Отрывок из проповеди архимандрита Афанасия Митилинеоса на Рождество Пресвятой Богородицы. Монастырь Комнинио, город Лариса, 1987 год.
***
Пресвятая Богородица, дорогие мои, это Та, о которой
говорится в книге «Притч Соломона», в
девятой главе: «Премудрость
построила себе дом» (Притч. 9:1). Что это за Премудрость? Речь идет о Втором Лице Святой
Троицы, Ипостасной Премудрости. Это предвечный Бог Слово до Своего явления во плоти.
Под «построенным домом» подразумевается Пречистая Дева, потому что в этот дом,
в эту человеческую природу, пришел и вселился Бог Слово. В силу того, что
именно через Пресвятую Богородицу совершилось воплощение Сына Божия, Ее
рождение стало источником радости и великого благословения для всего творения.
Известно, что в ветхозаветные времена имя давалось
детям, особенно мальчикам, в день обрезания, на восьмой день. Богородице было
дано имя Мария. Это имя несет в
себе множество смыслов. Не углубляясь в его этимологию, я хотел бы подчеркнуть,
что отцы нашей Церкви, толкуя имя Пресвятой Богородицы, разделяют его на
буквы для составления акростиха. Подобно тому, как из отдельных
частей складывается целое, строки акростиха раскрывают смысл главного слова.
МАРИЯ (греч. ΜΑΡΙΑ). Каждая буква этого имени соответствует
первой букве имен пяти женщин, живших в Ветхом Завете, чьи добродетели и
дарования присущи Пресвятой Богородице.
М — Мариам (греч. Μαριάμ), сестра Моисея
и Аарона.
А — Авигея (греч.
Αβιγαία), жена царя и пророка Давида.
Р — Рахиль (греч.
Ραχήλ), жена патриарха Иакова.
Ι — Иудифь (греч.
Ιουδήθ).
А — Анна (греч. Άννα), мать пророка Самуила, жена Элканы.
Давайте обратим внимание на этих пятерых женщин. Что можно сказать о Мариам, сестре Моисея и Аарона?