воскресенье, 4 декабря 2022 г.

Митрополит Морфский Неофит: Чистейший ум Пресвятой Богородицы

Проповедь митрополита Морфского Неофита на вечерне в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в храме в честь иконы «Неувядаемый Цвет» общины Кутрафа митрополии Морфу (расшифровка аудиозаписи).

***

…Дай Бог и всем вам многая и благословенная лета! Но давайте не будем забывать, что наша главная цель — не прожить много лет на земле, но достичь блаженной вечности, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Именно этой жизни, которая не заканчивается никогда, мы должны желать и стремиться к ней всей душой.

Когда мы говорим «многая лета», будь то Владыке, священнику или друг другу, мы должны иметь в виду достижение вечной жизни. А нескончаемую и блаженную жизнь во Царствии Небесном человек обретает через покаяние.

Некоторым людям (не всем, но многим) Господь дарует земное долголетие именно для того, чтобы им встретилось больше удобных случаев к покаянию. Так, поводом для покаяния может стать болезнь или, например, перенесение несправедливой клеветы. Еще один повод для покаяния — это жизнь на чужбине, что очень актуально для множества верующих киприотов. Привести к покаянию может и какая-то из наших страстей, усмирить которую нам помогает хороший духовник, когда, борясь с самими собой, мы шаг за шагом, постепенно преображаемся от худшего к лучшему при содействии благодати Святого Духа. То, о чем я сейчас рассказал, — это далеко не полный перечень, но всего лишь несколько примеров того, как человек обращает свой взор на покаяние в грехах.

Вы только представьте себе, что наша Пресвятая Богородица вошла во Святая Святых, будучи еще совсем маленькой, трехлетней девочкой, рожденной от святых родителей, Иоакима и Анны. Вы, конечно же, помните, что святая Анна была неплодна и не могла родить ребенка. Это было огромным горем для нее, потому что она стала объектом насмешек и осуждения, ведь в еврейском обществе того времени от женщины больше всего ожидали продолжения рода, а особенно — рождения младенца мужского пола, потому что все евреи думали, не родится ли в их роде долгожданный Мессия — Тот, Кто должен был спасти Израиль. Евреи постепенно впали в одно заблуждение: находясь под гнетом Римской империи, они думали, что Мессия придет для того, чтобы дать им политическую свободу, освобождение от захватчиков. Точно так же думали когда-то и мы, жители Кипра: что наше спасение — это освободиться от турок… Истина же заключается в том, что для каждого человека, где бы он ни жил, главная цель — это достичь вечной жизни. Именно для этого Пресвятая Богородица и вошла во Святая Святых в трехлетнем возрасте. Не для того, чтобы спасти евреев от римлян или сегодняшних греков от турок… У Господа есть свой план и для турок тоже, мы с вами уже говорили об этом не раз.

Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна

Сегодняшний праздник, дорогие отцы и братья, напоминает нам о том, что Пресвятая Богородица в возрасте трех лет была посвящена на служение Богу своей материю, прежде неплодной Анной, и своим отцом Иоакимом. Они оба были очень преклонного возраста, и рождение чада произошло чудесным образом. Вследствие глубокой старости они физически были неспособны к зачатию ребёнка. Но невозможное людям возможно Богу. Произошло чудо, и Анна — которую по праву можно было назвать «бабушкой», потому что когда она родила Богородицу, ей было около 80 лет — зачала ребёнка. И тогда она сказала Богу: «Господи, то Дитя, которое родится у нас, мы посвятим Тебе и отдадим его в храм с трехлетнего возраста. Молю Тебя: позаботься о том, чтобы рожденное нами Чадо прожило жизнь благословенную и праведную».

Икона Введения Пресвятой Богородицы во храм

И вот, три года спустя, произошло Введение Богородицы во храм. Ее сопровождали девы, посвященные Богу, которые жили в храме Соломона словно монахини, скажем так. Они шли за Нею со свечами. Первосвященником в ту пору был святой пророк Захария, отец святого Иоанна Крестителя. На иконе сегодняшнего праздника мы видим, как он встречает с распростертыми объятиями Пресвятую Деву Марию. Она не была первой девой, которую привели в храм: по традиции еврейского народа, при храме должно было жить 12 дев. Их приводили туда в раннем возрасте, и они могли оставаться в храме до своего взросления, после чего им на смену приходили другие. В храме Соломона было специальное место, где жили эти девы; место это было подобно монастырю. Там о них заботились, но для чего? После замужества у одной из них мог родиться Мессия, вот почему эти девы должны были оставаться невинны и чисты — и душою, и телом.

