Возлюбленные братья и
сестры! Сегодня, когда мы празднуем память Святых Отцов VII Вселенского Собора, мы
вспоминаем, что такое святые иконы. По сути, иконы — это окно в небо. Через святые
иконы христианин может узреть Царствие Божие. Вот почему святые иконы имеют
огромное значение в нашей жизни, и очень хорошо поступают те христиане (самые
обычные люди, без высокого мирского образования, но воспитанные в благочестии),
которые относятся к иконам с благоговением, включая и простые маленькие иконки,
те бумажные образки, которые широко распространены в наше время. Мы должны
почитать священные образа и в таком виде тоже, потому что даже самая маленькая
иконка, сделанная из дешёвого материала, тоже является источником Божественной благодати,
если мы прикладываемся к ней с благоговением.
Еретики-паписты не
принимают VII Вселенский
Собор, они отвергли его и поэтому они не прикасаются к святым иконам губами.
Они просто делают перед ними небольшой поклон издалека и, судя по всему, хотят
навязать нечто подобное и нам. Посредством распоряжений о ношении «намордников»
в храме нас вынуждают хулить святые иконы: не поклоняться и не прикладываться к
ним. Но, согласно определению Седьмого Вселенского Собора и трехсот
шестидесяти семи Святых Отцов, память которых мы празднуем сегодня, поступающие
таким образом — т. е. не целующие святые иконы, не прикасающиеся к ним — подпадают
под АНАФЕМУ. Это значит что они отделены от Христа и, если они не покаются,
их ожидает геенна огненная. Таким образом, мы понимаем, какое великое кощунство
происходит в наши дни, когда некоторые идут в храм и поклоняются иконам в наморднике.
По сути, они целуют губами ткань, находящуюся у них на лице, и не прикасаются к
святой иконе, которая является источником благодати и не нуждается в
дезинфекции (что они тоже, к сожалению, делают).
Мы не говорим, что не нужно протирать святые иконы, потому что, к сожалению, некоторые прикладываются к ним с накрашенными губами и на иконе остаются следы. Но мы ни в коем случае не должны бояться, что нам передастся какой-то микроб от другого человека, прикладывавшегося к святой иконе прежде нас. В нашей Святой Церкви, конечно же, есть все те микробы и микроорганизмы, которые обычно находятся в окружающей среде, но они не обладают вредоносным действием. Они никому не причиняют вреда, потому что благодать Божия, присутствующая в храме, покрывает и освящает нас и, как говорится в молитвах ко Святому Причащению, нас обожает. Она делает нас Божественным огнем. А Божественный огонь никогда никого не заразит и не заразится сам.
Христиане, находясь в
храме на богослужении, становятся огнем и пламенем, Божественным пламенем, и
поэтому им нечего бояться заражения. Дезинфицировать храм или святые иконы —
это кощунство, после которого должен служиться чин от осквернения храма,
следует переосвящать храм. Недавно я прочитал в новостях, что один из
продезинфицированных храмов на Крите был разрушен землетрясением.
Бог не хочет, чтобы мы богохульствовали
и ложно говорили другим, будто, приходя в храм, мы находимся в опасности. А именно
такое «послание» делает тот, кто носит намордник внутри храма: он
всем своим видом свидетельствует о том, что находится в «опасном месте», где
можно кого-то заразить или же заразиться от других. Это самое настоящее богохульство,
и мы никогда не должны этого делать.
Давайте вспомним борьбу,
которую целых 150 лет наши Святые Отцы вели против нечестивцев, поддержавших
ересь иконоборчества. А ведь это были самые культурные, высокообразованные и «духовные»
люди того времени! И при этом они называли православных, поклонявшихся святым
иконам, «идолопоклонниками» и «идолослужителями». Однако, как мы слышали сегодня
в Апостольском чтении, честь, воздаваемая иконам, относится не к дереву, пластику
или стеклу, а к первообразу. Она восходит к изображенному на иконе лицу: к Господу
нашему Иисусу Христу, Богоматери и к нашим святым. А кто не поклоняется святым иконам
и не прикладывается к ним, по сути, не признает воплощение Сына и Слова Божия.
То есть он сводит на нет таинство Боговоплощения, потому что святая икона как
раз свидетельствует нам о том, что Второе Лицо Святой Троицы, Бог Сын и Слово
Божие стал человеком. Он приобрел человеческую природу, Он восприял плоть, а
значит, у Него есть тело, имеющее форму; у Него есть лицо, имеющее определённые
черты. И поэтому мы можем Его нарисовать, написать Его образ.
Таким образом, тот, кто
не признает, не поклоняется и не прикладывается к святым иконам, по сути, хулит
это таинство Боговоплощения и, если не принесёт покаяния в ереси, конечно же,
не сможет спастись.
Мы говорим это для того,
чтобы все эти вещи глубоко запечатлелись у вас в уме и чтобы вы могли с любовью
рассказать о них и другим, чтобы мы никогда не впадали в это ужасное
богохульство: иконоборчество. Недавно я прочитал, что некие люди зашли в
больницу в Северной Греции (здесь у нас, в Македонии) и, совершая самый
настоящий произвол, сняли со стен все святые иконы, чтобы они, как сказали
пришедшие, «не беспокоили нерелигиозных людей». Я не знаю, так ли все
происходило на самом деле, но если это так, то трагично, что православные греки
стали столь нечестивы и что они вновь впадают в иконоборчество, которое
преследовало нашу Церковь в течение ста пятидесяти лет и было осуждено как
мерзость, ужасная мерзость.
А те, кто приходит
извне, должны уважать наше Предание, нашу Веру и не стремиться навязывать нам свои
убеждения.
Это то, что я хотел
сказать вашей любви в этот праздничный день. Давайте помолимся тем Святым Отцам,
память которых мы празднуем сегодня, а также всем Святым Отцам нашей Церкви, чтобы
они ходатайствовали о нас, укрепляя нас в вере, чтобы мы не уступили
современному иконоборчеству, которое заключается не только в этом намерении
антихристовых властей вынести святые иконы из всех общественных зданий и
больниц, но, прежде всего, в том, чтобы стереть в человеке образ Христа.
Самое большое иконоборчество заключается именно в этом. Это то, что они
хотят сделать при помощи целого ряда уловок и махинаций, включая ношение
намордников и всё остальное. Они желают, чтобы не было видно лица и чтобы в
человеке не проявлялся образ Божий, который, главным образом заключается в
способности человека мыслить, в его свободной воле, способности выбора, но вместе
с тем он выражается и во всем человеке. То, что именуется «еже по образу Божию»
и «еже по подобию Божию», содержится и в душе, и в теле человека. И мы должны
поклоняться Богу с непокрытым лицом, прославляя Его и принимая от Него Нетварный
Свет, просвещающий нас. Бог
желает видеть
наши лица,
а не безликую массу с
натянутыми на лица
тряпками. Это полностью противоречит воле Божией.
Давайте противостоять
современному иконоборчеству всегда и везде, давайте откроем свои лица и будем радоваться,
общаясь со своим ближним лицом к лицу, наблюдая за его мимикой. А также давайте
молиться о спасении друг друга.
Богу нашему слава всегда,
ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Архимандрит Савва Святогорец.
Отрывок из проповеди от 17.10.2021.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=rg0MaU_-jdQ
@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.
Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.
Я просто счастлива от этой проповеди.но к сожалению у нас в Москве просто требуют одеть намордник в церкви.если не подчиняешься.то начинают смотреть на тебя.как на врага.мне очень жаль что так решил Патриарх.
ОтветитьУдалить