость быть человеком.



«Я обязан благовествовать Евангелие, ибо оно стало волей моей воли, душою моей души, совестью моей совести, существом моего существа. Без него — нет меня. Исключите евангельскую истину из меня, евангельскую правду, евангельский рай, и я — ложь, и грех, и ад! Без Евангелия я есмь без моего бессмертия, без своей вечности, без своей радости, без своего благовестия, — зачем мне тогда жизнь, зачем душа, зачем тело, зачем совесть, зачем мир, зачем небо!..», — так говорил о себе архимандрит Иустин (Попович), ныне — преподобный Иустин Челийский, прославленный Сербской Церковью в лике святых в 2010 году.

Он пришёл в этот мир и ушёл из него в один день — в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Его так и назвали — Благое; благовестие Бога стало его дыханием, смыслом всей его жизни.

Когда умерла его мать, он, глядя на «бесконечно умилительную благость и доброту» её лица, пережил, по его собственным словам, некое «физическое ощущение бессмертия». Впоследствии этот опыт будет просвечивать во всём его творчестве: он пишет о бессмертии человека так, что ты не просто вспоминаешь о своей бескрайности и бесконечности, но и явственно начинаешь чувствовать её.

Ещё в тринадцать лет, во время учёбы в Белградской Свято-Саввской семинарии, где его учителем был святитель Николай (Велимирович), Благое положил за правило каждый день прочитывать по три главы из Нового Завета. Правило это он соблюдал до конца жизни. Позже, будучи уже преподавателем семинарии, он видел главной своей целью научить воспитанников прежде всего жить по Евангелию, научить их претворять евангельские истины в свою природу.

Отец Иустин всегда много заботился о молодых людях, у которых возникали серьёзные духовные вопросы. И в нём самом на протяжении всей жизни проявлялась какая-то постоянная внутренняя молодость и удивительная живость духа. До последнего вздоха он был исполнен восторга перед всяким новым открытием и Божиим чудом: в цветке, в глазах, в человеке и в мире. Получивший прекрасное образование (помимо Белградской семинарии он учился в Санкт-Петербургской духовной академии, в Оксфорде, в Афинском университете) и обладавший редким философским чутьём, он плакал над трагизмом человеческого бытия без Бога и признавался: «Вот, я бы был каким-нибудь взбалмошным философом, вроде слабоумного и тоскливого Ницше, если бы не встретил Господа Христа моего!..».

Бескомпромиссность отца Иустина во всём, что касалось Православной Церкви и Евангелия, часто вызывала недовольство как высших церковных кругов, так и коммунистических властей. Он нередко вынужден был скрываться, несколько раз сидел в тюрьме, а с 1948 года и до конца своих дней жил практически в заключении в маленьком женском монастыре Челие. Там он много времени посвящал писательской, переводческой и издательской деятельности, оставив после себя более тридцати томов сочинений.

«Самое драгоценное, чему он нас научил, — это любить Христа», — писал об отце Иустине один из его семинарских студентов. Этому же — любить Бога, гореть Богом, жить Богом без остатка — учат и все его многочисленные работы, фрагменты из которых мы предлагаем читателю.

понедельник, 20 июня 2022 г.

Прот. Ангелос (Ангелакопулос): «Память всех святых и подражание им в исповедании веры».

 


Апостол Павел пишет в первом Послании к Коринфянам: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16). То же самое провозглашают сегодня и все святые, обращаясь к нам с вами. Если вы христиане, то берите с нас пример! Ибо, как говорит святой Иоанн Златоуст, «праздновать в честь мучеников надо подражанием им». Если мы прославляем святых, мы должны брать пример с их святой жизни. В чем мы должны им подражать? В мученичестве? В аскетическом подвиге? В чудесах? Можем ли мы, грешники, жалкие черви, восприять меру их подвига? Нет. Так чем же мы можем быть на них похожи? Исповеданием веры. Если у тебя нет исповедания верыты не христианин, говорит нам Господь в сегодняшнем евангельском чтении. «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32). Что обозначает исповедание веры? Надо веровать не только в душе и не только хранить веру у себя в сердце, но надо иметь мужество исповедовать её на словах, при других. Так поступали все святые.

