воскресенье, 31 января 2021 г.

Протопресвитер Анастасий Гоцопулос: «Святой Марк Ефесский: его эпоха и наша эпоха».

Свт. Марк. Фотий Кондоглу. Роспись. Греция. 1959 г.

Январь, как я уже говорил ранее, — это месяц великих отцов и учителей нашей Церкви. Он начинается с праздника святителя Василия Великого и заканчивается Собором Вселенских учителей и святителей, а между ними мы празднуем память великих богословов — Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Григория Богослова, Григория Нисского, Максима Исповедника, святого Игнатия Богоносца, великих преподобных отцов Антония, Евфимия, Феодосия, Павла Фивейского, Макария Египетского, Ефрема и Исаака Сирина.

В Синаксаре праздника святого Марка есть двустишие:

Держит Атлант небосвод на плечах в древних мифах,

Держит и Марк Православную веру — не в мифах, а в жизни.

То, что говорит церковный песнописец о святом Марке Ефесском — не просто одна из поэтических фигур речи. Он действительно по силе своего духа может быть назван атлантом Православия, который удержал на своих плечах все богатство святой Православной веры. Св. Марк был послан Самим Богом, Который никогда не оставляет Церковный корабль без управления, хотя иногда и кажется, что он брошен на волю стихии и подвергается смертельной опасности; что его вот-вот поглотят накатывающие одна за другой волны, вздымаемые из бездны врагом рода человеческого. Несмотря на все это, св. Марк Ефесский оставался «единоборцем», как называет его святой Никодим Святогорец; он боролся с западным папизмом и победил его. Он прославил Православный Восток и способствовал тому, чтобы воссияла истина — в ту эпоху, когда императоры и патриархи опасно заигрывали с волчищами Запада и готовы были предать им на растерзание паству многострадальной Восточной Церкви.

Прежде чем перейти к житию этого замечательного святого, необходимо хотя бы вкратце описать политическую и церковную обстановку того времени. Святой Марк Ефесский жил в первой половине XV века, за несколько лет до падения Константинополя. А именно — в период псевдовселенского Собора, проходившего сначала в Ферраре, а затем во Флоренции, показной целью которого было «объединение православных и папистов» или так называемая «уния» (1438–1439), а глубинной целью — порабощение Православия Папой.

Давайте кратко рассмотрим церковную историю того времени.