Вернуться на главную

вторник, 29 августа 2023 г.

Избавление и мир

В нашей Церкви есть два молебных канона Божией Матери — великий и малый. Великий написал император Феодор ΙΙ (Ласкарис), а малый — благочестивый монах Феостирикт или известный песнотворец Феофан Начертанный.

Малый молебный канон читается прежде всего в период Успенского поста, но также и в других случаях: при опасности или какой-то нужде. Сегодня мы немного расскажем о нем и дадим толкование одного из его тропарей, который гласит: «Избави нас от бед, Богородице чистая, вечное рождши избавление, и мир, всяк ум преимущий». В этом тропаре сокрыта жемчужина — великая истина, которую я попытаюсь вам объяснить.

* * *

О чем здесь идет речь? Мы благодарим Пресвятую Богородицу, Пречистую Владычицу нашу, за рождение Христа, избавление мира. В тропаре это избавление называется «вечным». Слово «избавление» имеет широкое употребление и может относиться и к малым вещам, и к великим. Сейчас мы объясним нашу мысль подробнее.

Здесь, на земле, где мы временно проживаем, мы постоянно пребываем в опасности. Мы подвергаемся опасности во время различных бедствий: пожара, землетрясения, наводнения, болезней и эпидемий, голода, междоусобиц, войны, несчастных случаев и многого другого. Жизнь полна опасностей. И в этих опасностях даже самый сильный и могучий человек в какой-то момент чувствует себя слабым.

Когда в опасности человек, семья или мир, мы должны найти прибежище в Боге. Об этом напоминается в тропаре: «Избави нас от бед, Богородице чистая», т. е. «Боже наш, через Богородицу избавь нас от опасностей, от зол и бедствий, существующих в мире».

Но кроме этих опасностей для тела, которые мы ощущаем, есть и другая опасность, которую мы, к сожалению, не чувствуем. Если у нас заболит голова, если заболеет наш ребенок, если машина попадет в аварию, если мы летим в самолете и в нем происходит поломка, если случается землетрясение или другая беда, мы кричим: «Пресвятая Богородица, я согрешил (согрешила). Пресвятая Богородица, спаси мя!». Тогда мы вспоминаем о Боге. А в другие разы? Разве в другое время мы не подвергаемся опасности? Подвергаемся. Есть еще одна опасность, и она очень велика. К сожалению, никто ее не осознает — ни миряне, ни даже священники и епископы. Давайте сегодня вечером попросим Бога открыть нам глаза, чтобы понять эту великую опасность.

Что это за опасность? Если я отвечу вам прямо сейчас, вы начнете зевать. Потому что все мы — неверующие. Мы — лжехристиане. От того, что я перечислил вам выше, в опасности тело. Но опасности подвергается и нечто другое, бесконечно превосходящее все остальное по своей великой значимости и ценности. Это душа. В опасности пребывает наша душа. Но кто сегодня думает о душе и заботится о ней?

Наша душа пребывает в опасности. И от опасности, грозящей душе, мы должны избавиться, освободиться. Представьте себе такую картину. В старину горы были полны разбойников. Что они делали? Они спускались в города и приходили в дома. Не к беднякам, а в дома богачей. Они хватали самого богатого ребенка, увозили его в горы, а потом присылали отцу сообщение: ты должен дать нам тысячу лир; не пришлешь лиры — мы зарежем ребенка!.. И бедный отец бежал как сумасшедший, чтобы собрать деньги; чтобы отправить их грабителю и спасти ребенка. Разве это было только тогда? Разве сегодня в Чикаго и Нью-Йорке можно увидеть не то же самое? Такие вещи происходят каждый день. Требуют миллионы долларов. У этих денег есть имя. Они называются «выкуп». Это то, что дают люди, чтобы освободить своих родных. Освобождение называется избавлением и спасением.