Бог открыл святому пророку Захарии, что дочь престарелых Иоакима и Анны — не такая, как все остальные девы. Дух Святой возвестил в сердце его, что Ее надлежит ввести во Святая Святых — туда, куда первосвященник входил только один раз в году. Пророк Захария оказал послушание Святому Духу и ввел Ее во Святая Святых. Здесь на меня производит особое впечатление то, что с этим согласились и другие евреи. Как говорится в одном из псалмов, род сей — «мятежный», но здесь и они принимают Ее.

Св. пророк Захария встречает Пречистую Деву Марию 

Пресвятая Богородица жила во Святая Святых с трех до пятнадцати лет. Она не вкушала пищу, которой обычно питались другие девы. И всем было интересно, чем же она питается. А питал ее Архангел Гавриил — тот, которого называют «Ангелом Богородицы». Ангел по-гречески означает «вестник». Кто принес Богородице благую весть о том, что Она родит Сына Божия? Конечно же Гавриил. Кто привел с Востока в Вифлеем волхвов к Спасителю, направляя их светом звезды? Той, звезды, которую по сей день ищут астрономы и астрологи (современные волхвы). А звездой этой был сам Архангел Гавриил, принявший облик звезды. Так вот, Архангел Гавриил приносил с Небес хлеб, которым питалась Пречистая.

Пресвятая Богородица не совершила никакого греха ни словом, ни делом, ни помышлением. Пребывая в храме, Она научилась вниманию, а точнее — хранению ума (греч. νος). Находясь во Святая Святых, Она посвятила весь Свой ум Богу. По учению Святых Отцов, ум есть око нашей души. Он служит для души тем, чем глаза служат для тела. В нашей душе есть еще и другие составляющие. Одна из них — это воображение (греч. φαντασία), которое имеется у нас всех, а особенно (и даже в некотором избытке) развито оно у художников. Пресвятая Богородица никогда не использовала свое воображение так, как делаем это мы, — для вещей бесполезных и мирских. И Она избегала холодного, рассудочного мышления, которое принято называть «рассудком» и «интеллектом» (греч. διάνοια). Именно он порождает лишние мысли и рассуждения, философствование и те идеи, которые так характерны для нашей сегодняшней греческой, да и вообще для европейской «цивилизации». Она с величайшим вниманием блюла ту силу души, которая отвечает за оценочное суждение (греч. κρίσις). Преподобный Иоанн Дамаскин называет её мнением (греч. γνώμη). С нами нередко случается так, что формируя свое мнение, мы начинаем оценивать, сравнивать и немедленно переходим к осуждению; мы начинаем обвинять других и оказываем предпочтение себе, поставляя себя выше других — происходит зарождение греха… Все это — наши страсти, которые следует изживать из своего сердца.

Мы не упраздняем ни рассудка, ни воображения, ни различных чувств, ни ума, ни способности делать суждения — все они является силами нашей души, дарованными нам Богом. Главное — уметь правильно пользоваться ими. А если мы где-то «упадем» и по ошибке осудим другого, воспримем неправильные идеи, сделаем ложное заключение (что случается с нами каждый день), мы сразу же должны принести покаяние.

Как говорится в последовании Великого повечерия: «И даруй нам, Господи, бодр ум, целомудр помысел, сердце трезвящееся». Сердце трезвящееся — это сердце, которое болезнует о своих грехах, кается и стремится к очищению. Борьба со страстями — это наш удел, необходимое делание... Но Пресвятая Богородица не согрешала ни одной из сил Своей пречистой души. Ее ум был непрестанно занят только одним: исполнением во всем воли Божией.

Эта преблагословенная Дщерь сохраняла не только чистоту телесную, но и совершенную чистоту ума — то, что нам постичь очень трудно. Если мы постараемся удержать свой ум без развлечений хотя бы полминуты, я уже не говорю полчаса, мы не справимся. Мы очень скоро начнем рассуждать и… осуждать. Сможем ли мы избежать бесполезных мыслей, не вспомнить во время молитвы ни о какой из житейских забот? Не подумать о том, что подадут к столу завтра на праздник? Но Пресвятая Владычица наша Богородица сохраняла Свой ум от всего нечистого и греховного, а также от излишнего попечения о мирском; от всего, что могло бы отдалить Ее от Бога. И Ее способность рассуждать, и Ее способность оценивать, все Ее заботы и мысли были направлены только к одному: как Ей неразлучно пребывать с Пресвятой Троицей, с Богом. И поэтому именно Она стала избранницей Божией и была освящена Духом Святым, который позднее снизошел на Нее. И Та, которая пребывала в Соломоновом храме, во Святая Святых, и Сама стала храмом Духа Святого, вместилищем Божества. Таким образом нам был ниспослан величайший дар — наш Господь и Бог, Богочеловек Иисус Христос, нераздельно и неразлучно пребывающий с Богом Отцом и с Духом Святым, и вочеловечившийся от Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

