пятница, 17 декабря 2021 г.

Беседа о лицемерии (архимандрит Савва Святогорец). Часть 4.



Часть 4. Лицемерие как одна из отличительных характеристик мирской жизни. Исцеление от этого греха.

Предыдущую часть 3 см. здесь.

Лицемерие — это притворная, не настоящая жизнь в добродетели. Имитация праведности, обман, принимающий форму истины. Грех, облачённый в добродетель, для того, чтобы продолжать его совершение незаметно для других. Точно таким же образом диавол предстал перед первыми людьми под видом «человеколюбца». Он предстал перед Евой и сказал: «Для чего тебе слушаться Бога? Что принесет тебе это послушание? Чего ты ждешь?.. Важно лишь то, что здесь и сейчас. Съешь то, что Бог сказал не вкушать, потому что Он обманул вас». Он называет другого тем, чем является сам. Обвиняет во лжи Господа Бога. «Если вы вкусите этот плод, то уподобитесь Ему. Именно поэтому Бог повелел вам не вкушать его». Видите ложь, видите притворство? Замечаете лицемерие? В то время, как сам он является злым, он называет таким Всеблагого Бога. То же самое происходит и в наши дни. Сколькие люди не желают даже слышать имя Христово? Можно говорить обо всем, что угодно, только не произносить имя Христа.

И еще. Лицемерие — это главная характеристика, или, мягко говоря, одна из главных отличительных черт мирской жизни. Давайте перечитаем еще раз письмо, написанное около двухсот лет назад преподобному Феофану Затворнику его духовным чадом. Посмотрите, что она пишет о своем времени. Разве не то же самое происходит сегодня?

«И вот что еще вижу: что тут друг друга теснят, вяжут и тиранят, никто своей воли и свободы не имеет. Одеться не смей как хочешь, ступать не смей как хочешь, говорить тоже — и ничего не смей как хочешь». Осмеливаются ли сегодня дети одеваться не по моде, не так, как все? Над девочкой, которая никогда не носит брюк, будут насмехаться в школе, и она начинает делать вид, что тоже следует моде, несмотря на то, что в глубине души она хочет быть со Христом. Но ей стыдно, она стесняется. Существует огромное давление извне! Именно здесь, в такой ситуации, мы должны проявить себя и доказать, что хотим следовать за Христом и быть с Ним, чего бы нам это не стоило, мы должны пройти проверку на прочность ещё в этой временной жизни. В этом христианин должен отличаться от других. В ином выделяться не следует. И пусть ты будешь белой вороной. Если ты отличаешься от других какой-то добродетелью, ты не должен скрывать ее, совершая грехи так же, как все. Такое отличие позволительно и не является соблазном.

- В каком случае наше поведение является соблазном?

Когда становишься единым с миром, с толпой, с модой, с тем мирским духом, который преобладает в обществе, — это грех. Тогда даже если вы ходите в церковь, о вас скажут: «Он — лицемер. Ходит в храм, а ведет себя так же, как мы». «Зачем мне ходить в церковь? — спрашивают юноши и девушки. — Я вижу, как папа и мама постятся, а между тем все время ругаются. Что мне даст хождение в храм? Вы столько лет исповедуетесь, причащаетесь, но разве вы изменились? Нет. Вы такие же, как все. Может быть, самую малость лучше».

«Все у них подчинено какому-то закону, который не знают, кем написан; всех он теснит, но никто сломать его не смеет. Зато и сами делаются тиранами друг для друга. Посмей не послушать кого — горе. Вот вам и свобода! А ведь снаружи посмотреть — все вольница. Вольница, спутанная по рукам и по ногам!». А все это потому, что нами управляют страсти.

- Какая страсть наиболее сильна?

Тщеславие. Человекоугодие, побуждающее нас лицемерить.

