Вернуться на главную

среда, 15 декабря 2021 г.

Беседа о лицемерии (архимандрит Савва Святогорец). Часть 3.



Часть 3. Святые Отцы о грехе лицемерия. Лицемер — это актер.

Предыдущую часть 2 см. здесь.

- Так что же такое лицемерие?

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Лицемерие — это когда одно в разуме твоем, а иное совершаешь». Великолепное определение. Все очень просто. Лицемерие — это когда образ мыслей отличается от образа действия.

Святитель Нектарий также учил, что «лицемерие — это неправедное приобретение мнения о себе от других». Человек пользуется хорошей репутацией, которой он на самом деле не заслуживает, потому что он не настолько хорош, как кажется. «Лицемерие — это злоба под видом добродетели. Поскольку истина является божественной добродетелью, тот, кто её не имеет и показывает себя другим, чем он есть в действительности, — это лицемер и, очевидно, враг Божий». Этот человек ополчается на истину и, по сути, восстает на Христа, потому что истина — это не абстрактный предмет и не идея, но Божественная Личность, Сам Христос. «Я есмь путь и истина» (Ин. 14, 6). Когда человек лжет, он противостоит истине, т.е. Христу. Он становится врагом Христовым. Теперь-то вы понимаете, насколько тяжёлым грехом являются лицемерие и ложь?

Св. Иоанн Златоуст говорит о лицемерах: «От благочестия ожидаешь ты славы? Если ты действительно благочестив и не прикрываешь лукаво свою внутреннюю сущность, радуйся не тому, что ты кажешься благочестивым, но тому, что ты таков на самом деле. Если ты действительно не хочешь быть прославляемым многими, постарайся понять, что не они будут судить нас в день Суда, а Тот, Кто с точностью знает все то, что сейчас не кажется явным. Ты можешь обмануть своим лицемерием людей, но не Бога. Его ты не сможешь обмануть никогда. Бог будет твоим Судией, а не люди.

Если ты сознаёшь свои грехи, но перед другими являешься чистым и непорочным, ты не только не должен радоваться, но должен, напротив, страдать и стенать, с горечью непрестанно вспоминая тот день, когда все откроется». Вот почему Святые Отцы не желали прославления и почета. Люди их почитали, поскольку они подвизались в добродетели и действительно были святыми, но при этом сами они избегали почестей, потому что были наделены смиренномудрием. Они очень хорошо знали немощь человеческой природы. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Если уйдет благодать, вы увидите меня, которого называете святым, бегущего в дом греха». Божественная благодать сохраняет нас от падений. Несомненно, и сам человек тоже должен быть осторожен и внимателен, не следует надеяться только лишь на Божественную благодать, она не спасет нас «магическим» образом. Подвиги — это не наше, они совершаются силою Божией. Нашими являются только грехи.

«Ты наслаждаешься почетом? — спрашивает св. Иоанн Златоуст. — Отвергни его». Не принимай почестей в свой адрес. «Знай, что похвалы делают тебя должником». Если же ты не пользуешься почётом, ты должен быть только этому рад. Сегодня часто бывает, что когда людям говорят нечто лестное — льстецов-то много кругом — они отвечают «большое спасибо». То есть они принимают похвалу. Но это большой промах. Честь принадлежит только Христу. «Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение…». Вся слава принадлежит только Богу.

- Кто ты такой, что хочешь восхитить славу у Бога?

Св. Василий Великий также говорит о лицемере: «Лицемер хранит в глубине своего сердца ненависть, внешне проявляя любовь, подобно рифам, еле заметным над поверхностью воды и причиняющим неосторожным мореплавателям непредвиденное зло». Всем известно, что риф — это подводная скала, которую почти не видно в море. «Лицемерие есть плод зависти, и именно оно является источником всех зол».

Св. Иоанн Златоуст говорил: «Лицемер хочет называться святым и быть почитаемым всеми, чтобы ему поклонялись. Видя его внешнее поведение, ты думаешь, что он все делает по Богу, в то время как сердце его наполнено завистью, коварством и всякого рода злом».

Также и преподобный Нил: «Лицемер использует унылый вид как ширму, которая может скрыть присущую ему дерзость. Хотя он самоуверен, высокомерен, горд и нагл, он предстает перед людьми со смиренным видом». Христос говорил фарисеям: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6, 16).

О лицемерах пророчествовал и пророк Исаия: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мк. 7, 6–7).

Один мудрец говорил: «По голосу и лицу его принимают за агнца, но его внутренность ничем не отличается от нутра дракона». «Волк в овечьей шкуре», все мы слышали это выражение. «Лицемер — это самый неправедный из всех людей, потому что считать себя праведным и не являться таковым — это верх неправедности».

Давайте послушаем одну историю, чтобы передохнуть немного. Чтобы вы увидели, что лицемерие — это театр. Один монах из Фив получил от Бога дар служения ближним и любви. Если кто-то просил его о помощи, Дух Святый открывал ему, сколько следует подать этому человеку. Он засовывал руку поглубже в мешок и все, что мог ухватить рукой, отдавал. Это как раз было столько, сколько на самом деле было необходимо нуждающемуся. Однажды, когда он раздавал милостыню в городе, к нему подошла женщина в старой и рваной одежде с просьбой помочь. Увидев ее жалкие лохмотья, он засунул руку в мешок, чтобы дать ей побольше монет. Но он смог ухватить лишь несколько монет и достал не так много, как ему хотелось. Святой Дух не позволил ему подать большую милостыню.