Икона Рождества Христова 

Но для этого нужна была подготовка. И сегодняшний праздник является подготовкой к величайшему событию Благовещения, а затем — Рождества Христова. Святые Отцы нашей Церкви премудро составили годовой круг богослужений, поместив Введение во Храм прежде праздника Рождества Христова. С 15/28 ноября начинается Рождественский пост, когда мы ограничиваем себя в пище, отказываемся от мяса, молочного, яиц… При этом, постясь телесно, очень важно, чтобы мы заботились и о хранении ума. Как говорил преподобный Паисий Святогорец: «Дети мои, нужно, чтобы вы научились непрерывно возделывать добрые помыслы». И работать над этим нужно каждый день…

Однажды я спросил преподобного Иакова Эвбейского: «Геронда, что ты делаешь, когда просыпаешься утром?». Преподобный Иаков был очень простым, бесхитростным человеком и всегда открывал свое сердце, если доверял тебе. Он сказал мне в ответ:

«Когда я просыпаюсь, то сажусь на кровати и трижды повторяю: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». А затем молюсь так: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе». И эти слова повторяю три раза. После я иду в храм, где буду служить Божественную Литургию и причащаться Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, победившего грех и смерть, одержавшего победу над диаволом, поэтому я должен подготовить свой ум и наполнить молитвой душу мою, поэтому я повторяю много-много раз молитву «Богородице Дево, радуйся!».

Эту молитву вы неоднократно слышали на службе, мы поем ее на каждой вечерне на благословении хлебов:

«Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

На фото: преподобный Иаков Эвбейский

И он продолжил:

«Эту молитву я произношу шёпотом. А вечером, когда я читаю Псалтырь, совершаю молитву по четкам и делаю земные поклоны, мое сердце жаждет молитвы и, как рыбка, когда ее начинают кормить, хватает корм, так и сердце мое старается ухватить каждое слово молитвы. А когда я оканчиваю свое правило, в моем сердце непрестанно, неведомым образом движется молитва к Матери Божией: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою!». Иду умыть лицо: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою!». Надеваю носки: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою!». Облачаюсь в рясу, чтобы отправиться в храм: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою!». До тех пор, пока я не зайду в храм, я непрестанно молюсь к Богородице и произношу это ангельское приветствие, молитву Архангела Гавриила, в сердце своем».

Точно так же следует начинать день и нам с вами. Всем нам нужна не только пища для тела, но нужна и пища для души. А пища для души — это Святое Причастие, покаяние и молитва. Поэтому я прошу вас, для вашего блага и для блага ваших семей, начинайте свой день с призывания Святой Троицы: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!». А затем, в течение дня, много раз молитесь Божией Матери. У нашей Церкви есть и другие, более краткие молитвы к Богородице, которые могут показаться кому-то удобнее для частого произношения, например, «Пресвятая Богородица, спаси нас!». Но я предпочитаю читать молитву «Богородице Дево, радуйся» полностью, хотя эта молитва и немного длиннее. Знаете, почему? Эту молитву произнес Ей Архангел Гавриил. И мне кажется, что она больше нравится Пречистой, вы почувствуете это сами. Попытайтесь и вы начинать таким образом ваше «введение» в новый день.

Матерь Божья начала свое служение Богу с Введения во храм, когда вошла в Святая Святых. Давайте и мы поместим в свое сердце Святая Святых — Пресвятую Владычицу нашу Богородицу. И таким образом обретем блаженную вечность, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».

Теперь я присяду, так как у меня болит нога. Удивительно, но пока я беседовал с вами, я забыл о боли, а сейчас она снова вернулась, поэтому я сяду, а вы можете подходить за благословением и прикладываться к иконе, а затем выходите через северную дверь.

Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй и спаси нас, аминь!

Проповедь митрополита Морфского Неофита на вечерне в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в храме в честь иконы «Неувядаемый Цвет» общины Кутрафа митрополии Морфу (20.11.2021).

Источник: https://tasthyras.wordpress.com/2021/11/24/μόρφου-νεόφυτος--καθαρότατος-νος-τ/

@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.