«По этому поводу, — продолжает юная девушка, — стала я присматриваться: да от души ли они делают и все прочее. И что же? Может быть, я ошибаюсь, но не увидела ничего, что было бы от души». Все будто запрограммированы и отдают дань моде. «Ласки напускные, готовность к услугам — тоже, взаимоуважение — тоже. Все напускное».

- Что это за европейская любезность? Разве светское обращение это не великое лицемерие?

«Будьте так любезны», «благодарю от души» И ничего более. Равнодушное сердце, часто даже коварство.

«За видимостью, гладкой и изящной, прячется совсем другая душа, которую, если б ее вытащить наружу, никто не нашел бы не только изящной, но и сносной. И выходит, что когда мы собираемся, то представляем собою сборище лицедеек и лицедеев. Комедия! И еще что мне дивно — это то, что от всех веет холодом».

Сегодня мы видим, насколько сильна стала эта общая холодность, и, соответственно, наблюдаем, насколько возросло число одиноких людей. Это совершенно нездорово. Человек не спасается сам по себе. Спасение возможно только через Тело Христово, через Церковь. Поэтому вы правильно поступаете, когда собираетесь в храме и слушаете слово Божие. Потому что там, где есть священник и есть приход, есть и Тело Христово. Там присутствует Сам Христос, там есть Церковь. Там Святая Соборная Церковь являет свое присутствие видимым образом. На таких собраниях верных является Благодать Божия и исцеляется наша душа. Это происходит не только во время Святого Причастия и исповеди, но и во время слушания слова Божия, соборной молитвы. Первые христиане постоянно находились рядом с апостолами и слушали проповеди часами.

«Как же это так?! Ведь все друг за друга, кажется, жизнь готовы отдать, а кругом ходит холод»?

Посмотрите, какой ответ дает ей св. Феофан Затворник: «Совершенно верно. К вашему описанию нечего и прибавлять».

Поскольку время нашей беседы подходит к концу, позвольте мне остановиться на этом и сделать вывод. Следует бороться с лицемерием, где бы мы его не встречали, и в первую очередь — внутри себя. Мы должны анализировать свое внутреннее состояние: где мы лицемерим, где мы лжем. Как мы уже говорили, ложь бывает не только на словах, но и в наших мыслях, и в нашем образе жизни. Кажемся тем, чем не являемся на самом деле. Необходимо внимание и трезвение, чтобы по благодати Божией наступило исцеление и нас самих, и всего мира.

Обратите внимание, какие послания мы получаем сегодня через средства массовой информации, которые вернее было бы назвать «средствами массовой дезинформации»… Они ведут пропаганду греха.

- Вас не удивляет, что сегодня все СМИ и крупные телевизионные каналы поддерживают гомосексуалистов?

Неужели нет ни одного политического деятеля, который бы открыто выразил свое несогласие с этим? Тогда это не подавалось бы людям как нечто, имеющее всеобщую поддержку. Ведь в действительности это не так. Эти несчастные люди представляют собой меньшинство. Мы не желаем иметь с ними ничего общего, но мы любим их, как и всякого человека, созданного Богом. Но мы не можем принять узаконивание извращений и аплодировать им за грех, который они совершают. Мы принимаем их как образ Божий, поврежденный грехом. Каждый из нас тоже имеет греховные повреждения. Но мы не можем принять этот мерзкий и пагубный грех и сказать: «Молодцы, вы поступаете верно». А ведь они хотят именно этого. Это высшая степень нечестия: публично грешить и желать похвалы от других. Как вы можете заметить, у нас постепенно насаждают такое отношение к извращенцам. В Америке это уже пройденный этап. В Америке вас считают «политкорректным», если вы не поднимаете этот вопрос. Считаете, что они тоже «нормальные», просто отличающиеся от остальных.

