
АННОТАЦИЯ
к работе «Биоэтические и богословские проблемы в связи с технологией искусственного интеллекта (ChatGPT)»
Автор: Преосвященнейший Николай (Хадзиниколау), митрополит Месогийский и Лавреотикийский, доктор философии Гарвардского университета, Массачусетского технологического института, Университета им. Аристотеля в Салониках
Технология искусственного интеллекта и ее последние удивительные продукты, такие как ChatGPT, вызвали страхи, скептицизм, острые конфликты, а также отставку высокопоставленных должностных лиц соответствующих компаний, поскольку все это знаменует собой настоящую революцию в жизни человека, которая переходит ненарушимые границы — производит оригинальные изображения, видеоролики, архитектурные идеи, музыкальные произведения, искусно написанные тексты, все более похожие на созданные людьми или даже превосходящие их.
По мере того, как происходит технологическая имитация человеческого мышления и логики, а также появляются новые формы и способы коммуникации, создается новый вид виртуального существа с ограниченной свободой выбора, дегенеративной самостоятельностью и механизированной идентичностью. Это технологическое существо не похоже на человека биологически и эмоционально и не имеет его моральных достоинств и недостатков, но при этом наделено знаниями, речью и творческим мышлением и, таким образом, способно к коммуникации. Оно обладает возможностями безошибочной работы, однако без гарантий безошибочности. Его знания не подчиняются его собственной воле, поскольку оно не имеет воли. Его сила и ценность, если таковые имеются, проистекают из его огромных возможностей, но не из его добродетелей. Рядом с человеком, созданным по образу и подобию Божию, появляется человеческая технологическая конструкция, лишенная свойств живого существа, но выражающая себя как гуманоид, как мыслящая логическая сверхмашина, лишенная красоты человеческой асимметрии.
Существует реальная опасность поверить, что люди действуют подобно компьютерам во плоти и что они подобны машинам, обладающим мышлением и интеллектом, с которыми мы можем общаться. Общение происходит без общности, свободное мышление подчинено массиву информации, а человек — цифровой машине. Человек — это порождение любви, и любви Божественной, в то время как продукты искусственного интеллекта — это порождения человеческой гордыни. Уже обозрима вероятность того, что нечеловеческий интеллект создаст новый мир, подверженный дезинформации, или что появятся новые идеологии, новые культы, новые концепции нравственности, новая культура — совершенно чуждые уже существующим.
Люди не имеют острой потребности в искусственном интеллекте; они нуждаются в Божественной мудрости. Первое может принести разрушение; второе гарантирует жизнь. Современный мир больше, чем когда-либо прежде, нуждается в свидетельстве нашей Церкви о ее Вечной Истине.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Появление
искусственного интеллекта
II. Диалог с чат-ботом на базе
искусственного интеллекта ChatGPT-3
III. Биоэтические проблемы
Преимущества и недостатки искусственного
интеллекта
IV. Богословские размышления
Превосходство человека
Научное всезнание и технологическое
всемогущество
Сомнение в Боге и самообожествление
Интеллект и мудрость
Взаимоотношения человека и его виртуального
технологического образа
Идолопоклонство или новая антропология?