среда, 28 августа 2024 г.

Честь, ответственность и боль Пресвятой Богородицы (митрополит Флоринский Августин Кантиотис)

 

«Она взошла на Елеонскую гору помолиться, и деревья чудесным образом опустили ветви и склонились перед Ней»


Сегодня, дорогие мои, великое торжество и ликование — праздник в честь Успения Пресвятой Богородицы. Мы скажем несколько слов о Ее всечестном Успении, которое является венцом всех богородичных праздников года.

Богородица по двум своим великим добродетелям девству и смирению заслужила быть «престолом» «Царя»[1], «сосудом», принявшим «миро неистощимое»[2], Господа нашего Иисуса Христа, облагоухавшего вся.

Однако насколько велика была честь, которой Она удостоилась, настолько же велика была и ответственность, которую Она приняла на себя, и боль, которую Она испытала. С момента рождения Божественного Младенца Она не знала покоя: если любая жена, достойная высокого звания матери, лишает себя удобств и развлечений и идет на жертвы, движимая любовью к своему чаду, то насколько же больше это касается Пресвятой Богородицы!

Ни одна мать не страдала столько со своим ребенком, сколько Она. Она родила Его в пещере, в стойле для скота. Прошло не так много дней, и Ирод наточил свой нож, чтобы убить Ее Сына. Ночью она была вынуждена взять Новорожденного на руки и вместе с праведным Иосифом бежать в Египет (все матери, что приехали беженцами из Малой Азии с младенцами на руках, спасаясь от Кемаля, нового Ирода нашего племени, могут в какой-то степени прочувствовать боль Богородицы). Когда они вернулись из Египта, маленький Иисус не пошел в школу; Он работал плотником, и, наблюдая за тем, как Он рос, Богородица видела в Нем восходящую звезду: для матери нет ничего прекраснее, чем видеть свое дитя, цветущее весной жизни.

Иисус рос, и Богородица заботилась о Нем. Но как не все дни в году наполнены солнцем, так и в жизнь Божией Матери вновь пришли тучи и бури. Иисус вырос, занялся общественной деятельностью и начал проповедовать; но в то время как малые и смиренные слушали Его, великие мира сего — политическое и религиозное руководство — возвели на Него брань.

Что последовало за этим, общеизвестно. Иисус Христос был арестован как последний преступник; связан, отведен на синедрион первосвященников, в преторию к Пилату и во дворец к Ироду и приговорен к смертной казни. Когда Богородица увидела неблагодарную толпу, кричащую о Ее Сыне: «Распни, распни Его» (Лк. 23, 21; Ин. 19, 6), и услышала вынесенный Ему приговор, то исполнилось пророчество Симеона, говорившего, что «оружие» пройдет (пронзит) Ее душу (Лк. 2, 35). Потому что, когда больно ребенку, матери больнее вдвойне и втройне; и только те матери, которые видели, как в страшные годы преступники убивали детей у них на глазах, могут прочувствовать боль Богородицы, узревшей на кресте Своего Единородного Сына — на Голгофе, в Великую Пятницу. Она не оставила Его: Она оставалась там, у креста, и видела кровь, текущую из Его непорочного Тела.

И Христос не забыл Ту, что дала ему плоть и вскормила его своим молоком. Пребывая на кресте в страшных муках, будучи не в состоянии пошевелить рукой или ногой, Он глазами указал своей Матери на Иоанна и сказал: «Се, сын Твой», а Иоанну показал на Свою Мать и сказал: «Се, Матерь твоя» (Ин. 19, 26-27). С этого момента ученик взял Богородицу в свой дом и заботился о Ней как о своей матери.

На этом заканчиваются свидетельства о житии Пресвятой Богородицы в Священном Писании; других агиографических сведений у нас нет. Об успении Богородицы мы узнаем из Священного Предания. Православные, в отличие от хилиастов и протестантов, признают Священное Предание наравне со Священным Писанием, согласно увещеванию апостола Павла «Держите предания» (2 Фес. 2, 15). Стало быть, из древнейших преданий сохранились следующие сведения о последних днях Богородицы.

После Вознесения и Пятидесятницы Она жила с горячим желанием покинуть сей мир. Итак, время пришло. И как прежде «Ангел предстатель с небесе послан бысть, рещи Богородице: радуйся!»[3], так и теперь тот же Архангел Гавриил сошел и сообщил Ей, что через три дня Она отойдет. Люди Божии часто предчувствуют свой конец, тем более Богородица! Она не расстроилась: Она была рада, как радуется мать, когда ее сын из Австралии или Канады шлет телеграмму: «Мама, приезжай ко мне». Синаксарь на этот день, помещенный в Минее, вкратце сообщает нам примерно следующее.