Обычно выкуп требует похититель, например разбойники. Но опасность приходит не только от них. Есть и некий невидимый главарь, предводитель разбойников, который страшнее всех других. Это диавол. Он захватил души людей и держит их в плену. Пленники злобы и страстей, люди стенают. Души их ищут освобождения. «Бедный я человек!», — говорит апостол Павел (Рим. 7, 24). Кто спасет, кто освободит меня, кто выведет меня из греха?

Откройте в Новом Завете Первое послание Петра, главу 1, стих 18: там говорится о том, что мы спасены от суетной жизни, к которой привыкли, драгоценной Кровию Христа. «Вы искуплены», — говорит он (1 Пет. 1, 18). Мы были в плену у диавола, главаря разбойников, а Христос заплатил за нас выкуп — Боже, вразуми нас, неблагодарных, чтобы мы поняли, что это такое! Какой выкуп Он дал? Деньги, серебро, золото? Нет. Он отдал Свою честную Кровь на кресте. Таким образом были освобождены наши души. Это и есть «вечное избавление», о котором мы слышим в малом молебном каноне.

Итак, есть два избавления: одно малое, временное, а другое — великое, вечное, о котором и говорится в рассматриваемом нами тропаре. 

Повторю еще раз: «Избави нас от бед, Богородице чистая, вечное рождши избавление, и мир, всяк ум преимущий». Обратите внимание на слова «И мир, всяк ум преимущий». Дева Мария родила Того, Кто принес не только избавление, спасение, но также и мир. Какой это мир и какими он обозначается словами? «Мир, всяк ум преимущий» означает, что Христос принес такой мир, который превосходит всякий другой мир сего міра. Подумайте только, что это значит…

Помню, как я был маленьким ребенком лет семи, звонили колокола. Началась война, первая мировая. Она продолжалась четыре года: с 1914 по 1917. Затем снова зазвонили колокола. Мир! И мы слышали от наших отцов и учителей, что войны уже больше не будет. Всё прошло, люди успокоились. Появилась Организация Объединенных Наций, Лига Наций... Но двадцать лет спустя заревели сирены. Оказалось, что мир был ложным и временным! Началась вторая мировая…

Проблемы не решаются языком дипломатии. Дипломатия — дело диавола: это ложь, хитрость, злоба, корысть. Поэтому мы просим: дай нам, Господи, не мир, установленный какой-то организацией типа ООН, а Твой собственный мир. Тот мир, о котором мы слышим во время Божественной Литургии: «Мир всем». Твой мир, подай нам, Христе Боже.

Видите, какие великие смыслы содержит молебный канон ко Пресвятой Богородице? Избавление и мир!

* * *

Закончу сегодняшнюю проповедь одной историей. Однажды ночью в конюшне собралось с десяток человек. Среди них был один старый пастух. Чтобы скоротать время у костра, он задал вопрос молодым: «Скажите-ка мне, ребята, какое зло — самое большое в мире?». Говорили разное: когда ночью приходят волки и съедают овец, когда на стадо нападает болезнь, когда происходит землетрясение или пожар, когда вода в реке поднимется и случается наводнение, когда болезнь обрушивается на людей и никого не остается в живых, когда сталкиваются машины или поезда и погибают люди, когда гром и молния обрушиваются на нас и сжигают все кругом, когда начинается война и т. д. Наконец, высказал свое мнение старый пастух: ничто из этого не является величайшим злом. Самое большое зло — это грех. Нет ничего страшнее греха! Только его одного следует избегать и опасаться, — сказал седовласый старец.

Если бы ангел спустился, чтобы забрать грех из наших сердец и искоренить его, о, тогда звоните в колокола! Мир навсегда. Потому что войны и все другие бедствия являются результатом греха. Где грех, там и погибель.

Это, дорогие мои, то, что я обязан был довести до вашего сведения, что и было  сделано простым и доступным языком. Молите Бога, чтобы Он даровал избавление и мир на Балканах, мир в Европе, мир во всем міре.

† Епископ Августин

(Проповедь митрополита Флоринского, Пресского и Эордейского Августина (Кантиотиса) в храме Святого Пантелеимона во Флорине, 24.07.1974. В период мобилизации).