Что мы, православные христиане, должны исповедовать в наше время?

пятница, 17 июня 2022 г.

Святогорский игумен Парфений: «Если я скажу им об этом, то не доживу до утра…».

 


Потрясающий диалог между архимандритом Парфением, игуменом монастыря Святого Павла (Святая Гора Афон), и иеромонахом-католиком.

 

Рассказывает архимандрит Парфений:

«Это было примерно пятнадцать лет назад…. Одним воскресным утром, когда мы служили в нашем храме, я как игумен вел службу, а сослужили мне отец Софроний, который еще жив, отец Павел, который уже упокоился, и другие отцы и диаконы.

В начале Божественной литургии в храм вошел один паломник, иеромонах из ордена Бенедиктинцев. Пусть Папа Римский послушает, что я сейчас расскажу.

пятница, 10 июня 2022 г.

Митрополит Августин (Кантиотис): «Святая Троица — образец единства».

 

«Бых в дусе в день недельный, и слышах за собою глас велий яко трубы глаголющия: Аз есмь Альфа и Омега, Первый и Последний» (Откр. 1, 10).

 

Имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы превыше всех остальных; это имя «еже паче всякаго имене» (Флп. 2, 9). Учение о Святой Троице есть центр всего догматического учения нашей Церкви, догмат из догматов.

Именно это мы исповедуем в Символе Веры: мы провозглашаем триипостасность Божества. Вот почему наша вера отличается от других: мы веруем, что Бог един, но имеет три ипостаси — Отец, Сын и Святой Дух. Святая Троица, помилуй мір Твой!

Божественная Литургия, которая служится в храме, тоже начинается с призывания Святой Троицы: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».

Что означают эти слова, если попытаться выразить их более простым языком? «Господи Боже мой, как прекрасен мир, материальный и духовный, который создал Ты, Отец, через Сына в Духе Святом! Троица Святая, слава Тебе!».

* * *

Давайте поговорим, дорогие мои, о Святой Троице. Прежде всего, мы должны с горечью сказать, что современное поколение совершенно не интересуется духовной жизнью и вопросами веры. Но не так было в прошлом. Например, в III–IV веках вопрос о Святой Троице вызывал у людей самый живой интерес.

Св. Афанасий Великий, выдающийся поборник Православной веры, не жалел своих сил для защиты православного вероучения.

Арий отрицал божественность Христа. Его последователи, понимая, что это лжеучение не пройдет, захотели внедрить его незаметно, путём компромисса. Но некоторые вещи несовместимы, например, несовместима правда и ложь…

И какой же они предложили компромисс? «Мы не просим ничего другого, — сказали они, — кроме изменения Символа веры всего на одну букву. Там, где написано «Рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша» (2-й член Символа веры), нужно добавить всего одну «йоту», наименьшую букву греческого алфавита. Чтобы вместо «ομοούσιον» (единосущный) стало «ομο-ι-ούσιον» (подобосущный)».

Но таким образом полностью изменилось бы учение нашей Церкви. Одно дело«единосущный», и совсем другое дело «подобосущный». Православные не согласились на это. И всего лишь из-за одной этой «йоты» происходили величайшие столкновения, и многие верующие пожертвовали своим здоровьем и жизнью, став исповедниками и мучениками, чтобы Символ веры остался без изменений.

Вы видите, какими были тогда верующие? Сегодня, к сожалению, они равнодушны. Если заговоришь с ними на тему догматов, они будут скучать и зевать. Но стоит завести разговор о деньгах, о женщинах и гулянках, о соседях и свадьбах, о политике и выборах… они будут слушать тебя до утра.

О Святой Троице, о догмате догматов? Им не интересно. Итальянский интеллектуал Джованни Папини был сначала неверующим, а затем уверовал в Бога и, изучая Евангелие, написал книгу «История Христа», которая была переведена на многие языки. Там он говорит, что люди сегодня не верят в Святую Троицу, они поклоняются «троице» міра сего.

четверг, 2 июня 2022 г.