Пройдет не так много времени и дальше нам скажут, что зоофилы (простите за слово) тоже просто «немного иные». Мы и это примем, вот увидите. Почему? Потому что мы соучаствуем в лицемерии мира и делаем вид, что принимаем его. А когда ты притворяешься, что принимаешь некое явление, оно займет главенствующие позиции. Тогда появляется дьявол и предъявляет свои права. Потом он побудит их издать соответствующие законы. Он уже укрепил свою власть настолько, что когда наши политики проголосовали за закон о легализации однополых «браков», никто не вышел на улицу в знак несогласия! Зато когда угрожала опасность непосредственно нашим карманам, мы вышли на митинги и перекрыли движение. Я вовсе не призываю к тому, чтобы не выходить на улицу. Но если уж протестовать, то ещё и по вопросам духовным. Что касается содомитов, мы даже не обратили внимания на принятие нечестивого закона о них.

Завтра наступит такой момент, что если вы отругаете ребенка — за дело, воспитывая его должным образом — они, пользуясь случаем, отнимут его при помощи соцработников и полиции, потому что вы не будете таким, как того требует система…

Это зло имеет давние корни. И все мы тоже отчасти виновны в нем, потому что связаны страстями по рукам и ногам. Кто-то говорит: «Так голосуют политики, а нам-то какое дело до этого?». Это неверно. Происходит распространение зла, и мы все постепенно становимся замешаны в нем. Нам давно пора начать реагировать на беззаконие и снять маску терпимости ко злу, чего бы это ни стоило. Это и есть настоящее очищение, катарсис.

Св. Григорий Палама учит: «По мере того, как человек навыкает молитве, он постепенно начинает замечать свою нечистоту». Когда все время творишь молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного» (что должны делать мы все), то обретаешь Божественное просвещение, видишь Божественный свет, который прежде всего помогает осознать свое бедственное положение и узреть нечистых и мерзких гадов, гнездящихся в сердце и в уме — демонов и различные страсти. И насколько углубляется это познание собственной греховности и умножается свет, настолько и изгоняются страсти. Человек начинает видеть их омерзительную сущность. Достигает понимания, что раньше всегда носил ужасную маску, принимая её за свое настоящее «я». И тогда возникает решимость сбросить эту маску раз и навсегда. Снять эту гнусную личину страстей и быть тем, кто ты есть на самом деле.

Замечали ли вы, что когда вы приходите к святому, вы отдыхаете душой, потому что вы понимаете, что на нем нет маски, он настоящий. Нет у него такого, чтобы он говорил одно, а подразумевал совсем другое. Он может отругать тебя — да, не без этого — но все это по причине любви. Некоторые мне говорят, что я слишком строг. А я говорю вам в свою очередь — не существует «строгого» духовного наставника. Человек может исцелиться только тогда, когда врач применяет правильное лечение, пусть даже оно будет неприятным и горьким, а не тогда, когда он обманывает больного. Точно так же и духовник. К сожалению, есть и «духовники» без Святого Духа: такие встречаются сегодня и существовали всегда. Святой Симеон Новый Богослов говорил об этом ещё более тысячи лет назад. И в его время тоже были духовные наставники, которые ничего не знали об очищении от страстей, о просвещении ума, обожении.

Сколькие сегодня говорят об этом? Вы услышите от них просто добрые слова. Но одних только добрых слов недостаточно для исцеления, если Святой Дух, который мы получили в Крещении, не активизировался в нас, если умная молитва не будет действовать в нас непрерывно. По этой причине мы не можем быть истинными. Сбрасывание маски происходит изнутри. Каждый из нас носит какую-то маску, и как только мы оказываемся в другом окружении, мы меняем её на другую, потому что одна и та же маска не везде удобна, она не везде подходит. Мы становимся похожими на хамелеонов, которые каждый раз принимают цвет окружающей среды, и ты, наконец, задаешься вопросом: «Кто я такой на самом деле?». Ты не какое-то лицо. Сними маску и окунись во врачевание Церкви, и ты проживешь настоящую жизнь и здесь, и в вечности.

См. продолжение Часть 5 здесь.

@Перевод «Трость Скорописца», 2021 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Комментарии публикуются после проверки модератором. Благодарим за понимание!