Она взошла на Елеонскую гору помолиться, и деревья чудесным образом опустили ветви и склонились перед Ней. Вернувшись, Она зажгла свет, возблагодарила Бога и позвала близких и соседей. Она убрала весь свой дом, приготовила Себе погребальное ложе и все необходимое для похорон. Она объявила всем присутствующим о полученном извещении и показала им пальмовую ветвь, которую дал Ей ангел. Все начали плакать и скорбеть, но Она утешила их. Двум бедным вдовам, с которыми Она была хорошо знакома, Она оставила два Свои платья.

В то время, как Она делала необходимые приготовления, раздался звук грома и появились облака, которые принесли святых апостолов со всех концов земли. С ними прибыли и святые иерархи Дионисий Ареопагит и Иерофей и, наконец, апостолы Тимофей и Павел. На скорбь и причитания всех собравшихся Богородица сказала: «О ученики и друзья Моего Сына и Бога! Не превращайте Мою радость в грусть, но похороните Мое тело в том же положении, в каком оно будет на смертном одре». Затем она легла на свою постель, помолилась о сохранении и умиротворении всего мира, благословила всех и предала Свою душу в руки Своего Сына и Бога.

С факелами и пением гимнов апостолы подняли Ее ложе и понесли Ее богоприимное тело к гробнице, а воздух наполнился ангельским пением. Тогда начальники иудеев стали подстрекать толпу опрокинуть гроб. Но Божественное правосудие ослепило их и отсекло руки тому, кто осмелился протянуть их и дерзко схватиться за священное ложе; они так и висели на нем. Но все те, кто уверовал и принес покаяние, получили исцеление. Так процессия прибыла в Гефсиманию, апостолы положили тело в гробницу и оставались там три дня, при этом непрестанно были слышны ангельские голоса.

По Божественному Промыслу один из апостолов (Фома) не успел на погребение. Когда настал третий день, все решили открыть ради него могилу. Однако, открыв ее, они с удивлением увидели, что гробница пуста: тела там не было, оно было перенесено на Небо; там осталась только плащаница, которую они сохранили как неоспоримое доказательство взятия Пресвятой Богородицы на небеса.

* * *

Такова, мои возлюбленные, история сегодняшнего праздника. Я хотел бы подчеркнуть два момента.

Во-первых, в этом мире страдают все, и Богородица — не исключение. Бедные матери, вдовы, страдающие и брошенные, утешьтесь! Посмотрите в зеркало, а зеркало для каждой женщины — это Богородица. Посмотрите на Богоматерь! Как жила Она, так должны жить и вы — со стойкостью, верой и терпением.

Второе. Вы видели, что случилось с евреем, который совершил нечестивое действие? Братья мои, когда я думаю о наших грехах, мне хочется заплакать, снять облачения, пойти в пещеру, в свой монастырь, куда я ходил еще будучи маленьким ребенком, и молиться по четкам в затворе. Есть много страшных грехов, но один из самых ужасных — это так называемая «матерная брань»: и мы в этом бьем все рекорды, тогда как турки до сих пор почитают Богородицу (говорят, что в 60-е годы, когда заболел президент Турции, его жена пошла босиком в Балыклы, в церковь Пресвятой Богородицы, чтобы помолиться за мужа).

Виноваты мы все, а не только те, кто сквернословят, потому что мы не возмущаемся и не противостоим этому. Я припадаю к вашим ногам и прошу вас не говорить матерных слов, если вы хотите, чтобы у нас было благословение Христово. Если продолжится матерщина, произойдет великое землетрясение. Да устрашимся мы гнева Божия! много несчастий приходит в нашу страну. Прошу вас, давайте мы все станем хранителями чести Пресвятой Богородицы. Пусть ни один язык не посмеет хулить Ее святое имя; пусть все языки станут единой кифарой, которая будет восхвалять Ее во веки веков.

Митрополит Августин (Кантиотис)

Запись проповеди, произнесенной в Свято-Успенском монастыре в селении Кладоррахи (Флорина) на праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1967 году.

Источник:

https://katanixi.gr/mitropoliti-florinis-p-aygoystinoy-k/



[1] Акаф. 1, 4.

[2] См. кан. 1,1; 9,3.

[3] Акаф., икос 1.

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.