Вознесение Господа нашего Иисуса Христа — три ответа на три вопроса (прот. Георгий Драгас).



1. Почему Воскресший Христос ел жареную рыбу и мед?

В сегодняшнем Евангелии праздника мы слышим, что Христос просил и ел «рыбы печены часть и от пчел сот», то есть кусок печеной рыбы и сотового меда (Лк. 24, 42). Почему упомянута эта подробность? В церковном Предании эта деталь имела очень важное аллегорическое значение. Что касается рыбы, то мы знаем, что хотя она и живет в соленом море, но плоть её не соленая, а имеет сладковатый вкус. Подобным же образом и Христос, живший посреди «соленого моря греха» в мире сем, «беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его», т.е. не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53, 9). Христос тоже был «как рыба безгласен» и даже более того, претерпевая Свои спасительные страдания и принимая неслыханные муки и неизреченные хулы от людей. Что же касается мёда и воска, то мы знаем, что мёд сладок, а свеча, сделанная из воска, дарует свет, поэтому они считаются символами духовного наслаждения и просвещения, которые Христос подает верующим после Своего Воскресения. Кроме того, они означают, во-первых, исцеление от великой горечи греха, которую символизирует желчь, данная Ему на Кресте, а во-вторых — расточение непроходимого греховного мрака, который выражала та тьма, что наступила во время Его Распятия.

2. Почему Вознесение произошло на горе Елеонской?

После того, как Христос обратился к Своим ученикам и Своим сладчайшим гласом подтвердил, что Он воистину воскрес из мертвых, и просветил их умы, и согрел их сердца Своим присутствием, Он повёл их на 40-й день после Своего Воскресения на Елеонскую гору, расположенную к востоку от Иерусалима. Вознесение должно было совершиться именно на этой горе, потому что, по древнему преданию, во время Своего Второго Пришествия Господь возвратится именно на неё, телесно и со славою великою, чтобы судить мир. Там праведники обрящут великую милость и возрадуются, а грешники восплачут вечным и безутешным плачем. Эти два противоположных состояния людей обозначены и в названии местности, потому что вершина горы называется Елеон (елей является символом милости Божией), а её подножье — долиной Плача. То же самое было предсказано и пророком Захарией, который ясно сказал: «Вот, наступает день Господа, и стоят ноги Его на горе Елеонской, лицом к Иерусалиму с востока» (Зах. 14, 4).

3. Почему на Воскресшем Теле Христовом сохранились следы от гвоздей?

Почему на нетленном Теле Господнем видны были раны? Всё это было делом Божественного Домостроительства — ради того, чтобы ещё раз засвидетельствовать неизреченную и величайшую любовь Богочеловека к нам, грешным. Он сохранил эти раны на Своем нетленном Теле, чтобы мы никогда не забывали о Его страданиях и чтобы при виде их наши сердца переполнялись благодарностью к Нему и другими священными чувствами. Ничто другое, говорит св. Иоанн Златоуст, не способно оказать на нас столь же сильное и спасительное воздействие, как если мы видим, что Бог возносит следы от Креста и крестной смерти к Престолу величия Своего. По словам св. Августина, Богочеловек сохранил Свои раны и на Небесах, чтобы показать нам, что даже пребывая во славе, Он не забудет о нас, в чем уверяет нас и великий пророк Исаия: «Се, на руках Моих написах стены твоя, и предо Мною еси присно» (Ис. 49, 16), то есть Он никогда не забудет о нас, потому что памятование о нас запечатлено неизгладимыми следами на Его пречистых руках. Возможно, Он сохранил эти раны и для того, чтобы научить нас, что мы сможем войти в Царство Небесное только через страдания и скорби. Если Сам Богочеловек был вознесен на Крест и вошел во славу после такой позорной смерти как распятие, как войти в ту же славу и нам, если мы не последуем узким путем добродетели и не будем терпеть находящие на нас искушения и скорби, подвизаясь подвигом добрым? Об этом нужно помнить всегда…

 

Источник: https://alopsis.gr/η-ανάληψη-του-κυρίου-ημών-ιησού-χριστο-2/

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г. 

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.