воскресенье, 24 октября 2021 г.

«Святые иконы — это окно в Небо» (архимандрит Савва Святогорец).

Возлюбленные братья и сестры! Сегодня, когда мы празднуем память Святых Отцов VII Вселенского Собора, мы вспоминаем, что такое святые иконы. По сути, иконы — это окно в небо. Через святые иконы христианин может узреть Царствие Божие. Вот почему святые иконы имеют огромное значение в нашей жизни, и очень хорошо поступают те христиане (самые обычные люди, без высокого мирского образования, но воспитанные в благочестии), которые относятся к иконам с благоговением, включая и простые маленькие иконки, те бумажные образки, которые широко распространены в наше время. Мы должны почитать священные образа и в таком виде тоже, потому что даже самая маленькая иконка, сделанная из дешёвого материала, тоже является источником Божественной благодати, если мы прикладываемся к ней с благоговением.

Еретики-паписты не принимают VII Вселенский Собор, они отвергли его и поэтому они не прикасаются к святым иконам губами. Они просто делают перед ними небольшой поклон издалека и, судя по всему, хотят навязать нечто подобное и нам. Посредством распоряжений о ношении «намордников» в храме нас вынуждают хулить святые иконы: не поклоняться и не прикладываться к ним. Но, согласно определению Седьмого Вселенского Собора и трехсот шестидесяти семи Святых Отцов, память которых мы празднуем сегодня, поступающие таким образом — т. е. не целующие святые иконы, не прикасающиеся к ним — подпадают под АНАФЕМУ. Это значит что они отделены от Христа и, если они не покаются, их ожидает геенна огненная. Таким образом, мы понимаем, какое великое кощунство происходит в наши дни, когда некоторые идут в храм и поклоняются иконам в наморднике. По сути, они целуют губами ткань, находящуюся у них на лице, и не прикасаются к святой иконе, которая является источником благодати и не нуждается в дезинфекции (что они тоже, к сожалению, делают).

Мы не говорим, что не нужно протирать святые иконы, потому что, к сожалению, некоторые прикладываются к ним с накрашенными губами и на иконе остаются следы. Но мы ни в коем случае не должны бояться, что нам передастся какой-то микроб от другого человека, прикладывавшегося к святой иконе прежде нас. В нашей Святой Церкви, конечно же, есть все те микробы и микроорганизмы, которые обычно находятся в окружающей среде, но они не обладают вредоносным действием. Они никому не причиняют вреда, потому что благодать Божия, присутствующая в храме, покрывает и освящает нас и, как говорится в молитвах ко Святому Причащению, нас обожает. Она делает нас Божественным огнем. А Божественный огонь никогда никого не заразит и не заразится сам.

Христиане, находясь в храме на богослужении, становятся огнем и пламенем, Божественным пламенем, и поэтому им нечего бояться заражения. Дезинфицировать храм или святые иконы — это кощунство, после которого должен служиться чин от осквернения храма, следует переосвящать храм. Недавно я прочитал в новостях, что один из продезинфицированных храмов на Крите был разрушен землетрясением.

Бог не хочет, чтобы мы богохульствовали и ложно говорили другим, будто, приходя в храм, мы находимся в опасности. А именно такое «послание» делает тот, кто носит намордник внутри храма: он всем своим видом свидетельствует о том, что находится в «опасном месте», где можно кого-то заразить или же заразиться от других. Это самое настоящее богохульство, и мы никогда не должны этого делать.

Давайте вспомним борьбу, которую целых 150 лет наши Святые Отцы вели против нечестивцев, поддержавших ересь иконоборчества. А ведь это были самые культурные, высокообразованные и «духовные» люди того времени! И при этом они называли православных, поклонявшихся святым иконам, «идолопоклонниками» и «идолослужителями». Однако, как мы слышали сегодня в Апостольском чтении, честь, воздаваемая иконам, относится не к дереву, пластику или стеклу, а к первообразу. Она восходит к изображенному на иконе лицу: к Господу нашему Иисусу Христу, Богоматери и к нашим святым. А кто не поклоняется святым иконам и не прикладывается к ним, по сути, не признает воплощение Сына и Слова Божия. То есть он сводит на нет таинство Боговоплощения, потому что святая икона как раз свидетельствует нам о том, что Второе Лицо Святой Троицы, Бог Сын и Слово Божие стал человеком. Он приобрел человеческую природу, Он восприял плоть, а значит, у Него есть тело, имеющее форму; у Него есть лицо, имеющее определённые черты. И поэтому мы можем Его нарисовать, написать Его образ.

Таким образом, тот, кто не признает, не поклоняется и не прикладывается к святым иконам, по сути, хулит это таинство Боговоплощения и, если не принесёт покаяния в ереси, конечно же, не сможет спастись.

Мы говорим это для того, чтобы все эти вещи глубоко запечатлелись у вас в уме и чтобы вы могли с любовью рассказать о них и другим, чтобы мы никогда не впадали в это ужасное богохульство: иконоборчество. Недавно я прочитал, что некие люди зашли в больницу в Северной Греции (здесь у нас, в Македонии) и, совершая самый настоящий произвол, сняли со стен все святые иконы, чтобы они, как сказали пришедшие, «не беспокоили нерелигиозных людей». Я не знаю, так ли все происходило на самом деле, но если это так, то трагично, что православные греки стали столь нечестивы и что они вновь впадают в иконоборчество, которое преследовало нашу Церковь в течение ста пятидесяти лет и было осуждено как мерзость, ужасная мерзость.

А те, кто приходит извне, должны уважать наше Предание, нашу Веру и не стремиться навязывать нам свои убеждения.

Это то, что я хотел сказать вашей любви в этот праздничный день. Давайте помолимся тем Святым Отцам, память которых мы празднуем сегодня, а также всем Святым Отцам нашей Церкви, чтобы они ходатайствовали о нас, укрепляя нас в вере, чтобы мы не уступили современному иконоборчеству, которое заключается не только в этом намерении антихристовых властей вынести святые иконы из всех общественных зданий и больниц, но, прежде всего, в том, чтобы стереть в человеке образ Христа. Самое большое иконоборчество заключается именно в этом. Это то, что они хотят сделать при помощи целого ряда уловок и махинаций, включая ношение намордников и всё остальное. Они желают, чтобы не было видно лица и чтобы в человеке не проявлялся образ Божий, который, главным образом заключается в способности человека мыслить, в его свободной воле, способности выбора, но вместе с тем он выражается и во всем человеке. То, что именуется «еже по образу Божию» и «еже по подобию Божию», содержится и в душе, и в теле человека. И мы должны поклоняться Богу с непокрытым лицом, прославляя Его и принимая от Него Нетварный Свет, просвещающий нас. Бог желает видеть наши лица, а не безликую массу с натянутыми на лица тряпками. Это полностью противоречит воле Божией.

Давайте противостоять современному иконоборчеству всегда и везде, давайте откроем свои лица и будем радоваться, общаясь со своим ближним лицом к лицу, наблюдая за его мимикой. А также давайте молиться о спасении друг друга.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Архимандрит Савва Святогорец.

Отрывок из проповеди от 17.10.2021.

 

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=rg0MaU_-jdQ

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.

1 комментарий:

  1. Я просто счастлива от этой проповеди.но к сожалению у нас в Москве просто требуют одеть намордник в церкви.если не подчиняешься.то начинают смотреть на тебя.как на врага.мне очень жаль что так решил Патриарх.

    ОтветитьУдалить

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!