Источник: https://www.augoustinos-kantiotis.gr/?p=104759

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

четверг, 24 августа 2023 г.

Протопресвитер Петр Хиирс: Послушание — это «сердце» поста

 (расшифровка видео)

Если вы поститесь и серьезно относитесь к посту, это приносит большую пользу для здоровья. Сейчас многие говорят об интервальном голодании и о том, что это очень полезно для здоровья и омолаживает организм. Этим занимаются самые разные люди, даже те, кто не имеет отношения к Православной Церкви. Но мирские люди рассматривают пост только как явление телесное.

А ведь пост касается не только нашего тела. Вы знаете, что является «сердцем» поста? Добродетель послушания.

Святитель Василий Великий говорит, что в Раю люди прежде всего нарушили послушание. Они нарушили воздержание от пищи, своего рода пост. Они были непослушны и ели. И это одна из главных причин, по которой мы потеряли Рай. Это случилось, потому что они не раскаялись в содеянном.

Пост — это послушание Церкви, и поэтому преподобный Серафим Саровский говорит: «Если ты не постишься, ты не можешь считать себя христианином». Мера вашего поста может зависеть от множества факторов, включая состояние здоровья и другие проблемы. Но вы не можете совсем отказаться от поста. Вы должны поститься так или иначе, если вы православный христианин. А еще вам нужен духовник, который будет направлять вас, помогая в решении духовных проблем, а вы должны оказывать послушание.


Источник:  https://youtube.com/shorts/mfEcjnz4RHs?feature=share

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

вторник, 22 августа 2023 г.

Следует ли Молдавской Церкви добиваться автокефалии? (протопресвитер Феодор Зисис)

Протопресвитер Феодор Зисис

Почетный профессор богословского факультета

Фессалоникийского университета им. Аристотеля

 

СЛЕДУЕТ ЛИ МОЛДАВСКОЙ ЦЕРКВИ ДОБИВАТЬСЯ АВТОКЕФАЛИИ?

 

Со мной консультировались о том, может ли и должна ли Церковь независимого и международно признанного государства Молдова добиваться автокефалии. Не останавливаясь на подробном историко-каноническом анализе, который я при необходимости проведу, кратко изложу свои взгляды в соответствии с нашим священно-каноническим Преданием и последними событиями в церковной жизни.

Прежде всего следует отметить, что Священные Правила Святых Вселенских и Поместных Соборов не уточняют порядок предоставления автокефалии. Если бы он был определен, его не нужно было бы ставить в качестве одного из ключевых вопросов среди десяти тем для обсуждения на так называемом «Святом и Великом Соборе», подготовка которого совершалась в течение многих десятилетий и который состоялся в селении Колимбари на Крите в 2016 году. Следует отметить, что вопрос предоставления автокефалии, в итоге, не выносился на обсуждение, потому что был снят в последний момент, а по всем остальным существенным проблемам были приняты согласованные решения.

Священные Каноны со строгостью и поразительной ясностью определяют, что осуществляющие управление Церковью епископы, митрополиты и патриархи не должны выходить за пределы своей юрисдикции и вмешиваться в юрисдикцию других Поместных Церквей. Вторжение в чужую юрисдикцию является тяжким церковным преступлением и строго наказывается. В течение первого тысячелетия церковной жизни пентархия патриархов Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима означала, что существовало только пять автокефальных Церквей. Когда один из пяти (обычно это был Рим) пытался вторгнуться в юрисдикцию другого патриархата, эти действия получали соборное осуждение.

Когда после раскола 1054 года Константинополь остался лишь первым почетным патриархатом на Востоке, он не пытался превратить первенство чести в первенство власти по папскому образцу, а ограничился только своей собственной юрисдикцией и не вмешивался в юрисдикции трех других патриархатов. Он только лишь помогал некоторым церквам, находившимся в затруднительных обстоятельствах во время турецкой оккупации, и ходатайствовал за них перед Высокой Портой, но это вовсе не означало его права на трансграничную юрисдикцию: подобное ходатайство осуществлялось лишь по просьбе другой Церкви и не в качестве вышестоящего или главного, но исключительно в духе братской любви.

