четверг, 20 марта 2025 г.

Лики оккультизма: амулеты

Автор: Протопресвитер Василий (Георгопулос), лектор богословского факультета Фессалоникийского университета им. Аристотеля

 ***

Амулеты — это древнейшая практика, которая использовалась во многих языческих культах и местах как средство защиты, предполагаемого контроля над духами или силами природы.

В Древнем Египте, например, самым распространенным оберегом было так называемое «Око Гора», а в Древней Греции были известны талисманы и амулеты, носимые на теле. Однако сегодня, и в наши дни, амулеты активно привносятся в жизнь современных людей из оккультного мира, причем во многочисленных формах.

Их рекламируют, продвигают и продают как предметы, обладающие магической силой, которая якобы защищает того, кто ими владеет, от болезней, сглаза, всякого рода препятствий, от магии и всяческих бед.

Иногда их преподносят как средства для удачи, успеха, приобретения богатства, плодородия и т. д. Эта проблема становится еще более сложной и масштабной, когда подобные убеждения сочетаются с предрассудками и суевериями, которые мучают многих доверчивых людей.

Оккультисты всех видов и мастей рекламируют амулеты из различных материалов, самых разных форм, размеров, цветов и т. д. Обычно их носят на шее или на руке. Иногда размещают на видном месте в домах и на своем рабочем месте…

Амулеты присутствуют и в самом ядре оккультизма, то есть в магических обрядах, — как средства, призванные защитить мага от бесконтрольных действий вызываемых им духов.

Присутствуют амулеты и на просторах новомодного течения Нью-Эйдж. Однако здесь их реклама и толкование принципа их действия облачены в современную словесную «оболочку», например амулеты называют средствами для защиты энергии или «проводниками энергии», «аккумуляторами положительной энергии», защитными устройствами, действующими с помощью вибраций или неких частот.

Оккультное восприятие амулетов в сочетании с суевериями и предрассудками входит в разряд заблуждений и действий, от которых верующий отрекался в момент Святого Крещения как от служения диаволу («Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его?»).

В противовес этой мрачной и печальной реальности оккультизма существует реальная христианская жизнь.

Христианин вкушает богатство благословенной свободы, которую даровал ему Христос. Только в этом контексте мы можем понять христианскую критику этого явления, которая насчитывает уже много веков. Так, например, в работе свт. Афанасия Великого говорится: «Амулеты и колдовство бесполезны. А если кто обратился к ним, то пусть знает, что он сделал себя вместо верующего — неверующим, вместо христианина — язычником, вместо разумного — неразумным, вместо умного — безумным» (PG 26, 1320A).

Не оккультные амулеты, а Святой Крест Господень является несокрушимым оружием христианина.

Прп. Иоанн Дамаскин, излагая основные положения многовековой веры Церкви, с непревзойденной богословской точностью напоминает нам о Святом Кресте:

«Он — щит, и оружие, и памятник победы над диаволом. Он — печать, для того чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание. Он — лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих приведение к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, растение воскресения, древо жизни вечной» (Точное изложение Православной веры, 4, 11).

 

Источник: газета «Ортодоксос Типос», выпуск 1952 г.

https://www.entaksis.gr/ὄψεις-ποκρυφισμοῦ-τά-φυλακτά/

 @Редакция «Трость Скорописца», 2025 г.

Благодарим всех тех, кто перепечатывает наши материалы и при этом указывает ссылку на данный блог, показывая этим уважение к труду переводчика. И благодарим тех, кто не указывает, а выкладывает как свои собственные. Да благословит всех нас Господь! Слово Божие пусть сеется обильно.