воскресенье, 21 января 2024 г.

Святое Богоявление (митрополит Флоринский Августин Кантиотис)

 

Воссиял, дорогие мои, великий праздник Богоявления, один из древнейших праздников нашей Святой Церкви.

В первые века христианства этот праздник был объединен с празднованием Рождества Христова. В один и тот же день, 6 (19) января, христиане отмечали Рождество Христово, поклонение волхвов и Крещение Господне. Эти три события праздновали вместе. Кто же их разделил? Святой Иоанн Златоуст. Он постановил отмечать праздники Рождества и Крещения отдельно по причине исключительной важности каждого из них. Некоторые не согласились с этим и подвергали святого нападкам и критике. В конце концов, изменения были закреплены в календаре. Единственные, кто продолжает праздновать Богоявление и Рождество вместе, — это армяне. Но давайте пока оставим историю этого дня в стороне и перейдем к его смыслу и значению. [...]

«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков»[1], — говорится в отрывке из послания к Титу, который читается на Божественной Литургии в этот день. Глубина его безгранична. Греческое слово «харис» (χάρις), которое переводится в этом случае как «благодать», имеет еще и другое значение: «помилование приговоренного к смерти». О том, что такое помилование, рассказывает нам Достоевский в одном из своих произведений,[2] где описывается помилование заключенного, но на самом деле этот случай взят из его собственной жизни. Так вот, этого заключенного приговорили к смерти, посадили в тюрьму, а в день казни взяли его перед рассветом, вывели за город и уже собирались убить, как вдруг увидели вдалеке приближающегося всадника, который кричал: «Стойте! я привез от царя указ о помиловании!». Ему была дарована жизнь, он не был казнен! Этот момент Достоевский помнил всю свою оставшуюся жизнь.

Это прекрасный пример того, что происходит со всеми нами. Мы все осуждены, потому что над нами висит приговор: «Смертию умрете» (Быт. 2, 17). С того момента, как мы согрешаем, каким бы ни был этот грех, великим или малым, мы осуждены на смерть: таково наказание, такова цена греха — духовная и телесная смерть, вечная мука. Мы должны были подвергнуться тюремному заключению, казни; быть сожжены, как Содом. Но вместо этого на небе появилась радуга: «Явилась благодать, спасительная для всех человеков». Христос подписал указ о помиловании, но не чернилами на бумаге, как царь; Он обмакнул Свои персты в Крови, пролитой Им в жертву за весь род человеческий и за каждого из нас, и начертал: «ПОМИЛОВАНИЕ». Он даровал нам спасение по великой милости Своей. Об этом говорится и в священных песнопениях нашей Церкви (Неделя 3-я Великого поста, славник на вечерне):

«Христе Боже наш, вольное распятие во общее воскресение рода человеческаго восприемый, и тростию Креста, обагрением червленым Своя персты окровавивый, оставительная нам царски подписати человеколюбствовавый, не презри нас, бедствующих, и паки от Тебе разстояние, но ущедри, едине долготерпеливе, во обстоянии люди Твоя, и востани, побори борющия ны, яко всесилен» [...]

Так мы получили избавление от смерти. И если тот осужденный на смерть не забыл о милости, оказанной ему царем, то насколько же больше мы должны быть благодарны Тому, Кто подписал хартию нашего спасения на страшной Голгофе! Если мы этого не чувствуем, значит, мы еще далеки от Христа. Благодарность ко Господу выражается не только в словах, но и в делах, в повседневной жизни. Как это проявляется? В совершении одних действий и воздержании от других. С одной стороны, в бегстве от нечестия и мірских похотей, а с другой — в новой жизни. Она отличается от прежней в том, как мы теперь ведем себя, во-первых, по отношению к себе, во-вторых, — по отношению к ближним, а в-третьих — по отношению к Богу, и это три круга, в которых протекает наша жизнь. Первый круг обязывает: «целомудренно», второй — «праведно», третий — «благочестиво».

Если ты благочестив, то двигайся в пределах этих трех кругов. Не выходи за их пределы: опасность и смерть! Внутри этих кругов находится счастье. Если живешь «целомудренно, праведно и благочестиво» (Тит. 2, 12), то будешь счастлив. И напротив — если ты живешь беспутно, то будешь несчастен; если ты живешь неправедно, то горе тебе! Если ты живешь нечестиво, то знай, что нечестивые «изгладятся из книги живых» (Пс 68, 29).

От всей души желаю, чтобы в новом году все мы жили «целомудренно, праведно и благочестиво».

(†) Епископ Августин

 

Отрывок из проповеди, источник: http://www.iskiriaki.com/entipa/filladio.kiriaki/2022/2436-2.pdf



[1] Тит. 2, 11.

[2] Монолог Мышкина в романе «Идиот».


@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!