Многие приводят в пример автокефалии, предоставленные Вселенским Патриархатом после падения Константинополя (1453 г.) церквам России, Болгарии, Румынии, Сербии, Греции и Албании, чтобы доказать, что только Вселенский Патриархат имеет право на предоставление автокефалии. Однако все эти автокефалии не нарушали юрисдикцию другой автокефальной церкви, поскольку эти области исторически входили в юрисдикцию Константинопольской Церкви — как части Византийской, а затем и Османской империи. Таким образом, даруя им автокефалию, Вселенский Патриархат действовал в рамках священно-канонического Предания Церкви.

Четыре автокефальные Церкви древних патриархатов после дарования новых автокефалий умножились до четырнадцати, и то, что было действительно для четырех патриархатов, действительно и для остальных. Их независимость и автокефалия является полной и не имеет каких-то изъянов. Ни один из патриархов, находящихся во главе более древних патриархатов, включая и патриарха Константинопольского, не имеет права вмешиваться в их внутренние дела, а также решать, имеют ли они право разрешить или запретить какой-либо части своей юрисдикции получить статус автокефальной.

К сожалению, Вселенская Патриархия незаконно нарушила юрисдикцию Русской Церкви и предоставила автокефалию «Православной Церкви Украины», что вызвало разделения и столкновения[1]. Несколько более осторожно она действует в настоящее время в вопросе предоставления автокефалии Церкви Скопье, но и там инициативу должна была взять на себя Сербская Церковь. Почему Константинополь поспешил принять раскольников Скопье в евхаристическое общение? Разве это не должна была сделать сначала Сербская Церковь? И, в конце концов, кто даст им автокефалию: Сербская Церковь или Вселенский Патриархат?

Православная позиция относительно процесса дарования автокефалии, не предусмотренного Священными Канонами, была определена с полным единодушием и согласием во время работы Подготовительных комиссий и конференций, которые вели подготовку Критского «Собора». На заседании Межправославной подготовительной комиссии, которая заседала в Женеве (7-13.11.1993), Генеральный секретарь по подготовке Святого и Великого Собора митрополит Швейцарский Дамаскин (Папандреу), излагая в своем выступлении позиции Поместных Православных Церквей, констатировал, что «существует ясное всеправославное сознание, согласно которому для провозглашения автокефалии Поместной Церкви в каноническом плане недостаточно лишь индивидуального авторитета одной автокефальной Поместной Церкви, или что каноническое предоставление автокефалии немыслимо без того, чтобы прежде заручиться всеправославным одобрением»[2].

В тексте решений данной Комиссии по вопросу «Автокефалии и способа ее провозглашения», среди прочего, указано следующее:

«3. Было отмечено полное совпадение взглядов относительно необходимых канонических условий провозглашения автокефалии какой-либо Поместной Церкви, т. е. относительно согласия и действий Церкви-Матери, обеспечения всеправославного согласия и роли Вселенского Патриархата, а также других автокефальных Православных Церквей при провозглашении автокефалии. Согласно этому:

а) Церковь-Мать, получая просьбу от подчиненного ей церковного региона, оценивает существующие канонические и пастырские предпосылки предоставления автокефалии. В случае, если Поместный Собор в качестве высшего церковного органа даст свое согласие, она вносит соответствующее предложение Вселенскому Патриархату для поиска всеправославного консенсуса и информирует об этом остальные поместные Автокефальные Церкви.

б) Вселенский Патриархат, согласно всеправославным установкам, патриаршим посланием доводит до всеобщего сведения все, связанное с данной просьбой, и добивается всеправославного консенсуса. Всеправославный консенсус выражается единогласием Соборов автокефальных Церквей.

