понедельник, 1 апреля 2024 г.

Курс экуменического диалога в свете православного святоотеческого учения и церковного догматического сознания

Архимандрит Афанасий Анастасиу,

проигумен священной обители Большие Метеоры


Наше время, к несчастью, испытывает огромное влияние со стороны многочисленных ересей и, главным образом, со стороны «всеереси» межхристианского и межрелигиозного экуменизма, который проявляет себя и навязывает себя с помощью терминов, средств и практик «новой эпохи» (New Age) . В этом и состоит отличие современных многообразных ересей от древнейших ересей, известных в нашей церковной истории: они наносят вред не определенной истине, но всему зданию православной веры, не оспаривая её явным образом. Конечно же, униатствующий характер экуменизма, который в наши дни еще более укрепился, основывается на откровенно неоэпохальной логике. Он не ущемляет Православие видимым образом, но лишает его богооткровенного и сотериологического характера, поскольку отождествляет и приравнивает Православие к ереси, которую признает за «другую версию» истины.

Учение святителя Григория Паламы и его послание для нашего времени


Автор: Протопресвитер Георгий Металлинос 


1. Исихазм[1] являет собой квинтэссенцию Православного предания и по своей сути он тождественен тому, что охватывает и выражает термин ПРАВОСЛАВИЕ. Вне исихастской традиции Православие невозможно представить; без исихазма оно не существует. Кроме того, исихастская практика является «пробным камнем» для опознавания подлинного христианства. Согласно Православному преданию, пост, бдение и молитва — с остальными занятиями, характерными для исихастов — способствуют стяжанию небесных даров. Необходимо с самого начала уточнить, что исихазм означает прежде всего образ жизни, то есть путь к обожению и опыт обожения, и уже во вторую очередь исследование и описание этого опыта и пути, то есть его академическое осмысление с богословскими терминами.

Исихазм является основой и фундаментом догматическо-богословских решений Вселенских Соборов, которые принимались в результате духовного процесса очищения, просвещения и обожения, а не в результате некоей интеллектуально-рассудочной научной деятельности. Посему познание Бога через личное обожение — это дело, доступное всем, образованным и необразованным, мудрым и немудрым, а не только философствующим, как утверждал в XIV веке сторонник унии Варлаам Калабрийский (1290-1359). Его основным оппонентом был святитель Григорий Палама (1296-1359)[2], выдающийся православный богослов своего времени и великий отец Православной Церкви, главный представитель и защитник исихастской традиции.