среда, 6 октября 2021 г.

Межрелигиозный саммит в Ватикане по окружающей среде. Доклад митрополита Илариона (Алфеева).


«Религиозные лидеры», ученые и эксперты собрались 4 октября 2021 года в Ватикане на межрелигиозный саммит под названием «Вера и наука: на пути к всемирному климатическому форуму COP 26».

На встрече было подписано общее обращение, после чего прозвучали краткие доклады папы Римского, Вселенского Патриарха, Архиепископа Кентерберийского и других делегатов.

Участники саммита в масках на темном фоне имеют несколько зловещий вид.

 

Среди прочих приглашенных, в саммите участвовал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

Ниже приводится текст доклада митрополита Илариона в переводе с английского языка (расшифровка видео, 53:40 — 55:50).

«По единодушному мнению святых, папизм — это ересь» (протопресвитер Анастасий Гоцопулос).



Комментарии к статье богослова Панайотиса Андриопулоса.

 

В местной прессе было опубликовано письмо богослова Панайотиса Андриопулоса под названием «Патры, католики и о. Кирилл». Хотя я считаю, что непростые богословские вопросы весьма опасно обсуждать в прессе, пусть г-н Андриопулос мне позволит, принимая на себя риск, в рамках этой статьи прокомментировать отдельные положения его письма, которые создают опасное смущение в народе Божием.

Г-н Андриопулос пишет: «Священник не имеет никакого права высказывать как официальное никакое догматическое суждение».

Что означают слова: «официальное догматическое суждение»?

1. Если это означает личное мнение, противоречащее учению нашей Церкви, то конечно, как священник, этот человек не имеет такого права. Но разве таким правом обладает епископ или патриарх? Несомненно, и патриарх не имеет такого права, так же, как и священник!

2. Если же это относится к учению нашей Церкви, тогда священник не только имеет право его высказывать, но он имеет первейшую обязанность, имеет высочайший долг выражать и возвещать учение нашей Церкви. Точно такую обязанность имеет и патриарх!

Кроме того, настоящим богословом, согласно преданию нашей Церкви, является Святой — тот, кто живет и передает подлинный опыт Церкви, опыт Божественного Откровения. И конечно, этот опыт, это богословие, авторитетным образом выражается на Вселенских Соборах епископов. Однако это не означает, что в жизни нашей Церкви богословствовали только епископы, как утверждает г-н Андриопулос, а остальные клирики молчали. Безусловно, нет! В богословии тогда еще диакона свт. Афанасия Великого нашли свое выражение догматические определения I-го Вселенского Собора. Богословием иерея Иоанна Дамаскина (который так и не стал епископом) утверждался VII Вселенский Собор. На богословие иерея Максима Исповедника опирался VI Вселенский Собор. Но и позже, в 14 веке, разве не богословствовал свт. Григорий Палама, будучи еще иеромонахом? Может быть преподобный Феодор Студит или преподобный Никодим Святогорец были епископами? Иосиф Bриенний был монахом, но учителем епископов и патриархов Константинопольских!