в) Выражая согласие Церкви-Матери и всеправославный консенсус, Вселенский Патриарх официально провозглашает автокефалию ходатайствующей Церкви изданием Патриаршего Томоса. Томос подписывается Вселенским Патриархом и (желательно) Предстоятелями всех автокефальных Церквей, но в обязательном порядке предстоятелем Церкви-Матери.

4. Поместная Церковь, провозглашенная автокефальной, вводится в качестве равноправной в общение Православных Церквей и имеет все общеправославно установленные канонические привилегии (диптихи, поминовение, межправославные отношения и т. д.)[3].

Не было достигнуто согласия и единодушия только по содержанию пункта 3в, о том, кто подписывает Томос об автокефалии. Константинополь хочет, чтобы Томос подписывал только Вселенский Патриарх, а Москва (и вслед за ней и другие Поместные Церкви) хочет, чтобы Томос об автокефалии подписывали предстоятели всех Поместных Церквей или, по крайней мере, предстоятель той Поместной Церкви, к которой принадлежит регион, просящий автокефалии. Этот незначительный вопрос не был решен даже на следующих Подготовительных комиссиях и конференциях, поэтому вопрос об автокефалии, хотя и было достигнуто единодушие в существенных вещах, не обсуждался на Критском «Соборе». Но разве не следует соблюдать то, что было принято всеми и выражает всеправославное сознание?

Вселенская Патриархия действует: а) против Священных канонов, запрещающих вторжение в чужую юрисдикцию, и б) против всеправославного сознания, требующего, чтобы этот процесс начинался сначала с обращения к Церкви, от которой отделяется какая-то её часть, а затем, прежде подписания Томоса, подтверждался всеправославный консенсус посредством соборных решений поместных Церквей — все это она отвергает и попирает. Находясь на пути антиканоничности и антисоборности, она опирается на право обращения с апелляцией, которое якобы признано решениями Вселенских Соборов, то есть на право клириков из других церковных юрисдикций прибегать к Вселенскому Патриарху, когда какие-то вопросы не решаются соответствующими компетентными органами церковного управления их собственной юрисдикции. Однако известно, что выдающиеся византийские канонисты и глубокий знаток и толкователь Священных Канонов преподобный Никодим Святогорец ограничивают право обращения с апелляцией  в юрисдикции каждого патриарха, а не за ее пределами.

Решения всех патриархов и архиереев не обжалуются перед другими патриархами и архиереями, они не могут быть отменены ни в Риме, ни в Константинополе — они бесповоротны. Только Вселенский Собор может принять решение об их отмене. Зонара, упоминая о праве обращения с апелляцией к папе Римскому и ссылаясь на правило Первого Вселенского собора (Никейского), пишет: «Это правило не принадлежит Никейскому собору и не все апелляции епископов предоставляет ему [папе Римскому — прим. переводчика], но лишь подчиненных ему»[4]. А преподобный Никодим Святогорец, толкуя 9-е правило IV Вселенского Собора, на которое ссылается Вселенская Патриархия по поводу права приема апелляций из других церковных юрисдикций, говорит, что «Константинопольский предстоятель не имеет права действовать в диоцезах и областях других патриархов и это правило не дало ему права принимать апелляции по всем делам во Вселенской Церкви»[5].

Исходя из того, что было кратко изложено выше, в ответ на вопрос, может ли и должна ли Церковь независимого государства Молдова просить об автокефалии, проистекает следующее: поскольку Молдова в настоящее время является независимым государством, безусловно, Церковь этого независимого государства может и имеет право просить и получить автокефалию, как это сделали Церкви других государств: России, Сербии, Болгарии, Румынии, Греции, Польши, Албании и Чехословакии. Конечно, это не является обязательным, так как включает в себя и некоторые элементы этнофилетизма. Так, например, Фанар не дает автокефалию Американской Церкви, хотя она и находится на территории свободного и сильного государства, и не позволяет Криту, Додеканесу и Святой Горе Афон, которые уже давно вошли в состав независимого греческого государства, интегрироваться в автокефальную Элладскую Церковь.