Затем подошла другая хорошо одетая женщина. Увидев ее наряд, он вновь запустил руку в мешок, чтобы достать поменьше. Он подумал, что раз у нее богатая одежда, ей много не требуется. Но его рука ухватила довольно крупную сумму. Тогда он расспросил об этих женщинах местных жителей. Оказалось, что та, которая была хорошо одета, происходила из богатой семьи, которая разорилась. Она крайне нуждалась в помощи. Хорошее же платье, которое она надела, просто осталось у нее от былой роскоши. А другая женщина нарочно надела убогую одежду, чтобы получить побольше. Она была лицемерна и на самом деле у нее были деньги.

«Лицемер, — согласно св. Василию Великому, — это тот, кто как в театре надевает на себя чужую личину». Слово «лицемер» на древнегреческом языке означает человека, меняющего личины, то есть актёра (от греческого слова ипокрити́с — ποκριτής). «Будучи рабом, — продолжает св. Василий Великий, — он изображает из себя господина, и будучи простолюдином — царя». Каким образом? Меняя маски. В древнегреческом театре один актер играл несколько ролей, меняя маску на лице. Это же происходит и сегодня. Люди просто меняют маски.

«Подобно сему и в этом мире многие лицедействуют словно в театре, иное нося в сердце, а иное выставляя напоказ людям. Лицемерие — это ложь».

Посмотрите, что говорит великий отец Православной Церкви авва Дорофей: «Есть три различных вида лжи: иной лжет мыслию, другой лжет словом, а иной лжет самою жизнью своею».

«Первый способ — солгать мысленно».[1] Что это значит? Иметь внутри себя подозрения, недоверие. Знаете, насколько это мучительно? Это грех. Это ложь. Но человек проговаривает все эти подозрения в уме и даже не думает, что он лжет. И все-таки это ложь, только в разуме. «Мыслию лжет тот, кто принимает за истину свои предположения, т. е. пустые подозрения на ближнего: такой, когда видит, что кто-нибудь беседует с братом своим, делает свои догадки и говорит: он обо мне беседует» Только представьте себе, как это мучительно! «Если прекращают беседу, он опять предполагает, что из-за него прекратили беседу». Якобы увидели его и замолчали. «Таковой лжет мыслию, ибо он ничего истинного не говорит, но все по одному подозрению». Целый ряд мыслей и суждений. Множество помыслов. «От сего происходят: любопытство, подслушивания, злословие, вражда, осуждения». И, конечно, отсутствие любви. Когда есть эта внутренняя ложь, в семье не может быть любви и мира.

«Второй способ — лгать на словах. Человек лжет или для того, чтобы оправдать свой грех, свою страсть, или для того, чтобы посредством лжи достичь своей цели. Он опровергает выдвинутые против него обвинения при помощи лжи. Он лжет до тех пор, пока не исполнит желания своего. Лжет, чтобы произвести впечатление, избежать неприятных ситуаций, чтобы заработать деньги и приобрести различные блага. Тот, кто лжет на словах, в итоге доходит до такого состояния, что ему никто не верит, даже если он говорит правду». В школе мы изучали это на примере сказки с маленьким пастушком, который смеялся над односельчанами и кричал: «На помощь! Волки!». А когда волк действительно напал на овец, никто не откликнулся. То же самое происходит и с лжецом. Он не пользуется ничьим доверием.

Третий вид лжи — это когда кто-то лжет самой своей жизнью. Ведет один образ жизни в реальности, а другой изображает для внешних. Будучи блудником, притворяется воздержным. Будучи корыстолюбив, говорит о милостыне и хвалит милосердие. Будучи горд и надменен, восхищается смирением. Внешне он демонстрирует добродетель или для того, чтобы прикрыть свое истинное «я», или чтобы другие им восхищались. Это двуличный человек и, осмелимся даже сказать, многоликий. «Лицемерие тесно связано с ложью и зачастую тождественно лжи». Это то же самое.

Таким образом, лицемерие — это театр, а лицемер — никто иной, как артист. Это притворное изображение добродетели и благочестивой жизни. Отсутствие внутренней жизни и истинного благочестия, которое, тем не менее, внешне проявляется как таковое, в то время как на самом деле духовной жизни нет. Это театр в наиболее гнусном и худшем своем проявлении. Лицемеры делают все, как сказал Сам Господь, «чтобы показаться перед людьми (Мф. 6, 5). Это притворное изображение дружбы, за которой скрывается ненависть. Вспомните Иуду…

Это враждебность, которая скрывается под личиной доброжелательности, когда тот, кто тебя ненавидит, ведет себя, как твой самый лучший друг. В наши дни лицемерие настолько развито, что человек может тебя убить, а потом прийти на твои похороны и произнести самую прочувствованную и трогательную речь. Говорить о тебе и проливать крокодиловы слезы. Таких масштабов достигло это явление!

См. продолжение Часть 4 здесь.



[1] https://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=169

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!