Архимандрит Григорий Константинос, доктор богословия
***
Великий господский праздник
Преображения Спасителя является одним из самых важных как в богословии нашей
Церкви, так и в жизни христиан.
Этот праздник напоминает
нам о том, что Преображение Христа должно коснуться и нашей жизни, стать частью
и нашего духовного опыта. Это касается не только монашествующих и духовенства, и
не сводится лишь к рассуждениям о богословии или догматике.
На горе Фавор Христос
открыл апостолам Петру, Иакову и Иоанну славу Божию, нетварный свет, который
они смогли узреть своими бренными глазами. На это действие Христа указывает и святитель
Григорий Палама.
Христос не изменился, но
позволил апостолам увидеть то, кем Он на самом деле является, при помощи их телесных
очей.
Тоска по видению славы Божией
и нетварного света преследует человечество с момента его изгнания из Эдемского
сада.
Евангельский отрывок,
читаемый сегодня, описывает момент Преображения, свидетелями которого стали три
апостола и два пророка.
В это же время раздался голос
Бога Отца, подтверждающий божественность Иисуса Христа.
Несмотря на то, что в
Евангелиях есть много свидетельств о божественности Христа, такие как хождение
по морю, воскрешение мертвых, различные чудеса и т. д., Преображение занимает среди
них особое место, поскольку Сам Христос избрал этот момент, чтобы показать и
явить нам Свое божество.
Это происходит во время
разговора с двумя великими ветхозаветными пророками Моисеем и Илией о
предстоящих страданиях, мучениях и кресте, которые Его ожидают.
Внезапно появляется сияющее
облако, окутывающее все вокруг. Наступает тишина, наполненная благоговением. Кондак
праздника гласит: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои,
славу Твою, Христе Боже, видеша...». Они увидели столько, сколько им было
по силам.
Облако покрывает гору. Это облако славы Божией. Это облако, которое окутывало Моисея при встрече с Богом. Это облако, которое унесло пророка Илию с земли.