Если все же будет принято решение подать прошение об автокефалии, это должно быть сделано соответствующим каноническим способом. Молдавская Церковь находится в юрисдикции Московского Патриархата, а её митрополит является постоянным членом Священного Синода Русской Церкви. Поэтому прошение должно подаваться в Русскую Церковь, и, если Священный Синод РПЦ примет это прошение, они смогут в дальнейшем обратиться к Вселенской Патриархии для обеспечения всеправославного консенсуса и предоставления Томоса об автокефалии. Если же Русская Церковь будет проигнорирована, и Вселенская Патриархия займется предоставлением автокефалии в одностороннем порядке, нарушаются Священные Каноны, запрещающие вторжение в чужую юрисдикцию, и возникнут разделения и расколы, как это произошло и в случае вторжения в Церковь Украины, где на самом деле автокефалия была дарована не канонической Церкви под омофором митрополита Онуфрия, а раскольникам, нерукоположенным и изверженным из сана клирикам под руководством лжемитрополита Епифания. Если Молдавская Церковь обратится не к Москве, а к Константинополю, то она усилит разделения и расколы и также будет нести ответственность за нарушение единства Тела Христова и за препятствование спасению своей паствы.

Ведь всем известно, что Константинополь служит геополитическим планам сильных мира сего на Западе, стремящихся через разделения и расколы нанести ущерб Православию, и прежде всего ослабить политически и церковно самое процветающее и сильное православное государство — Россию[6]. Будет ли Молдова способствовать этому и в церковном плане, как это делает в плане политики её ориентированное на Запад правительство?

 

Источник: http://aktines.blogspot.com/2023/08/blog-post_56.html#more

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.



[1]. См. по этому вопросу нашу книгу: Протопресвитер Феодор (Зисис). Украинская автокефалия. Антиканоническое и разделяющее вторжение Константинополя // Πρωτοπρεσβύτερος Θεοδωροσ Ζησησ, Το Οὐκρανικο Αὐτοκέφαλο. Αντικανονικὴ και διαιρετικὴ εἰσπήδηση τής Κωνσταντινούπολης, Θεσσαλονίκη 2018, Εκδόσεις «Το Παλίμψηστον». Имеются переводы на русский и на болгарский язык.

[2]. См. Николаос Тсирелис. Автокефалия и способ ее провозглашения // Νικολαοσ Τσιρελης, Τ῀ο Αὐτοκέφαλο και τρόπος ἀνακηρύξεως αὐτοῦ, Θεσσαλονίκη, Διπλωματικὴ Εργασία, σελ. 124-125.

[3]. Там же, с. 128-129.

[4]. Комментарий на 5-е правило Сардикийского Собора // Ερμηνευτικο σχόλιο στον 5ο Κανόνα τής εν Σαρδική Συνόδου. Βλ. Γ. Ράλλη - Μ. Ποτλη, Σύνταγμα τών Θείων και Ιερών Κανόνων, Τόμος Τρίτος, Αθήναι 1853, σελ. 241.

[5]. См. «Пидалион» // Πηδαλιον, Εκδοτικος Οίκος «Αστήρ», Αθήναι 1990, σελ. 192, ποσημ. 1.

[6]. См. работу протопресвитера Феодора Зисиса «Западные «крестоносцы» против Православной России. Они же разрушили Православную Византию. Их мишень — Православная Церковь» // Πρωτοπρεσβύτερος Θεοδωροσ Ζησησ, «Δυτικοί "Σταυροφόροι" εναντίον τής Ὀρθόδοξης Ρωσίας. Οἱ ἴδιοι διέλυσαν και το Ὀρθόδοξο Βυζάντιο. Στόχος Ὀρθόδοξη Εκκλησία», Θεοδρομία 24 (2022), 5-17, και στο Διαδίκτυο.

пятница, 18 августа 2023 г.

Украинская «автокефалия»: разоблачительный диалог

 

Протопресвитер

Анастасий Гоцопулос

Клирик храма Св. Николая, г. Патры

Тел.: 6945–377621, agotsopo@gmail.com

 

Патры, 12.07.2023

 

Украинская «автокефалия»:

разоблачительный диалог

На последнем этапе подготовки так называемого «Святого и Великого Собора» (Крит, июнь 2016 года) в Православном центре Вселенского Патриархата в Женеве (Швейцария) с 21 по 27 января 2016 года проходило Собрание Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей.

Протоколы этого собрания были опубликованы в сборнике, выпущенном Секретариатом по подготовке Святого и Великого Собора под названием «Собрание Предстоятелей Святейших Православных Автокефальных Церквей, протоколы и тексты», издательство «Апостолики Диакония» Элладской Православной Церкви, Афины, 2021, 542 с.[1]

В настоящей статье мы опубликуем выдержки из этих протоколов и, в частности, напряженный диалог по украинскому вопросу, который состоялся между Вселенским Патриархом Варфоломеем и Патриархом Московским Кириллом на открытии 2-й, 3-й и 4-й сессий Собрания Предстоятелей.

Важность этого диалога очевидна, если учесть, что это был последний раз, когда эти два Предстоятеля публично и на таком высоком уровне, в присутствии Предстоятелей всех Поместных Церквей, обсудили проблему украинского раскола.

Также в этих диалогах вне всяких сомнений раскрывается всеправославное церковное сознание по украинскому вопросу — в том виде, как оно было выражено в официальном коммюнике Собрания Предстоятелей, при участии Вселенского Патриарха Варфоломея и иных Предстоятелей — глав всех Православных Церквей: Вселенское Православие считает, что Украина в церковном аспекте входит в юрисдикцию Русской Церкви. На вышеупомянутом Собрании Предстоятелей никто не высказал возражения или даже косвенного сомнения в этом!

Даже Вселенский Патриарх, который неоднократно подчеркивает особые отношения украинских православных с Константинопольской Матерью-Церковью, подписав официальное коммюнике Собрания Предстоятелей:

- четко выражает позицию, что Русская Православная Церковь имеет канонические права на Украину, которые Вселенский Патриархат не подвергает сомнению;

- признает митрополита Онуфрия (Предстоятеля Украинской Православной Церкви с правами широкой автономии в составе Московского Патриархата) единственным каноническим митрополитом Киевским;

- осуждает раскольников, не принадлежащих к УПЦ под омофором митрополита Онуфрия;

- не признает действительным рукоположение и, следовательно, действительность архиерейства у всех так называемых «архиереев», которые связаны с расколом;

- обещает, что не даст автокефалии Украине и никоим образом не узаконит раскольников,

- утверждает, что раскол и недействительность рукоположения некоторых архиереев могут быть уврачеваны совместно с РПЦ.

Внимательно читая взгляды Предстоятелей, каждый может сделать свои выводы о том, на ком лежит если не исключительная, то, во всяком случае, главная ответственность перед Богом, Вселенским Православием и историей за серьезный кризис православных отношений и потрясения всеправославного единства...

Апостольское слово звучит как никогда актуально: «Да будет ваше да да, и ваше нет нет, да не впадете вы в лицемерие» (Иак. 5, 12). Кто его не соблюдает, тот услышит порицание Господне: «Горе вам... лицемеры».

Для удобства читателей и облегчения пользования текстами, параграфы выдержек из протоколов пронумерованы от 1 до 36, а слова Вселенского Патриарха Варфоломея выделены синим цветом. Предлагается краткая хронология выдержек из протоколов, а под заголовком «Краткое содержание протоколов» вкратце излагается содержание каждого параграфа. Мы предпочли выделить жирным шрифтом некоторые моменты протоколов, и, не поддавшись искушению, не комментируем (кроме одного пункта) диалог двух Предстоятелей, предвидя, что читатели отнесутся к нему с той серьезностью, которая подобает столь высокому уровню встречи...

Протопресвитер Анастасий (Гоцопулос)